Классическая немецкая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 03:32, реферат

Описание работы

Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской мысли. В ней
нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. Но главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития.

Работа содержит 1 файл

Классическая немецкая философия.docx

— 79.07 Кб (Скачать)

трактуется  как актуальное бытие, равноценное  Богу, а все, что находится вне

этого абсолюта, есть его порождение, образ, схема. Такая  трактовка близка к

платонизму, является объективным идеализмом. В  первом периоде деятельность

субъ­екта отождествлялась  с нравственностью, в духе протестантской этики

активизм  расценивался как добродетель. Во втором перио­де деятельность и

нравственность  были разъединены, поскольку они  не всегда совпадают, а

активность  может быть и не добро­детельной.

Подверглись изменению и социально-политические взгляды: от буржуазного

либерализма был совершен переход к национал патриотизму.

Фихте внес вклад в разработку диалектического  метода. Правда, свой метод

он называет не диалектическим, а антитети­ческим. В отличие от Гегеля,

антитезис выводится  у Фихте не из тезиса, а сопоставляется с ним, образуя

единство  противопо­ложностей. «Я» приводится в движение и побуждается к

дейст­вию чем-то противоположным. Субъект деятельности — это «Я»,

взаимодействующее с «не-Я». Возникает противоречие между де­ятельностью и

выполняемой ею задачей. Разрешение данного противоречия ведет к возникновению

нового и  так без конца.

Центральной категорией «практической философии» Фихте считает свободу.

Как и Спиноза, Фихте полагал, что человек подчинен закону причинности, т.е.

необходимости. Случайность трактуется им как субъективная категория; случайно

то, причина  чего нам неизвестна. Но поскольку  все причинно обусловлено, то все

и необходимо. В историческом процессе свобода  возможна и она достигается

осознанием  необходимости, что дает возмож­ность поступать со знанием делай

обстоятельств. Поэтому сво­бода состоит в активной деятельности в рамках

познанной необ­ходимости. Практически-деятельное отношение  к предмету

пред­шествует теоретически созерцательному. Диалектика активной деятельности

субъекта  — важнейшая черта философии  Фихте, оказавшая влияние на дальнейшее

развитие  классической немец­кой философии.

Много внимания Фихте уделял учению о праве. Наука  о праве касается

внешних отношений  между людьми и тем отли­чается  от этики, которая изучает

внутренний  мир человека, ос­нованный на свободе. Таким образом, право и этика

несопоставимы. Право опирается на отношения  взаимности, на добровольное

подчинение  каждого гражданина установленному в обществе закону. Закон же есть

договор о  гражданском общежитии.

Государство как политическая организация может  функцио­нировать только там,

где есть собственность. Люди делятся на собственников и  не собственников,

государство же есть организа­ция собственников. Безусловно, это догадка о

зависимости права :. и государственного устройства от экономических

отношений, от института собственности. В труде  «Замкнутое торговое

государство» (1800) Фихте ратует за право на труд и трудовую частную

собственность. Задача государства — охранять эти  социальные институты. Фихте

стоит за активное вмешательство государства в  экономическую сферу. Оно должно

регламентировать  денежную систему, ограничивать свободу  торговли и

конкуренции, « дабы защитить интересы своих граждан, оградить их от торгово-

финансовой  экспансии со стороны более сильных  держав. Эти требования могут

быть поняты только в контексте конкретно-ис­торических  условий, в которых

находились  германские государства в начале XIX столетия.

Философия Фихте  — не просто связующее звено между  философией Канта, с одной

стороны, и  философией Шеллинга и, Гегеля — с  другой. Она имеет большое

самостоятельное значение как своеобразное выражение  прогрессивных устремлений

радикальных слоев немецкого общества, как  философия человечес­кой свободы  и

активного практического  действия.

    

§ 5. Натурфилософия Шеллинга

 

 

     Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг  (1775—1854) родил­ся в семье священника,

окончил духовную семинарию и Тюбингенский университет, где учился вместе с

Гегелем. В  молодости Шеллинг выражал симпатии Французской револю­ции,

преимущественно жирондистскому ее крылу. В 90-х годах  опубликовал труды по

проблемам натурфилософии, которые были с интересом приняты  учеными и

философами. По рекомен­дации Гете Шеллинг был  приглашен профессором в Иенский

университет. В этот период он общается с Гете, Шиллером, Фихте, Гегелем.

Шеллинг прожил долгую жизнь. Его творчество включает ряд этапов. Особенно

плодотворным  был, видимо, первый, связан­ный с осмыслением  диалектики

природы. К  традиционной фи­лософии природы, или  натурфилософии Шеллинг

подошел как  диалектик. При этом он опирался на крупные открытия, сделан­ные к

тому времени  в физике, химии, биологии такими учеными, как Лавуазье,

Гальвани, Броун, Вольт, Пристли.

Шеллинг выступает  против метафизического разрыва  «мате­рии» и «силы», а также

представлений о существовании особой «жизненной силы». Он не согласен и с

мнением о  том, что свет нематериален. Философ  рассматривает природу как

динамичес­кий процесс, который включает в себя эволюцию неорганической и

органической  материи. Он высказывает плодотворную идею о внутреннем единстве

природы. С  этих позиций Шеллинг крити­кует механистические представления,

распространенные  в есте­ствознании того времени.

Среди классиков  немецкой философии Шеллинг ближе  всех подошел к пониманию

философии природы  как диалектики при­роды. Правда, понимал  он эту

диалектику  на идеалистический манер. Природа, с его точки зрения, есть

целесообразное  целое, а также форма бессознательной  жизни разума.

