Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 03:32, реферат
Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской мысли. В ней
нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. Но главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития.
развития мира. Диалектический метод, его принципы и категории разработаны
главным образом в первой части его системы. Система — это избранный философом
порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего
философского здания. В отличие от метода, который определяется главным образом
объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского
произвола. Главным принципом структурного построения выступает триада, в чем мы
могли убедиться. В ней есть рациональный смысл (выражение диалектического
закона отрицания отрицания). Однако Гегель формализует этот принцип и нередко
использует как шаблон, которому вынужден подчиняться конкретный материал.
Поэтому многие переходы категорий носят произвольный, искусственный характер.
Например, последняя триада в системе: искусство — религия — философия.
Обосновать логическую связь между ними, показать, что философия есть синтез,
единство искусства и религии — эта задача осталась неразрешенной. Гегель просто
декларирует, но не обосновывает эту конструкцию.
Фейербах, Герцен, Энгельс и другие мыслители обратили внимание на
противоречие между методом и системой в философии Гегеля. Сам дух
диалектического метода противоречит формализованной консервативной системе.
Это противоречие
нельзя отнести к числу
доктрины, которое запрещается как формальной, так и диалектической логикой. У
Гегеля получается парадоксальная картина: диалектика с ее борьбой
противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически обращены в
прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь «абсолютная цель»
прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием
критического осмысления и преобразования действительности. Чтобы он стал
таковым, надо отбросить консервативную систему гегелевской философии. И это
было сделано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Идеалистическая диалектика была
заменена
диалектикой мате
§ 5. Антропологический материализм Фейербаха
Плеяду классиков немецкой философии замыкает Людвиг Фейербах (1804—1872)
- выдающийся
представитель философского
взгляды формировались под воздействием Гегеля, лекции которого он слушал в
Берлинском университете. Однако правоверным гегельянцем Фейербах не был.
Перейдя на позиции материализма, он подверг систематической критике
философский идеализм и религиозное мировоззрение. В течение двух лет Фейербах
преподает в одном из германских университетов, однако его увольняют за
публикацию труда, в котором он сомневается в личном бессмертии человека,
полагая, что бессмертными могут быть лишь великие деяния человеческого разума.
Перед Фейербахом закрываются двери всех университетов Германии, и он вынужден
вести уединенную жизнь в деревне, где у его жены была небольшая фабрика.
Фейербах
создает серию философских
признается «Сущность христианства» (1841). Материализм Фейербаха оказал
сильнейшее влияние на формирование мировоззрения Маркса и Энгельса. Под конец
жизни Фейербах вступил в германскую социал-демократическую партию, изучал
«Капитал» Маркса. Однако ни марксистом, ни революционером Фейербах не стал.
Всю жизнь он сторонился активной политической деятельности, не принимал
участия в революции 1848 г. и отказался баллотироваться в национальное
(Франкфуртское) собрание. В историю философии он вошел как последний великий
представитель классической немецкой философии.
Свою философскую систему Фейербах называл «новой философией» и
«философией будущего". Преодолев идеализм Гегеля, Фейербах называет человека
продуктом природы, а его мыслительную деятельность единственным носителем
разума. Мыслить может только человек, никакого сверхчеловеческого
божественного разума в мире не существует. Об этом свидетельствуют данные
естествознания, всех опытных наук.
Материалистически решая основной вопрос философии, Фейербах убежден в
познаваемости мира. Он последовательный сторонник материалистического
сенсуализма, противник агностицизма. Новая философия должна исходить не из
абстракций, а из чувственных данных, из опыта. Органы чувств человека в этом
смысле Фейербах называет органами философии. Тех органов чувств, которые имеет
человек, вполне достаточно для адекватного познания вещей, полагает философ.
Чувственные восприятия бывают непосредственными и опосредованными. Как пишет
Фейербах, «не только внешнее, но и внутреннее, не только тело, но и
дух, не только вещь, но и Я составляют предметы чувств. Поэтому все
является чувственно воспринимаемым, если не непосредственно, то
опосредствованно, если не обычными грубыми чувствами, то изощренными, если не
глазами анатома или хирурга, то глазами философа, поэтому совершенно законно
эмпиризм усматривает источник наших идей в чувствах».
Человеческие чувства качественно отличны от чувств животных. Ощущение у
животных животное, у человека — человеческое, подчеркивал Фейербах. Выступая
против спекулятивного, т.е. оторванного от эмпирической базы
философствования, он отдает должное теоретическому мышлению, способному
отобразить внутреннюю суть вещей, их закономерные связи. Истинность
теоретических положений, по мнению философа, проверяется их сопоставлением с
чувственными данными. Конечно, такой критерий истины нельзя признать
надежным, он не является универсальным. В результате справедливой в целом
критики философского идеализма Фейербах потерял то ценное, что было
заключено в трудах его великих предшественников, и, прежде всего Гегеля, —
диалектику, в том числе, диалектику познания.
