Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 03:32, реферат
Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской мысли. В ней
нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. Но главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития.
трактуется как актуальное бытие, равноценное Богу, а все, что находится вне
этого абсолюта, есть его порождение, образ, схема. Такая трактовка близка к
платонизму, является объективным идеализмом. В первом периоде деятельность
субъекта отождествлялась с нравственностью, в духе протестантской этики
активизм расценивался как добродетель. Во втором периоде деятельность и
нравственность были разъединены, поскольку они не всегда совпадают, а
активность может быть и не добродетельной.
Подверглись
изменению и социально-
либерализма был совершен переход к национал патриотизму.
Фихте внес вклад в разработку диалектического метода. Правда, свой метод
он называет не диалектическим, а антитетическим. В отличие от Гегеля,
антитезис выводится у Фихте не из тезиса, а сопоставляется с ним, образуя
единство противоположностей. «Я» приводится в движение и побуждается к
действию чем-то противоположным. Субъект деятельности — это «Я»,
взаимодействующее с «не-Я». Возникает противоречие между деятельностью и
выполняемой ею задачей. Разрешение данного противоречия ведет к возникновению
нового и так без конца.
Центральной категорией «практической философии» Фихте считает свободу.
Как и Спиноза, Фихте полагал, что человек подчинен закону причинности, т.е.
необходимости. Случайность трактуется им как субъективная категория; случайно
то, причина чего нам неизвестна. Но поскольку все причинно обусловлено, то все
и необходимо. В историческом процессе свобода возможна и она достигается
осознанием необходимости, что дает возможность поступать со знанием делай
обстоятельств. Поэтому свобода состоит в активной деятельности в рамках
познанной необходимости. Практически-деятельное отношение к предмету
предшествует теоретически созерцательному. Диалектика активной деятельности
субъекта — важнейшая черта философии Фихте, оказавшая влияние на дальнейшее
развитие классической немецкой философии.
Много внимания Фихте уделял учению о праве. Наука о праве касается
внешних отношений между людьми и тем отличается от этики, которая изучает
внутренний мир человека, основанный на свободе. Таким образом, право и этика
несопоставимы. Право опирается на отношения взаимности, на добровольное
подчинение каждого гражданина установленному в обществе закону. Закон же есть
договор о гражданском общежитии.
Государство как политическая организация может функционировать только там,
где есть собственность. Люди делятся на собственников и не собственников,
государство же есть организация собственников. Безусловно, это догадка о
зависимости права :. и государственного устройства от экономических
отношений, от института собственности. В труде «Замкнутое торговое
государство» (1800) Фихте ратует за право на труд и трудовую частную
собственность. Задача государства — охранять эти социальные институты. Фихте
стоит за активное вмешательство государства в экономическую сферу. Оно должно
регламентировать денежную систему, ограничивать свободу торговли и
конкуренции, « дабы защитить интересы своих граждан, оградить их от торгово-
финансовой экспансии со стороны более сильных держав. Эти требования могут
быть поняты
только в контексте конкретно-ис
находились германские государства в начале XIX столетия.
Философия Фихте — не просто связующее звено между философией Канта, с одной
стороны, и философией Шеллинга и, Гегеля — с другой. Она имеет большое
самостоятельное значение как своеобразное выражение прогрессивных устремлений
радикальных
слоев немецкого общества, как
философия человеческой
активного практического действия.
§ 5. Натурфилософия Шеллинга
Фридрих Вильгельм Йозеф
окончил духовную семинарию и Тюбингенский университет, где учился вместе с
Гегелем. В
молодости Шеллинг выражал
преимущественно жирондистскому ее крылу. В 90-х годах опубликовал труды по
проблемам натурфилософии, которые были с интересом приняты учеными и
философами.
По рекомендации Гете Шеллинг был
приглашен профессором в
университет. В этот период он общается с Гете, Шиллером, Фихте, Гегелем.
Шеллинг прожил долгую жизнь. Его творчество включает ряд этапов. Особенно
плодотворным был, видимо, первый, связанный с осмыслением диалектики
природы. К традиционной философии природы, или натурфилософии Шеллинг
подошел как диалектик. При этом он опирался на крупные открытия, сделанные к
тому времени в физике, химии, биологии такими учеными, как Лавуазье,
Гальвани, Броун, Вольт, Пристли.
Шеллинг выступает против метафизического разрыва «материи» и «силы», а также
представлений о существовании особой «жизненной силы». Он не согласен и с
мнением о том, что свет нематериален. Философ рассматривает природу как
динамический процесс, который включает в себя эволюцию неорганической и
органической материи. Он высказывает плодотворную идею о внутреннем единстве
природы. С этих позиций Шеллинг критикует механистические представления,
распространенные в естествознании того времени.
Среди классиков немецкой философии Шеллинг ближе всех подошел к пониманию
философии природы как диалектики природы. Правда, понимал он эту
диалектику на идеалистический манер. Природа, с его точки зрения, есть
целесообразное целое, а также форма бессознательной жизни разума.
