Классическая немецкая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 03:32, реферат

Описание работы

Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской мысли. В ней
нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. Но главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития.

Работа содержит 1 файл

Классическая немецкая философия.docx

— 79.07 Кб (Скачать)

пользе или  счастью людей, он носит строго формальный априорный характер и имеет

форму заповеди, безусловной, обя­зательной для  всех людей. Категорический

императив формулируется  следующим образом: поступай так, чтобы  максима

(основной  принцип) твоей воли во всякое  время могла бы служить принципом

всеобщего законодательства. Этот принцип носит отвлеченный  характер. Ему

могут соответствовать  самые разнообразные требования и постулаты: религиозные

заповеди  выводы житейской мудрости и многое другое.

Важнейшей конкретизацией категорического императива является императив

«практический»: поступай так, чтобы человечество в  твоем лице, так же, как

и в лице каждого другого непременно употреблялось  как цель и никогда как

средство.

Эти положения, выражая принципы гуманизма, имели  большое прогрессивное значение

для своего времени. В них заключен протест  против закрепощающих человека уз

феодально-абсолютистского  строя. Большое влияние на этические  и

социально-политические взгляды Канта оказал Ж.Ж. Руссо. «Было время,  когда...

я презирал чернь, — писал Кант. — Руссо  исправил  меня и направил на иной путь.

Это ослепляющее  преимущество исчезает; я учусь уважать  человека...». Выступая

за права  человека, философ подчеркивал, что  «человек, зависящий от другого,

не есть уже  более человек; он это звание утратил, он тогда не что иное, как

принадлежность  другого человека, ...в человеческой природе рабство есть

наивысшее из зол». Кант заимствовал у Руссо  мысль о независимости нравственной

природы человека от достижений науки и культуры, преломив ее в своем учении о

независимости и первоначальности нравственности, о первенстве практического

разума над  теоретическим. Кант, вопреки догматам протестантизма и католицизма,

считал, что  нравственность автономна и не зависит  от религии. Напротив, религия

должна выводиться из принципов нравственности.

Практический  императив, провозглашая человека целью, а не средством,

устраняет, по словам философа, «фанатическое  презрение к самому себе как

человеку (ко всему человеческому роду) вообще...». Человек не может быть

ничьим рабом, в том числе и рабом божьим. Поэтому «мораль следует

культивировать  больше, чем религию», а «Бог необходим  только с моральной

точки зрения». Бог превращен в этический  символ. Философия Канта, таким

образом, сближается с деизмом.

Кант мечтал о вечном мире на земле, о союзе  свободных го­сударств и свободных

народов как  гаранте этого мира. Обосно­ванию этого посвящен его трактат

«Вечный мир».

Кант —  одна из ключевых фигур мировой философской  мысли. Гегель справедливо

считал, что  в учении Канта происхо­дит главный  переход к новейшей философии.

В его учении о категориях рассудка и антиномиях разума, об активности

субъ­екта в  познании и нравственной практике началась разработка

диалектического метода познания — главного достижения не­мецкой классической

философии.

У Канта было огромное число последователей и  не меньшее число критиков.

Критиковали его «справа» и «слева». Справа: —  с позиций последовательного

идеализма —  за допущение мате­риалистического тезиса о существовании

независимо  от субъекта вещей в себе. Слева  — с позиций материализма —  за

агности­цизм  и априоризм, которые вели к субъективному  идеализму. За это же

его критиковал Гегель, но с позиций абсолютного  объек­тивного идеализма и,

что очень  существенно, — с позиций все­сторонне разработанного

диалектического метода.

    

§ 2. «Наукоучение»  Фихте

 

 

     Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814) родился  в семье крес­тьян. Благодаря

выдающимся  способностям и редкому трудолюбию ему удалось получить образование.

В отли­чие от Канта или Гегеля жизнь Фихте  была насыщена драмати­ческими

событиями. Фихте — не только видный представитель  классической немецкой

философии, но и идеолог немецкого освободительного движения, направленного

против французских  оккупантов. В то же время в его  творчестве нашли отражение

прогрессивные идеи французского Просвещения и  революции. 1793 г. он опубликовал

(анонимно) два  сочинения, восхваляющие эти идеи. В 1799 г. в философском

журнале появились  статьи, в которых Фихте отождествлял идею Бога с моральным

мировым порядком. Журнал был запрещен правительством,  Фихте обвинен в атеизме

и уволен с  должности профессора Иенского университета. Только в 1805 г. ему

удалось стать  профес­сором Эрлангенского университета. В 1807 г. в

оккупированном  французами Берлине Фихте выступает  с циклом публичных лекций —

«Речи к немецкой нации», в. которых он призывал к  объединению страны, ее

возрождению, демократическим реформам. Патриотическая деятельность философа

находит широкий  отклик в государствах тогдашней  Германии. С 1809 г. Фихте —

профессор Берлинского  университета, а в 1811—1812 гг. избирается его ректором.

В 1813 г. он вступает в ландштурм (ополчение) и в 1814 г. умирает в госпитале,

заразившись, по-види­мому, тифом.

Свою философию  Фихте называет «первой системой свободы», которая

освобождает человеческое «Я» от оков вещей в  себе, от внешнего диктата.

Философия, по его мнению, не мировоззрение, а  самосознание, связанное с

характером, образом мыслей, практическими действиями личности.

