Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:32, курс лекций
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Научный способ мышления ограничен, наука не видит субъектов и не дает человеку смысла для жизни, не возникает значимость ценностей. А Ф. - восполняет все эти минусы науки. Она есть путь самоутверждения человека путем мышления. Ф. не наука и не должна выдерживать научные критерии позитивистов. Ее пора вер- нуть к истокам. Задача Ф. - высветлить экзистенцию.
Ф. - теоретическое мировоззрение. Мировоззрение - система представлений о мире. Всякое МР обязано включать человека, его место и роль, смысл жизни и деятельности. МР может существовать на практическом и на художественном уровнях. В области Ф. миров система аргументируется (это и есть Ф.) Практически образное и теоретическое мировоззрение.
Структура Ф. знания. Отношение человека к миру: 1. человек пытается преобразовать мир в силу интересов, 2. пытается позна- вать реальность, 3. оценить значение различных аспектов, 4. чело- век как элемент мира (онтологичекое отношение к миру).. Еще м.б. интеракт-взаимодействие человека с другим человеком.
Гносеология - учение о познании. Онтология - Ф. и методоло- гия науки. Праксиология. Аксиология -- Ф. ценностей. Ф. антропо- логия. Социология - социальная Ф. (между людьми). История Ф.
ЭКЗ оформился к 1929 году. Хотя течение это существовало и ранее. Основные представители: Хайдеггер (1889-1976), Ясперс (1883-1969). Бердяев (1874-1948) и Сартр (1875-1948). Центральная проблема - человеческое бытие. На человека давит чуждый ему беспощадный страшный мир. Теоретическая основа ЭКЗ - разделение бытия на подлинное и неподлинное. Главная характерная черта подлинного бытия - существование предшествующей сущности. Предметы, окружающие нас - результаты человеческой деятельности, их сущность предшествует существованию. Человек подобен Богу. Набор качеств образует человека. ЭКЗ: человек есть проект, проектирующий себя в будущем, он предшествует сущности, он замыслен. Человек - это свободность. Выбор человека является весьма ответственным для него и для других. Существование предшествует сущности в отношении человека. Когда человек принимает стандартные решения, то он живет в неподлинном бытии. Большинство людей - в неподлинном бытии. Но вырваться можно. ЭКЗ не связан с мифом, религией : миф не является подлинным бытием.
ГМК. Искусство понимания. Феноменология текста. Имеет длительную историю. Истоки ГМК: 1) - в Древней Греции: Софисты - первые учителя в Греции. Понимание может быть различным. Можно понимать доказательства, теоремы; можно понимать языковые тексты, выражения: можно - смысл слов, фраз, но не понимать, для чего этот человек говорит, чего хочет, - понимание в чувствованиях. Речь шла об этих типах понимания. Софисты - искусство парафраз - пересказ своими словами. 2) Августин Блаженный - обширный труд по ГМК. Его шаги: а) определение понимания: переход от знака к значению; б) оно возможно, так как имеется родственность душ = воспринимаемость знаков одинаковая = одинаковые значения. Концептуальный подход к темным местам священного писания. 3) Распространение ГМК на историю: Хладенциус, 18 в. Расширение ГМК. 4) Шлейермахер, 19 в. применение ГМК - это текст. Текст - это застывшая речь. Метод исследования текста - диалогический. Интерпретация - объективная (грамматическая) и субъективная (психологическая), развитие и полное выражение идей герм. круга. Культуру понимал через совокупность произведений. Автора можно понять лучше, чем он сам себя понимает. 5) В.Дильтей. ГМК становится методологией всех гуманитарных наук, конец 19 - начало 20 века. 6) Современность: Х.Гадамер (род. 1900). Главное произведение: ГМК становится универсальным аспектом ф. В центре внимания - интеллектуальный горизонт. Не история принадлежит нам, а мы истории. Все дается на определенном фоне. Интерпретация только внутри события, не может выйти за рамки. Полностью избавиться от предрассудков мы не можем.
5. ФШ. Представители:
....., Хаберман. На базе института
социальных исследований. Центр
- критическое отношение к
ЛЕКЦИЯ 7. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
1. Проблема человека в истории ф. и культуры.
2. Современная философская антропология.
3. Практика и ее философское осмысление.
4. Ценностные ориентиры человека.
