Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 03:32, реферат
Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской мысли. В ней
нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. Но главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития.
пользе или счастью людей, он носит строго формальный априорный характер и имеет
форму заповеди, безусловной, обязательной для всех людей. Категорический
императив формулируется следующим образом: поступай так, чтобы максима
(основной
принцип) твоей воли во всякое
время могла бы служить
всеобщего законодательства. Этот принцип носит отвлеченный характер. Ему
могут соответствовать самые разнообразные требования и постулаты: религиозные
заповеди выводы житейской мудрости и многое другое.
Важнейшей конкретизацией категорического императива является императив
«практический»: поступай так, чтобы человечество в твоем лице, так же, как
и в лице каждого другого непременно употреблялось как цель и никогда как
средство.
Эти положения, выражая принципы гуманизма, имели большое прогрессивное значение
для своего времени. В них заключен протест против закрепощающих человека уз
феодально-абсолютистского строя. Большое влияние на этические и
социально-политические взгляды Канта оказал Ж.Ж. Руссо. «Было время, когда...
я презирал чернь, — писал Кант. — Руссо исправил меня и направил на иной путь.
Это ослепляющее преимущество исчезает; я учусь уважать человека...». Выступая
за права человека, философ подчеркивал, что «человек, зависящий от другого,
не есть уже более человек; он это звание утратил, он тогда не что иное, как
принадлежность другого человека, ...в человеческой природе рабство есть
наивысшее из
зол». Кант заимствовал у Руссо
мысль о независимости
природы человека от достижений науки и культуры, преломив ее в своем учении о
независимости и первоначальности нравственности, о первенстве практического
разума над теоретическим. Кант, вопреки догматам протестантизма и католицизма,
считал, что нравственность автономна и не зависит от религии. Напротив, религия
должна выводиться из принципов нравственности.
Практический императив, провозглашая человека целью, а не средством,
устраняет, по словам философа, «фанатическое презрение к самому себе как
человеку (ко всему человеческому роду) вообще...». Человек не может быть
ничьим рабом, в том числе и рабом божьим. Поэтому «мораль следует
культивировать больше, чем религию», а «Бог необходим только с моральной
точки зрения». Бог превращен в этический символ. Философия Канта, таким
образом, сближается с деизмом.
Кант мечтал
о вечном мире на земле, о союзе
свободных государств и
народов как гаранте этого мира. Обоснованию этого посвящен его трактат
«Вечный мир».
Кант — одна из ключевых фигур мировой философской мысли. Гегель справедливо
считал, что в учении Канта происходит главный переход к новейшей философии.
В его учении о категориях рассудка и антиномиях разума, об активности
субъекта в познании и нравственной практике началась разработка
диалектического метода познания — главного достижения немецкой классической
философии.
У Канта было огромное число последователей и не меньшее число критиков.
Критиковали его «справа» и «слева». Справа: — с позиций последовательного
идеализма — за допущение материалистического тезиса о существовании
независимо от субъекта вещей в себе. Слева — с позиций материализма — за
агностицизм и априоризм, которые вели к субъективному идеализму. За это же
его критиковал Гегель, но с позиций абсолютного объективного идеализма и,
что очень существенно, — с позиций всесторонне разработанного
диалектического метода.
§ 2. «Наукоучение» Фихте
Иоганн Готлиб Фихте (1762—
выдающимся способностям и редкому трудолюбию ему удалось получить образование.
В отличие от Канта или Гегеля жизнь Фихте была насыщена драматическими
событиями. Фихте — не только видный представитель классической немецкой
философии,
но и идеолог немецкого
против французских оккупантов. В то же время в его творчестве нашли отражение
прогрессивные идеи французского Просвещения и революции. 1793 г. он опубликовал
(анонимно) два
сочинения, восхваляющие эти
журнале появились статьи, в которых Фихте отождествлял идею Бога с моральным
мировым порядком. Журнал был запрещен правительством, Фихте обвинен в атеизме
и уволен с должности профессора Иенского университета. Только в 1805 г. ему
удалось стать профессором Эрлангенского университета. В 1807 г. в
оккупированном французами Берлине Фихте выступает с циклом публичных лекций —
«Речи к немецкой нации», в. которых он призывал к объединению страны, ее
возрождению, демократическим реформам. Патриотическая деятельность философа
находит широкий отклик в государствах тогдашней Германии. С 1809 г. Фихте —
профессор Берлинского университета, а в 1811—1812 гг. избирается его ректором.
В 1813 г. он вступает в ландштурм (ополчение) и в 1814 г. умирает в госпитале,
заразившись, по-видимому, тифом.
Свою философию Фихте называет «первой системой свободы», которая
освобождает человеческое «Я» от оков вещей в себе, от внешнего диктата.
Философия, по его мнению, не мировоззрение, а самосознание, связанное с
характером, образом мыслей, практическими действиями личности.