Фихте подвергает критике философию Канта. Он не согласен  с утверждением о

непознаваемости вещей в себе. Эта критика ведется  справа — с позиций более

последовательного субъективного идеализма. Первичной  реальностью Фихте

называет  абсолютное человеческое «Я», которое  включает в себя все, что можно

мыслить. «Я»  — мыслящий субъект, обладающий большой  активностью. Его

деятельность  выливается в диалектический процесс: происходит движение от

первоначального положения (утверждение) к противоположному положению

(отрицание), а от него — к третьему  положению (единство, синтез первых  двух

положений).

Кроме «Я»  существует «не-Я», или некий объект природы, окружающей

действительности. Он воздействует на «Я» и даже определяет в какой-то мере

его деятельность. По словам философа, понять разумом  механизм этого

воздействия невозможно его можно только прочувствовать. Наряду с

теоретической деятельностью «Я», мышлением, философ  признает и деятельность

бессознательную. К бессознательной деятельности относится нравственное

поведение субъекта: исполнение им долга, повино­вение законам  морали и права.

«Не-Я» не только существует, но и воздействует на «Я». Фи­зическая природа

человека, его  естественные склонности, состав­ляющие  «не-Я», побуждают «Я» к

действию  и в то же время искажают проявления нравственности, противодействуют

прояв­лениям  морального долга. Чем сильнее воздействие  «не-Я», или

чувственной природы человека, тем труднее  для «Я» выполнять свой этический

долг.

Фихте правильно  схватывает то противоречие, которое  дейст­вительно существует

между чувством и долгом. Но что же все-таки надо понимать под категорией «не-

Я»? Может  создаться впечатление, что, пользуясь  своеобразной терминологией,

Фихте высказывает  обычные материалистические взгляды  на соотноше­ние субъекта

и объекта, сознания и природы. Однако это впе­чатление обманчиво. Фихте

сознательно дистанцируется не толь­ко от материализма как философского

мировоззрения, но и от половинчатых взглядов Канта, признававшего объективно-

реаль­ное существование  вещей в себе. Как подчеркивает Фихте, «не-Я» нельзя

отождествлять с вещью в себе в кантовском смысле. Категория «не-Я» — это

результат деятельности сознания, т.е. продукт «Я». Обыденному сознанию

кажется, что  окружающие его вещи, природа, весь мир существуют независимо от

челове­ческого  сознания. Фихте убежден, что мы имеем  дело с иллю­зией,

которая преодолевается философским мышлением. Одним словом, первичен субъект,

«Я». Его  активная деятельность, но­сящая, правда, духовный характер, творит

объект, внешний  мир.

Нетрудно  обнаружить, что в рассуждениях Фихте  наличест­вует логический круг: «Я»

порождает «не-Я», а «не-Я» порож­дает «Я». Пытаясь  вырваться из этой логической

круговерти, философ вводит еще одну категорию— интеллектуальное

со­зерцание», или «интеллектуальная интуиция». Она призвана

устранить противоположность  субъекта и объекта, но противопо­ложность эта все

же остается, а ее преодоление превращается в  бесконечно далекую, недостижимую

цель.

Интеллектуальная  интуиция принадлежит не теоретическому мышлению, а

«практической деятельности», под которой Фихте  понимает сферу нравственности,

морального  «действования» и «долженствования», этических оценок, что очень

похоже «практический  разум» в философии Канта. Здесь  возникает еще одно

противоречие  в философской системе Фихте. С одной стороны, он провозглашает

всесилие  разума, свое учение он называет «учением о науке», наукоучением» 

(Wissenshcaftslehre).  Философия есть наука о науке,  высшее и безусловное

основоположение для всех наук, универсальный метод  познания. С другой стороны,

теоретический разум подчиняется «практическому», т.е. нравственному сознанию и

воле, которые  постигаются интуитивно, представляют собой сферы, закрытые для

теоретического  разума.

Философия Фихте  обременена и другими противоречиями, неизбежными для

субъективного идеализма. Если исходить из его посылок  и быть последовательными,

субъективный  идеализму неизбежно приводит к  солипсизму, т.е.

утверждению, что существует одно-единственное мое  «Я», а весь окружающий мир —

его порождение. Фихте пытается дедуктивным путем  вывести из исходного «Я»

возможность существования множества других свободных индивидов, других «Я». По

мнению философа, данная дедукция обусловлена и нормами  права. Если признать

существование одного «Я», то ни о каком праве  и законности не может быть и

речи. Разумеется, это так, но тогда рушатся исходные посылки субъективного

идеализма как  монистической философии. Фактически, Фихте переходит на позиции

идеалистического  плюрализма типа монадологии Лейбница. Однако этот путь не

привлекает  Фихте, и он склоняется к объективному идеализму, сочетая его с

субъективным.

По сути дела Фихте использует два значения понятия  «Я»: 1) «Я», тождественное

индивидуальному сознанию и 2) «Я», не: тождественное  индивидуальному сознанию,

абсолютное  «Я», т.е. сознание сверхчеловеческое. А это уже и есть

объективный идеализм. Философ не всегда предупреждает, в каком смысле он

употребляет понятие «Я», что создает трудности  для понимания его мысли. Оба

значения  то совпадают, то расходятся, и в  этом философ усматривает движущий

принцип мышления, ядро диалектики.

Следует учитывать  эволюцию взглядов Фихте. После 1800 г  он внес существенные

коррективы  в свою философию. В первый период в ней преобладал субъективный

идеализм. Абсолютное «Я» рассматривалось как недостижимая цель деятельности

субъекта, как  потенциальная бесконечность. Во второй период абсо­лютное «Я»

Информация о работе Классическая немецкая философия