5. Специфика человеческого общения. ОБЩАЯ СХЕМА Ф.
ОЦЕНКА ОБЩЕНИЕ
МИР ПРАКТИКА - ЧЕЛОВЕК ------T------ ЧЕЛОВЕК
ПОЗНАНИЕ ВОЗМОЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Существуют три основных источника, к формулированию наших знаний о человеке: 1) классическая ф. традиция; 2) религия; 3) наука - в истории человеческой культуры. 1) Антическая ф. делится на два периода: а) досократики - вопросы натурфилософии: как устроен космос и др.; б) сократики: в центр внимания ставится человек. Что такое человек? - не дает ответа на этот вопрос, но пытается. Без испытаний человек не нормальный. Человек - существо, которое задает разумные вопросы и способно держать ответ перед наступающими вопросами.
Марк Аврелий (второй век до н.э.): сущность человека не зависит от внешних обстоятельств, она зависит от оценки человеком самого себя. Лишь внутренняя тенденция имеет значение и не должна быть нарушена, но кто живет в личности, тот живет в космосе, потому что микро- и макрокосмы едины. Только сила разума (а не чувств) может быть основной силой человека. Только здесь человек свободен, автономен, самодомтаточен - в своем разуме. Вещи не касаются души, но пребывают в покое вне ее. Мир - измерения, жизнь - убеждения. Разум есть специфическое человеческое стремление. Разум автономный орган. 2) Религия. Если человек мыслит в ее рамках - первоначальный грех снижает мощь разума в результате грехопадения, опора должна быть не на разум, а только на Бога. Б.Паскаль - ? не годится геометрия мышления, человек - конечное многообразие; утонченен, противоречив. Постичь человека можно, изучая его жизненный путь. Человек - тайна; путь к ее разгадке - религия. Человек - противоречие, смесь материального и нематериального. 3) Наука. Человек занимался самолюбованием, а наука ударила "по этому месту": Коперник, Дарвин и др. Человек - природное существо, как этап эволюции. В 18 веке появилась идея, что человек - гидравлическая система (век развития механики). В современном мире о человеке можно говорить как об ЭВМ. Человек - натуралистическая система. Две версии: биологизм (биополитика и др.) и физиологизм (человек - совокупность атомов и т.п.).
Основные образы человека: а) Homo sapiens (классические натурфилософские традиции); (религия - разновидность классических философских традиций (КТФ) - разум в подчинении Бога); б) Homo sapiens (природное существо); в) (с 19 века) - Homo деятельный (социологический - Маркс и др.). Наши представления о человеке расколоты, противоречиво стремление к созданию объединенного направления. Современная философская антропология (ФА): выяснить подлинную природу человека, на которой основаны образы его поведения, учитывая все ф. концепции и современные взгляды - т.е.: выявить единые образы. Шиллер, Гелен, Плесснер - основоположники ФА.
Шиллер - основоположник ФА и современной ?флексиологии. Первый человек в 20 веке, который попытался соединить научные и духовные аспекты человека. Начало 20 века = осмысление естественно-научного материала прошлых лет. Сущее может быть живое и неживое. Живое - имеет ценность само по себе, обладая собой и являясь для себя бытием. У неживого этого нет. Вместо феномена - ценность у Шиллера (ученика Гуссерся, кстати). Границы живого совпадают с границами чувствительности (ощущкния). Сущность живого - жизненные порывы, стремления. Растения: жизненный порыв - рост и размножение. Это непрерывная линия. На базе этого формируются ощущения, восприятие, представление (у животных). Познание предшествует оценке. Восприятие - познанию. Человек только может твердо сказать "нет" жизненному стремлению - в этом его специфика. Рефлексия - размышление, обращение назад. Это и есть способность пойти наперекор жизненному порыву. Человек есть ?Х, открытое миру. Он не только связан с непосредственным окружением, но и может пртивостоять. Становится перед лицом мира.
Гелен. Центральное его понятие - действие. Человеческая культура - восполнение недостаточности его формулы и стремление их восполнить. Человек - существо, состоящее из недостатков. Для их компенсации он должен действовать. Существовать - это уже действие. Главный подход Гелена - объективизм: пространный физический процесс не дает постичь сущность. Субъективизм: исторический принцип. Гелен: сущность действия раскрывается в опосредованных действиях, институционализир., когда человек освобождается. Здороваться - опосредованное действие. Освободиться от институций можно с помощью правил. Гелен вводит понятие "правила".
