Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 03:32, реферат
Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской мысли. В ней
нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. Но главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития.
опытного познания в нас должны существовать «чистые», т.е. свободные от всего
эмпирического, наглядные представления, которые являются формой, условием
всякого опыта. Такими «чистыми», т.е. априорными наглядными представлениями
выступают пространство и время. По мнению философа, пространство и
время — это формы именно чувственности, а не рассудка, это
представления, а не понятия. Кант аргументирует это следующим образом: понятие
дискурсивно и включает в себя различные виды, например понятие «человек»
включает в себя различные виды людей. Но этого нельзя сказать о пространстве и
времени. Существует, как думал Кант, одно-единственное время и
одно-единственное пространство. Следовательно, пространство и время — это
единичные представления интуитивного характера.
Пространство вовсе не представляет собой свойства каких-либо вещей в себе,
время также не принадлежит вещам в себе ни как их свойство, ни как их
субстанция. Кант, таким образом, отнимает у пространства и времени всякое
притязание на реальность, он превращает их в особые свойства субъекта.
Кант полагал, что своим учением об априорных формах чувственности и рассудка он
спасает науку
от юмовского скептицизма и
есть лишь одна из разновидностей субъективизма. Говоря о том, что существует
одно-единственное пространство, он опирался на физику и космогонию своего
времени, которые знали действительно одно, а именно эвклидово пространство.
Через четверть века после смерти Канта русский ученый Н.И. Лобачевский
показал, что
свойства пространства зависят
от свойств материи и что
геометрия вовсе не является единственно возможной. Возникли и другие системы
неэвклидовой геометрии. Теория относительности покончила и с метафизическим
представлением
об абсолютной независимости
свойства материи определяют свойства и пространства, и времени.
Следовательно, существует множество форм пространства и времени, что
опровергает главный аргумент Канта в пользу их априорности. Первая ступень
познания — область чувственности — характеризуется способностью человека
упорядочивать хаос ощущений при помощи субъективных форм созерцания —
пространства и времени. Таким путем, по мысли Канта, образуется предмет
чувственности, или мир явлений. Следующая ступень — это область рассудка.
Опыт есть продукт деятельности, с одной стороны, чувственности, с другой —
рассудка. Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без
чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один бы не
был мыслим. Мысли без содержания пусты, а наглядные представления без понятий
слепы. Знание, таким образом, возникает из двух условий: чувственности и
рассудка. Суждения восприятия, полученные на основе чувственности, имеют лишь
субъективное значение — это простая связь восприятий. Суждение восприятия
должно приобрести «объективное», по выражению Канта, значение, т.е. получить
характер
всеобщности и необходимости и
стать благодаря этому «
суждением. Это происходит, по Канту, путем подведения суждения восприятия под
априорную категорию рассудка. Приводится пример: «Когда, солнце освещает
камень, он становится теплым». По словам Канта, мы имеет простое суждение
восприятия, в котором еще, не выражена причинно следственная зависимость между
солнечным теплом и нагреванием камня. Но если мы скажем: «Солнце согревает
камень» то тут к суждению восприятия добавляется рассудочное понятие, или
категория причины, которое и превращает данное суждение в опытное.
Причинность — это одна из категорий, которые являются априорными принципами
мышления. Они служат орудиями для обработки чувственного материала. В «Критике
чистого разума» Кант строит особую таблицу этих категорий. Их всего 12, что
соответствует числу видов суждений по традиционной классификации суждений в
формальной логике. Это категории единства, множества, всеобщности,
реальности, отрицания, ограничения, принадлежности, причинности, общения,
возможности, существования, необходимости. Кант не может обосновать, почему
категорий ровно двенадцать и откуда они берутся: «Для этого обстоятельства
нельзя указать никаких дальнейших оснований так же, как нельзя обосновать,
почему мы имеем такие-то, а не иные функции суждения, или почему время и
пространство суть единственные формы возможного для нас наглядного
представления».
Искусственный характер учения Канта о категориях был ясен уже его
современникам. Гегель справедливо упрекал Канта в догматизме и формализме. По
образному выражению Гегеля, соединение чувственности и рассудка у Канта
происходит чисто внешним образом, «подобно тому, как связывают, например,
деревяшку и ногу веревкой».
Превратив причинность в субъективную категорию рассудка, Кант создал для себя
многочисленные трудности. Прежде всего «вещь в себе», поскольку она
существует вне субъекта, не может считаться той причиной, которая,
воздействуя на чувственность субъекта, порождает «материю» знания. Ставятся
далее под сомнение все достижения Канта «докритического» периода, прежде
всего его космогонические теории, поскольку они, как и все естествознание,
основаны на признании объективного характера закономерностей природы, в том
числе причинно-следственных связей.