Предметом новой философии, считал Фейербах, должен стать человек, а сама
философия — учением о человеке, или антропологией. Единство бытия и
мышления для философа имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого
единства берется человек. «Новая философия превращает человека, включая
природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший
предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе
физиологию, в универсальную науку.
Человек — часть природы, природное живое существо. Естествознание, в первую
очередь физиология, доказывает неразрывность мышления и физиологических
процессов, протекающих в мозге. Фейербах отмежевывается от взглядов
вульгарных материалистов, утверждавших, будто мысль есть вещество особого
рода, которое выделяется мозгом. Мысль — продукт мозга, но она нематериальна.
Не желая, чтобы его отождествляли с вульгарными материалистами, Фейербах не
решается называть свою философию материализмом. Разумеется, от этого
материалистическая сущность его философии не исчезает.
Антропологическая философия Фейербаха исходит из природной сущности человека,
который стремится к счастью, любит и страдает, нуждается в общении с себе
подобными. Его свобода зависит от окружающей среды, которая либо способствует,
либо препятствует проявлению его сущности. Как говорит Фейербах, птица
свободна в воздухе, рыба — в воде, человек же — там, где ему ничто не
препятствует реализовать естественное стремление к счастью. Фейербах говорит о
человеке вообще как о родовом существе. Такой взгляд грешит
абстрактным, натуралистическим подходом к человеку, игнорирует его социальные
характеристики. Как гуманист и демократ Фейербах понимал, что сословные
перегородки и привилегии противоречат человеческой природе. Но как избавиться
от этого зла, он не знал. Будучи далеким от политики, философ уповал главным
образом на нравственность, этику.
Как и французские материалисты, Фейербах полагал, что правильно понятый
интерес индивида в конечном счете совпадает с общественным интересом. Это
теория «разумного эгоизма», дополняемая альтруизмом. «Я» не может быть
счастливым без «Ты». Человек не может быть счастлив в одиночку,
следовательно, любовь к ближним — предпосылка социальной гармонии, цель
человеческого существования. Однако подобная философская конструкция сильно
упрощает действительность, абстрагируется от прозы жизни, где наряду с
любовью часто
встречается
Фейербах
признает существование как
эгоизма. Столкновение разного рода групповых эгоизмов создает напряженность,
порождает социальные конфликты. Фейербах говорит о «вполне законном эгоизме»
угнетенной массы, о том, что «эгоизм ныне угнетенного большинства должен
осуществить и осуществляет свое право и начнет новую эпоху истории». Эти
рассуждения можно рассматривать как зародыш исторического материализма, но
только как зародыш. В конечном счете социальные противоположности философ
пытается объяснять антропологическими особенностями людей.
Опираясь на антропологический принцип, Фейербах критикует характерное для
кантианства противопоставление этических норм естественным потребностям
человека, его стремлению к счастью. Мораль, противопоставленная человеческой
природе, немногого стоит. Поэтому нельзя считать чувственные влечения чем-то
греховным. Не существует никакого «первородного греха», на котором
основывается религиозное учение. Наши пороки — это неудавшиеся добродетели,
говорил философ. Они не стали добродетелями потому, что условия жизни не
соответствовали требованиям человеческой природы.
Значительное место в творчестве Фейербаха занимает критика религии.
Происхождение религиозных чувств и верований он пытался объяснить с позиций
антропологического материализма. Религиозные чувства порождаются не только
страхом перед стихийными силами природы и обманом жрецов, как считали
материалисты XVII—XVIII вв. По мнению Фейербаха, не только и не столько страх,
а стремления, надежды, страдания, идеалы, свойственные природе человека, весь
его эмоциональный мир в решающей степени способствуют порождению религиозных
верований. Религия, таким образом, имеет реальное жизненное содержание, она
не случайна, а необходима людям. Место рождения богов, считал Фейербах, в
сердце человека, в его страданиях, упованиях, надеждах. В отличие от холодного
рассудка сердце стремится любить и верить. В религии выражается весь человек,
но превратным образом.
Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувства, но
также и потому, что у него есть стремление быть Счастливым. Он верит в
блаженное существо не только потому, что он имеет представление о
блаженстве, но и потому, что сам хочет быть блаженным. Он верит в
совершенное существо потому, что сам хочет быть совершенным. Он верит в
бессмертное существо потому, что сам не желает умирать.