Плесснер. Человек и все живое - через определенную структуру. Все живое имеет позициональные отличия. Растения, животные, отличаются. Растения и животные - открытые (входят в окружающий мир и зависят от него) и закрытые (за счет нервной системы, единственный центр животного - сознание) позициональности. У человека есть самосознание (знает себя как тело, состояние), что помогает человеку взглянуть на ебя со стороны, выйти из мира, в котором он живет.
Отрицательные черты ФА: не учитывает историю, культуру.
Лоренц: объединил биологическое и социальное.
ПРАКТИКА И ЕЕ ФОРМЫ ОСМЫСЛЕНИЯ.
Деятельность человека - сложное образование из материальных и духовных составляющих. А по каким критериям отличать духовное от материального? Разделение на основе продуктов человеческой деятельности. Продукт материален, деятельность - изменение природной или социальной среды. Понятие, теория, мораль, гипотеза, образ - духовные продукты. Субъект деятельности, объект и средства (орудия труда, партии, организации). Труд - взаимодействие человека и природы. Социальная практика - изменение социальных отношений между людьми. Возможно, труд плюс социальность есть сочетание духовно-практической деятельности. Знание - духовный продукт, но он должен воплощаться в виде материальных продуктов - духовных продуктов.
Нефилософское течение (научное) ?Котарбинский (Польша). Начало 20 века - правила организации труда (у нас был Г.Х. Попов до политики) - ?пракциология. В 19 веке - марксизм и прагматизм. Маркс: философия практики (особенно западной) - фундаментальное значение практики как основы познания, критерия истины. Изменение форм практики = изменение общественных структур.
Другая (противоположная) наиболее важная роль духа отображена в работе Макса Вебера "Протестантская этика и дух капитализма": капитализм - следствие изменения характера духа до протестантизма. Дух капитализма происходит из протестантской этики. Высшее религиозное значение - выполнение профессиональной деятельности. Главное в истории - дух, а не практика (Пиритим Сорокин). Прагматизм - специфическое направление (США), оригинальная зависимость от позитивизма, эмпиризма, дарвинизма плюс здравый смысл. Главное: неразделимость мышления и действия. Задача: решение проблемы не философов, а проблемы людей. Мышление - орудие приспособления, действия. Основа теории: сомнения - веры, истины и значения. Пирс, Джеймс, Дьюи. Началось же все с Декарта: принцип сомнения: все можно и нужно подвергать сомнению. Сомнение - основной исходный пункт: мыслю - следовательно, существую. Пирс критикует Декарта: нельзя во всем сомневаться, у человека есть система определенных взглядов, с них надо и начинать. Вера - спокойное состояние ума, способность действовать определенным образом. Сомнение - разрушение веры. Исследование - акция обретения устойчивого верования = снова готовность к действию. Истина - устойчивое верование, ведущее к успеху.
ЦЕННОСТИ. Понятие ценности - достаточно сложное. Ценность - фиксированное отношение одного субъекта к другому. Ценности не имеют бытия, они имеют значение. Это требование, обращение к человеческой воле. Есть материальные ценности и ценности сами по себе. Две основные формы направления осмысления ценностей: 1) общественное мнение - выражение определенного интереса людей к определенному событию; 2) ценностные формы общественного сознания - религия (оценивает реальность с Божьей точки зрения), мораль, право, ф. (синтез человеческих ценностей - хотя бы попытка). Аксеология - попытка создать учение о ценностях. Уровень обыденного мнения. Иерархия ценностей: 1) здоровье; 2) чувственные ценности и т.п. Концепция Платона: истина, добро и красота.
Как пример попытки классифицировать основные ценностные стремления человека - Арчибальд: 1) гедонизм - ориентация на добро, как приятное ощущение, а зло - ощущение неприятное; 2) романтизм - добро-энтузиазм, порыв, желание, стремление; зло - опасность; 3) волюнтаризм - добром является достижение цели, реализация воли, а зло - не достижение, отсутствие результатов; 4) ?анондизм - абсолютное состояние покоя, нирвана и т.п. Таким образом, происходит трансформация человеческих ценностей по этапам: от 1) к 4) по возрасту, но другие ценности не исчезают при преобладании какой-либо одной.
СПЕЦИФИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.
