Кальвин Ж. О христианской жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:00, реферат

Описание работы

Его родители, Жерар Ковен и Жанна Лефран, принадлежали к уважаемым в провинции Пикардия семьям буржуа, поддерживавшим деловые отношения со столицей Франции и крупнейшими нидерландскими городами — Антверпеном и Брюсселем. Карьера отца развивалась успешно: начав делопроизводителем городского правления, он стал поверенным епископа, затем соборного капитула и графства.

Содержание

Читателю от Жана Кальвина. Молитва Кальвина

Глава I. О жизни христианина, и прежде всего о том, как наставляет о ней Священное Писание

Глава II. О сущности христианской жизни, или о том, чтобы отрешиться от самих себя

Глава III. О терпеливом несении креста, что отчасти означает отрешиться от самих себя

Глава IV. О созерцании будущей жизни

Глава V. Как пользоваться земной жизнью и её благами

Примечания

Работа содержит 1 файл

Кальвин.docx

— 118.38 Кб (Скачать)

Кальвин Ж. О христианской жизни

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Читателю от Жана Кальвина. Молитва Кальвина

 

Глава I. О жизни  христианина, и прежде всего о  том, как наставляет о ней Священное  Писание 

 

Глава II. О сущности христианской жизни, или о том, чтобы  отрешиться от самих себя

 

Глава III. О терпеливом несении креста, что отчасти означает отрешиться от самих себя

 

Глава IV. О созерцании будущей жизни 

 

Глава V. Как пользоваться земной жизнью и её благами 

 

Примечания 

 

Введение

 

“О христианской жизни” — фрагмент монументального сочинения  Жана Кальвина “Наставление в христианской вере” (Institutiones Religionis Christianae), считающегося высшим достижением теологии Реформации. Если Мартина Лютера протестантская мысль чтит как великого пророка Реформации, то Кальвина — как великого создателя системы протестантских идей. “Наставление” и поныне служит энциклопедией принципов протестантизма, хотя было создано в XVI веке, когда в эпоху заката феодального общества Европа переживала могучий подъём культуры Возрождения, в ней сформировались нации и некогда единая Римско-католическая церковь раскололась на две — католическую и протестантскую.

 

Жан Кальвин (Calvin, Calvinus - латинизированный вариант французской фамилии Ковен - Cauvin) родился 10 июля 1509 г. в городе Нуайон, расположенном к северовостоку от Парижа, недалеко от двух городов, знаменитых кафедральными соборами, — Амьена и Реймса.

 

 

Его родители, Жерар Ковен и Жанна Лефран, принадлежали к уважаемым в провинции Пикардия семьям буржуа, поддерживавшим деловые отношения со столицей Франции и крупнейшими нидерландскими городами — Антверпеном и Брюсселем. Карьера отца развивалась успешно: начав делопроизводителем городского правления, он стал поверенным епископа, затем соборного капитула и графства.

 

Семья Ковен поддерживала дружеские отношения с семьёй графа де Монмор, их дети учились вместе и получили превосходное образование. Вначале предполагалось, что Жан будет духовным лицом: в 12 лет он был зачислен в соборный клир Нуайона, удостоен тонзуры, с 1527 г., будучи студентом Сорбонны, считался священником, не отправляя своих обязанностей, что было вполне обычным в Церкви того времени.

 

В Париже Жан изучал филологию и схоластическую философию  под руководством педагогов, принадлежавших к религиозно-обновленческому движению “Нового благочестия”, через школы  которого прошли в своё время Эразм  Роттердамский и Лютер.

 

Завершив в 1528 г. теологическое  образование, по-видимому, со степенью бакалавра искусств, Кальвин по настоянию  отца переменил намерение быть священником  и отправился в университеты Орлеана  и Буржа изучать право и греческий язык.

 

После смерти отца в 1531 г. он вернулся в Париж и вёл  жизнь учёного, работая над книгой “Комментарии к трактату Сенеки "О  милосердии"”, изданной в 1532 г. В  это время в Германии и Швейцарии  активно шли выступления против Римско-католической церкви, но во Франции  реформационное движение развивалось  медленнее: о необходимости реформировать  христианство рассуждали и писали главным  образом интеллектуалы из университетской  среды, собираясь на гуманистические собеседования и в кружки по изучению Евангелия.