Изначально заложенной целью природы является порождение жизни, способной
познавать саму себя, т.е. наделенной самосознанием. Природа, говорил
Шеллинг, «это Одиссея духа».
В природных процессах Шеллинг усматривает выражение принципа дифференциации
первоначального единства; всякое тело есть продукт взаимодействия
противоположно направленных сил (притяжение и отталкивание, положительное и
отрицательное электричество, полюсы магнита и т.п.). Полярность,
раздвоенность и в то же время единство противоположных сторон есть
универсальный принцип природы.
В явлениях и процессах природы Шеллинг открывает диалектику, а именно
единство таких противоположных начал, как необходимость и случайность, целое
и часть, внутреннее и внешнее, конечное и бесконечное. Преодолевая
механистические представления об эволюционных процессах, он указывает на
появление качественно нового в ходе развития. Динамический процесс природы
состоит из качественно отличающихся друг от друга ступеней. Высшие ступени,
или формы, природы представляют собой возведенные в степень низшие. Иными
словами, количественное увеличение приводит к новому качеству.
Каждая ступень развития содержит все нижестоящие ступени в «снятом» виде.
Шеллинг подходит к формулировке закона отрицания отрицания, наиболее полно и
последовательно разработанного Гегелем.
Своеобразны взгляды Шеллинга на развитие форм мышления. Традиционное
мышление, подчиняющееся законам и правилам формальной логики, есть сфера
рассудка, который не способен вскрыть суть явлений. Это может сделать только
разум, не опираясь при этом на обычные умозаключения, а путем
непосредственного созерцания предмета при помощи интеллектуальной интуиции.
Разум усматривает потаенную суть вещей — единство противоположностей. Но
разум не рядовой, не обычный, а «философский и художественный гений»,
Положительной стороной натурфилософских взглядов Шеллинга была борьба с
метафизическим,
механистическим мировоз
способа мышления. Однако, как и всякий натурфилософ того времени, он не
всегда считался
с конкретными данными и
ними в противоречие.
На рубеже XVIII и XIX столетий Шеллинг сосредоточил свои усилия на разработке
«трансцендентальной философии». В ней он видел вторую важнейшую часть своей
системы. Если первая рассматривает с философских позиций природу, то вторая —
субъективный мир, историю сознания от низших его проявлений до высших форм, до
самосознания.
Хотя субъективный момент провозглашается единственной основой всего сущего,
Шеллинг полагает, что трансцендентальный идеализм нельзя считать
разновидностью субъективного идеализма. Субъективное ведь сводится им не к
субъективному чувствованию или мышлению индивидуального субъекта, а к
непосредственному созерцанию разумом сути вещей. Но на такую
интеллектуальную интуицию способен не рядовой субъект, а «гений», выражающий
абсолютный разум.
«Трансцендентальный идеализм» Шеллинга представляет собой объективный
идеализм, основанный на понятии тождества духа и природы. Дух — не
индивидуальное
сознание, а абсолютный
Бога. Абсолютный разум — это единственная реальность, в которой стираются
различия субъективного и объективного, совпадают все противоположности,
сосредоточены возможности всего, что может быть. Абсолютный разум порождает
Вселенную и ничего, кроме, него, во Вселенной нет. Абсолютный разум — это не
дух и не природа, а «безразличие обоих», подобное безразличию полюсов в
центре магнита. Такие взгляды можно считать панлогизмом, но еще ближе они
стоят к неоплатонизму.
Примерно
с 1801 г. и до конца жизни Шеллинг
проповедует философию
которая переросла у него в философию откровения. Философ отказывается от
своих юношеских увлечений, когда он проявлял некоторый радикализм и
свободомыслие, обосновывал, к примеру, необходимость исторического и
критического подхода к изучению Библии.
Философия откровения выходит далеко за пределы философского критицизма и
рационализма, свойственных классической немецкой философии. Более того, она
выходит за рамки, традиционные для философии вообще, и переходит в теософию
и мистику. Шеллинг всерьез рассуждает о том, что в понятии Бога есть две
части, одна — это собственно Бог, а вторая — какая-то неопределенная основа,
«бездна», «безосновность», иррациональная воля. Раздвоение абсолюта есть над
временной и недоступный человеческому пониманию акт.
Прусский король пригласил Шеллинга в Берлинский университет. Однако лекции
Шеллинга по философии откровения разочаровали аудиторию и вызвали протесты
со стороны прогрессивной немецкой общественности. Философ явно пережил свою
славу и не смог достойно заменить на философской кафедре Гегеля.
§ 4. Система и метод философии Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) родился в семье крупного
чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте. Некоторое время
работал домашним учителем. Служил директором гимназии в Нюрнберге. С 1801 г.
преподавал в Иенском университете. В это время он вместе с Шеллингом издает