Общество - совокупность людей, связей и отношений между ними, различными на разных этапах, есть устойчивые формы этих отношений. Формы отношений - рамки для общения. Субъективность общения (личностное, коллективное, общество, существование двойников). Может быть квазиобъект ("уважаемый шкаф") - отношение к природным объектам как к субъектам. Образ человека квазисубъективен. Средства общения - язык (в т.ч. жестов, глаз). Общение - интерпретация ситуации прежде социального действия, мы поступаем соответственно с этой интерпретацией. Если ситуация оценивается как реальная, то она оказывается реальной по последствию - теорема. Современное ф. направление - ?эндометодология. Чтобы скрыть формы ожидания надо разрушить взаимодействие ожидаемого (Карпентер). Формы ожидаемого продуцируют социальную реакцию и имеют огромное значение. Уровни общения: 1) манипулирование - с человеком общаются как с вещью; 2) рефлексивная игра - у субъекта есть собственный план действия, но задача - не учитывать его, а обыграть для своего плана; 3) правовое - стремление к взаимосогласию планов действия. Учет противоположного плана. Фактор - настаивание; 4) на внутренней основе согласие-общение-приобщение к миру другого субъекта, попытка к созданию общности, отлична от манипулирования и др.
ЛЕКЦИЯ 8А. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОППЕРА.
Он впервые поставил вопрос: что такое марксизм? Ф., научное течение, идеология или что-то еще? Является ли марксистская теория научной? У самих марксистов нет доказательств. Если у теории есть практика, это еще не обязательно наука. Отсюда следует, что Поппер начинает заниматься методологией науки. Верификация (эмпирическое подтверждение) - единственный принцип разделения МФ и науки. Чем больше подтверждающий фактор, тем больше научности. Необходимо проанализировать: как теорию можно опровергнуть: не м.б. опровергнута - значит не-наука, а фальсификация = разделение теории и фальсификации. Не искать максимальное количество фактов, а искать фальсификаторы. Но существуют такие теории, которые не имеют фальсификаторов - например, поведение человека всегда м.б. объяснено, а теория марксизма - нет. История все более зависит от науки; научные открытия предвидеть нельзя, т.к. предсказать открытие - значит его сделать, можно только фантазировать. Историю нельзя предвидеть (а коммунисты это делают). Историцизм Поппера. Нищета историцизма (а по сути марксизма).
ЛЕКЦИЯ 8Б. ПОСТМОДЕРНИЗМ (ПМЗ) И ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (ЭЭ)
Термин ПМЗ возник в 1976 году в искусствоведческих дискуссиях из-за неудовлетворенности модернизма. Взлет ПМЗ приходится на 1980 год. Дискуссии - внимание к проблемам ПМЗ. Модерн - отказ от исторических традиций, совокупность направлений в искусстве в целом; попытки создания современного типа. Символ модерна - стеклянная коробка. В искусстве - символизм (Кандинский, Малевич, Пикассо) середина 20 века. ПМЗ - печаль по поводу утраченного. В ф. - ПМЗ имел иной смысл: модерн - течение, связанное с традицией просвещения, человеческим разумом; общество, основанное на разуме, гимн обществу, разуму, науке = решение всех проблем (от Декарта). Рубеж индустриальной революции - переход к модерну. ПМЗ - течение, стремящееся разрушить логоцентризм современной культуры, против деспотизма, рациональности; кроме того, ПМЗ - отсутствие всяких стилей, смесь, переплетение; определенная идеология: смешение стилей, оригинальные художественные произведения, расширяющие средства художественного изображения - цитирование и sim. Нам не дано более создавать что-то для расширения средств - это уже сделано, только можно процитировать. Само слово ПМЗ (деконструкция (ключевое понятие ПМЗ)) из языкознания. Переводчики делают из стиха прозу, а потом переводят. Однако, это - не деструкция, не уничтожение, а разделение, расслоение на части. Это ни анализ, ни критика, ни активная операция, а событие, предшествующее любому размышлению. Попытка нерациональными средствами овладеть многообразием человеческой культуры. Универсилизировать всю культуру - подавлена (США, Запад). Это определенная трагедия. А у нас антирационалистической школы почти нет, внешние черты ПМЗ есть, а самого ПМЗ - нет. Для нашей страны характерен РЦ и ЭЭ.