Фихте подвергает критике философию Канта. Он не согласен с утверждением о
непознаваемости вещей в себе. Эта критика ведется справа — с позиций более
последовательного субъективного идеализма. Первичной реальностью Фихте
называет абсолютное человеческое «Я», которое включает в себя все, что можно
мыслить. «Я» — мыслящий субъект, обладающий большой активностью. Его
деятельность выливается в диалектический процесс: происходит движение от
первоначального положения (утверждение) к противоположному положению
(отрицание), а от него — к третьему положению (единство, синтез первых двух
положений).
Кроме «Я» существует «не-Я», или некий объект природы, окружающей
действительности. Он воздействует на «Я» и даже определяет в какой-то мере
его деятельность. По словам философа, понять разумом механизм этого
воздействия невозможно его можно только прочувствовать. Наряду с
теоретической деятельностью «Я», мышлением, философ признает и деятельность
бессознательную. К бессознательной деятельности относится нравственное
поведение субъекта: исполнение им долга, повиновение законам морали и права.
«Не-Я» не только существует, но и воздействует на «Я». Физическая природа
человека, его естественные склонности, составляющие «не-Я», побуждают «Я» к
действию и в то же время искажают проявления нравственности, противодействуют
проявлениям морального долга. Чем сильнее воздействие «не-Я», или
чувственной природы человека, тем труднее для «Я» выполнять свой этический
долг.
Фихте правильно схватывает то противоречие, которое действительно существует
между чувством и долгом. Но что же все-таки надо понимать под категорией «не-
Я»? Может создаться впечатление, что, пользуясь своеобразной терминологией,
Фихте высказывает обычные материалистические взгляды на соотношение субъекта
и объекта, сознания и природы. Однако это впечатление обманчиво. Фихте
сознательно дистанцируется не только от материализма как философского
мировоззрения, но и от половинчатых взглядов Канта, признававшего объективно-
реальное существование вещей в себе. Как подчеркивает Фихте, «не-Я» нельзя
отождествлять с вещью в себе в кантовском смысле. Категория «не-Я» — это
результат деятельности сознания, т.е. продукт «Я». Обыденному сознанию
кажется, что окружающие его вещи, природа, весь мир существуют независимо от
человеческого сознания. Фихте убежден, что мы имеем дело с иллюзией,
которая преодолевается философским мышлением. Одним словом, первичен субъект,
«Я». Его активная деятельность, носящая, правда, духовный характер, творит
объект, внешний мир.
Нетрудно обнаружить, что в рассуждениях Фихте наличествует логический круг: «Я»
порождает «не-Я», а «не-Я» порождает «Я». Пытаясь вырваться из этой логической
круговерти, философ вводит еще одну категорию— интеллектуальное
созерцание»,
или «интеллектуальная
устранить противоположность субъекта и объекта, но противоположность эта все
же остается, а ее преодоление превращается в бесконечно далекую, недостижимую
цель.
Интеллектуальная интуиция принадлежит не теоретическому мышлению, а
«практической деятельности», под которой Фихте понимает сферу нравственности,
морального «действования» и «долженствования», этических оценок, что очень
похоже «практический разум» в философии Канта. Здесь возникает еще одно
противоречие в философской системе Фихте. С одной стороны, он провозглашает
всесилие разума, свое учение он называет «учением о науке», наукоучением»
(Wissenshcaftslehre). Философия есть наука о науке, высшее и безусловное
основоположение для всех наук, универсальный метод познания. С другой стороны,
теоретический
разум подчиняется «
воле, которые постигаются интуитивно, представляют собой сферы, закрытые для
теоретического разума.
Философия Фихте обременена и другими противоречиями, неизбежными для
субъективного идеализма. Если исходить из его посылок и быть последовательными,
субъективный идеализму неизбежно приводит к солипсизму, т.е.
утверждению, что существует одно-единственное мое «Я», а весь окружающий мир —
его порождение. Фихте пытается дедуктивным путем вывести из исходного «Я»
возможность существования множества других свободных индивидов, других «Я». По
мнению философа, данная дедукция обусловлена и нормами права. Если признать
существование одного «Я», то ни о каком праве и законности не может быть и
речи. Разумеется, это так, но тогда рушатся исходные посылки субъективного
идеализма как монистической философии. Фактически, Фихте переходит на позиции
идеалистического плюрализма типа монадологии Лейбница. Однако этот путь не
привлекает Фихте, и он склоняется к объективному идеализму, сочетая его с
субъективным.
По сути дела Фихте использует два значения понятия «Я»: 1) «Я», тождественное
индивидуальному сознанию и 2) «Я», не: тождественное индивидуальному сознанию,
абсолютное «Я», т.е. сознание сверхчеловеческое. А это уже и есть
объективный идеализм. Философ не всегда предупреждает, в каком смысле он
употребляет понятие «Я», что создает трудности для понимания его мысли. Оба
значения то совпадают, то расходятся, и в этом философ усматривает движущий
принцип мышления, ядро диалектики.
Следует учитывать эволюцию взглядов Фихте. После 1800 г он внес существенные
коррективы в свою философию. В первый период в ней преобладал субъективный
идеализм. Абсолютное
«Я» рассматривалось как
субъекта, как потенциальная бесконечность. Во второй период абсолютное «Я»