Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 03:32, реферат
Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской мысли. В ней
нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. Но главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития.
Фейербах выводил религиозное сознание из особенностей человеческой природы,
но саму эту природу понимал не исторически, абстрактно. Отсюда и его
трактовка религии носила неисторический, абстрактный характер.
Натуралистический подход к человеческой сущности помешал ему увидеть
социальное содержание религиозных представлений, их исторический характер.
Если религия рождается в сердце человека, то она так же неистребима, как
неистребимы человеческие эмоции. Фейербах, однако, предполагал, что
религиозно-фантастические представлений когда-нибудь исчезнут. Но когда? Тогда,
отвечал философ, когда любовь человека к человеку станет религиозным Чувством и
заменит собой традиционную религию. Человек добьется на земле того, что
религия обещает на небе. Атеизм есть истинная религия, религия без Бога,
религия человеческого братства и любви.
Религиозные верования и чувства основаны на отчуждение некоторых свойств
человека. Ум, сила, справедливость и другие качества отрываются от своих
конкретных носителей, обобщаются и многократно умножаются. Тогда они
приписываются фантастическим существам — персонажам многочисленных религий.
Если бы у птиц была религия, говорил Фейербах, то их 6оги представлялись бы
могучими птицами. Человек же создает богов по своему образу и подобную,
отчуждая от себя и приписывая им свои лучшие качества, но в фантастическом и
гипертрофированном виде. Надо покончить с этим процессом отчуждения, вернуть
человеку отнятые у него качества, свести религиозные верования к их земной,
реальной основе.
В объем понятия «классическая немецкая философия» входят философские системы
Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Созданные за сравнительно
короткий исторический срок и образуя преемственный ряд, эти системы обладают
некоторыми общими признаками. К их числу относится, во первых, развитие
диалектики не только как способа критики «чистого разума» (Кант), но и как
универсального метода познания и целостной системы логических категорий. Во-
вторых, применение; диалектического метода к историческому процессу, попытки
сформулировать законы общественного развития, правда, на базе объективного
идеализма. В-третьих, вера в исторический прогресс, в плодотворность
научного, в том числе философского познания. И, наконец, гуманизм, глубокое
уважение к человеку, который выступает как цель, а не средство (Кант) и как
универсальный предмет философии (антропологический материализм Фейербаха).
Классическая немецкая философия наложила заметный отпечаток на последующий
ход развития мировой философской мысли. Она послужила теоретическим
источником
формирования философских
Чернышевского. На ее базе возникли влиятельные философские школы
неокантианства и неогегельянства, расцвет деятельности которых падает на
последнюю треть XIX и первую треть XX столетий.
Список использованной литературы:
1.
Кант И. Критика чистого
2. Кант И. Пролегомены. М., 1934.
3. Кант И. Соч. в 6 т., Т. П. С.
4. Гегель. Энциклопедия философских наук. Ч.1,2,3. М., Л., 1929
5. Гегель. Наука логики. Соч. Т. V. М., 1937
6. Фейербах Л. Соч. Т. 1. М., 1956
7.
Фейербах Л. Избр.филос.
8. Философия: Ч 1, История философии. Изд. 2-е., М., ЮристЪ., 1998