Изначально  заложенной целью природы является порождение жизни, способной

познавать саму себя, т.е. наделенной самосо­знанием. Природа, говорил

Шеллинг, «это Одиссея духа».

В природных  процессах Шеллинг усматривает  выражение принципа дифференциации

первоначального единства; всякое тело есть продукт  взаимодействия

противоположно  направлен­ных сил (притяжение и  отталкивание, положительное и

отрица­тельное  электричество, полюсы магнита и  т.п.). Полярность,

раз­двоенность  и в то же время единство противоположных  сторон есть

универсальный принцип природы.

В явлениях и процессах природы Шеллинг  открывает диалек­тику, а именно

единство  таких противоположных начал, как  не­обходимость и случайность, целое

и часть, внутреннее и внеш­нее, конечное и бесконечное. Преодолевая

механистические представления об эволюционных процессах, он указывает на

по­явление  качественно нового в ходе развития. Динамический про­цесс природы

состоит из качественно отличающихся друг от друга  ступеней. Высшие ступени,

или формы, природы  представляют собой возведенные  в степень низшие. Иными

словами, количественное увеличение приводит к новому качеству.

Каждая ступень  развития содержит все нижестоящие  ступени в «снятом» виде.

Шеллинг подходит к формулировке закона от­рицания отрицания, наиболее полно и

последовательно разрабо­танного Гегелем.

Своеобразны взгляды Шеллинга на развитие форм мышле­ния. Традиционное

мышление, подчиняющееся  законам и прави­лам формальной логики, есть сфера

рассудка, который  не спо­собен вскрыть суть явлений. Это может сделать только

разум, не опираясь при этом на обычные умозаключения, а путем

не­посредственного  созерцания предмета при помощи интеллекту­альной  интуиции.

Разум усматривает  потаенную суть вещей — единство противоположностей. Но

разум не рядовой, не обыч­ный, а «философский и художественный гений»,

Положительной стороной натурфилософских взглядов Шел­линга  была борьба с

метафизическим, механистическим мировоз­зрением, утверждение диалектического

способа мышления. Од­нако, как и всякий натурфилософ того времени, он не

всегда считался с конкретными данными и выводами естественных наук, входил с

ними в  противоречие.

На рубеже XVIII и XIX столетий Шеллинг сосредоточил свои усилия на разработке

«трансцендентальной философии». В ней он видел вторую важнейшую часть своей

системы. Если первая рассматривает с философских  позиций природу, то вторая —

субъективный  мир, историю сознания от низших его  проявлений до высших форм, до

самосознания.

Хотя субъективный момент провозглашается единственной ос­новой всего сущего,

Шеллинг полагает, что трансцендентальный идеализм нельзя считать

разновидностью  субъективного идеализ­ма. Субъективное ведь сводится им не к

субъективному чувст­вованию или мышлению индивидуального  субъекта, а к

непо­средственному  созерцанию разумом сути вещей. Но на такую

интеллектуальную  интуицию способен не рядовой субъект, а «гений», выражающий

абсолютный  разум.

«Трансцендентальный идеализм» Шеллинга представляет собой  объективный

идеализм, основанный на понятии тождества духа и природы. Дух — не

индивидуальное  сознание, а абсо­лютный сверхчеловеческий  разум, самосознание

Бога. Абсолют­ный  разум — это единственная реальность, в которой стираются

различия  субъективного и объективного, совпадают  все противо­положности,

сосредоточены возможности всего, что может  быть. Абсолютный разум порождает

Вселенную и  ничего, кроме, него, во Вселенной нет. Абсолютный разум — это не

дух и не при­рода, а «безразличие обоих», подобное безразличию полюсов в

центре магнита. Такие взгляды можно считать  панлогизмом, но еще ближе они

стоят к неоплатонизму.

Примерно  с 1801 г. и до конца жизни Шеллинг  проповедует философию тождества,

которая переросла  у него в философию откровения. Философ отказывается от

своих юношеских  увле­чений, когда он проявлял некоторый  радикализм и

свободомыс­лие, обосновывал, к примеру, необходимость  исторического и

критического  подхода к изучению Библии.

Философия откровения выходит далеко за пределы философ­ского  критицизма и

рационализма, свойственных классической немецкой философии. Более того, она

выходит за рамки, тради­ционные для философии  вообще, и переходит в теософию

и мис­тику. Шеллинг всерьез рассуждает о  том, что в понятии Бога есть две

части, одна — это собственно Бог, а вторая — какая-то неопределенная основа,

«бездна», «безосновность», иррациональ­ная воля. Раздвоение абсолюта есть над

временной и  недоступ­ный человеческому пониманию  акт.

Прусский  король пригласил Шеллинга в Берлинский универ­ситет. Однако лекции

Шеллинга  по философии откровения ра­зочаровали  аудиторию и вызвали протесты

со стороны  прогрес­сивной немецкой общественности. Философ явно пережил свою

славу и не смог достойно заменить на философской  кафедре Гегеля.

    

§ 4. Система  и метод философии Гегеля

 

 

     Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) родился в семье крупного

чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом  институте. Некоторое время

работал домашним учите­лем. Служил директором гимназии в Нюрнберге. С 1801 г.

пре­подавал в Иенском университете. В это  время он вместе с Шеллингом издает

Информация о работе Классическая немецкая философия