Кант в «Критике чистого разума» утверждает, что основоположения «чистого
рассудка», реализуя применение категорий к опыту, делают возможной саму природу
и науку о
ней — «чистое»
находил в человеческом рассудке: «Хотя и странно, но тем не менее истинно,
если я скажу: рассудок не почерпает свои законы (а priori) из природы,
а предписывает их ей».
Последний и высший этап разумное познание. Он представляет собой
«высшую инстанцию»
для обработки материала на
подведения его под высшее единство мышления». Разъясняя эти положения, Кант
указывает, что разум, в отличие от рассудка, порождает «трансцендентальные
идеи», выходящие за пределы опыта. Таких идей три: 1) психологическая
(учение о
душе), 2) космологическая (учение о мире), 3) теологическая (учение о Боге).
Эти идеи выражают стремление разума к постижению вещей в себе. Разум жадно
стремится постичь эти вещи, пытается выйти за пределы опыта, но все тщетно:
вещи «бегут от него» и остаются непознанными.
В результате разум создает лишь «паралогизмы», «антиномии» «идеалы без
действительности», запутывается в неразрешимых противоречиях. Большое внимание
Кант уделяет антиномиям, т.е. противоречащим, несовместимым друг с
другом положениям, каждое из которых, по мнению Канта, может быть доказано;
логически безупречно.
Таких антиномий у Канта
1) тезис —
«Мир имеет начало во времени
и ограничен также в
антитезис: «Мир не имеет
пространстве; он бесконечен как во времени, так и в пространстве».
2) тезис:
«Всякая сложная субстанция в
мире состоит из простых
вообще существует только простое и то, что, сложено из простого»;
антитезис: «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей, и
вообще в мире нет ничего простого».
3) тезис: «Причинность согласно законам природы не есть; единственная
причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире. Для объяснения
явлений необходимо
еще допустить свободную
антитезис: «Не существует
только согласно законам природы».
4) тезис:
«К миру принадлежит, или как
часть его, или как его
безусловно необходимое существо»;
антитезис: «Нет никакого
вне мира, как его причины». Иными словами Бога нет.
В первой антиномии важно усмотреть подход к раскрытию диалектического
противоречия конечного и бесконечного: мир одновременно конечен и бесконечен
в том смысле,
что бесконечная материя
второй антиномии поставлен по существу тот же вопрос, что и в апориях Зенона
— о единстве конечного и бесконечного, прерывности и непрерывности материи.
Но отсюда элейцы сделали метафизический вывод: поскольку движение и
многообразие мира противоречивы, а всякое противоречие разрушает мысль, то
движение есть иллюзия, мир неподвижен и лишен многообразия. Нечто похожее
делает и Кант. Он полагает, что одинаково безупречно с точки зрения логики
доказывает как тезис, так и антитезис каждой антиномии. Например, в четвертой
антиномии доказывается, что Бог существует, и то, что Бога не существует. Как
же быть? Надо отбросить и тезис, и антитезис. Логика и разум здесь бессильны.
Вера в Бога— это вопрос не науки, а нравственности, полагает Кант.
Итак, антиномии есть противоречия, которые свидетельствуют о бессилии разума,
о его неспособности постичь «вещи в себе», выйти за границы опыта. «Есть
нечто печальное и унизительное в том, что вообще существует антитетика
чистого разума и что разум, составляющий высший трибунал для всех споров,
принужден вступать в спор с самим собой», — констатирует Кант.
Было бы несправедливо не замечать положительных, прогрессивных сторон теории
познания Канта. В «Критике чистого разума» подняты кардинальные проблемы
теории познания
и логики, сделана попытка
первым в философии Нового времени показал сложность и противоречивость
процесса познания. Эти его идеи нашли продолжение и более глубокую
разработку в философии Гегеля.
Этическое учение Канта
Поскольку теоретический («чистый») разум потерпел фиаско в своих попытках
постигнуть мир вещей в себе, то человеку остается лишь одно — уповать на
«практический разум», под которым философ понимал учение о нравственности,
этику. По его мнению, в области нравственности человек уже не подчинен
необходимости, которая господствует с неотвратимой силой в сфере явлений. Как
субъект нравственного сознания человек свободен, т.е. приобщен к миру вещей
в себе. Кант устанавливает между теоретическим и практическим разумом
отношение субординации: теоретический разум подчиняется практическому.
Под практикой Кант понимал не реальную деятельность, а сферу применения
нравственных оценок поступков людей. В основе любых нравственных оценок лежит
категорический императив — основной закон этики Канта. Императив есть форма
повелений, связанная с категорией должного. Категорическим императивом философ
называет такую форму повеления, которая представляет собой действие как бы ради
него самого, отношения к другой цели. Императив не связан со стремление к