 

Здесь Кальвин проявил  себя в 1533 г., когда обстановка стала  сложной. В Париже и в ряде французских  провинций произошли открытые нападения  на католические реликвии, и правительство  короля Франциска I не без основания  возложило вину за эти выступления  на университетских профессоров, подозревавшихся  в “лютеранской ереси”.

 

Ректор Сорбонны Николя Коп, сын личного врача Франциска I, произнёс речь, составленную при участии  Кальвина. Речь стала поводом для  гонений. В ней он сказал, что в  религии Евангелие должно первенствовать над обрядами, а мир в Церкви восстановит божественное Слово, но не меч.

 

Кальвину пришлось покинуть Париж, а затем и Францию, по которой он некоторое время  странствовал, наблюдая, как множатся в провинции различные “секты”, порождённые влиянием идей Реформации. Наиболее радикальной “сектой” были анабаптисты, требовавшие "предоставить христианам свободу веры без обязательного  отправления культа и церковных  учреждений. Критике вероучительных принципов анабаптистов посвящено первое доктринальное сочинение Кальвина “О сне души”, написанное в 1534 г.

 

Тогда же он отказался  от своих церковных должностей в  Найоне, и это единственное бесспорное свидетельство того, что реформатор перестал считать себя членом Католической церкви. Много лет спустя он вспоминал, что довольно долго “коснел в папских суевериях” из-за уважения к незыблемости института Церкви, пока “внезапное божественное озарение” не вырвало его оттуда. Серьёзные исследователи полагают, что “озарение” вряд ли можно точно датировать, поскольку ему предшествовало длительное умственное и психологическое становление личности.

 

Жизнь Кальвина в эмиграции  началась в протестантском Базеле, где он был известен как Мартин Луканиус. В этом псевдониме можно усмотреть проявление личного уважения к Мартину Лютеру, с которым лично Кальвину встретиться не довелось. В это время здесь же, в Базеле, близились к концу дни великого гуманиста и провозвестника Реформации Эразма Роттердамского. В связи с этим позднее возникла легенда о встрече Кальвина и Эразма, которую трудно опровергнуть, но нечем и подтвердить.

 

В 1536 г. Кальвин принял приглашение Гийома Фареля стать проповедником в Женеве, и, возможно, одно из объяснений состоит в том, что влияние французской культуры в Женеве чувствовалось сильнее, чем в Базеле. Хотя Жан Кальвин стал “гражданином мира”, горький мотив изгнания с родины часто слышится в его произведениях.

 

На первых порах  положение реформаторов в Женеве оказалось непрочным, их с Фарелем изгнали в 1538 г., и три года Кальвин провёл в Страсбурге. Мартин Буцер (1491-1551), авторитетный и оригинальный реформатор, пригласил туда молодого коллегу на должность пастора французской общины.

 

В Страсбурге Кальвин  предавался учёным трудам и отчасти  протестантской дипломатии, так как  приобрёл большой вес в Европе среди реформаторов старшего поколения.

 

С Филиппом Меланхтоном (1497-1560) он сблизился, представительствуя на собеседованиях церковных иерархов и протестантских лидеров, которые устраивались по инициативе императора Карла V с нереальной целью примирить католиков и протестантов — подданных его обширной империи.

 

По примеру большинства  реформаторов, спешивших личным примером показать законность брака священников  вопреки безбрачию католического духовенства, Кальвин вступил здесь в брак с Иделеттой де Бюре, молодой вдовой анабаптиста, которого он обратил в свою веру. Их семейная жизнь продолжалась до кончины Иделетты в 1549 г., и, поскольку трое их детей умерли в младенчестве, а домашние заботы взяла на себя семья брата, вопрос о втором браке не возникал.

 

Авторитет Кальвина среди  протестантских лидеров особенно укрепило произведение, которое он сочинил  в ответ на послание кардинала  Якопо Садолетто (1477-1547).

 

Этот выдающийся философ, писатель и дипломат, в прошлом  служивший секретарём папы Льва X, защищал  идею мирного преобразования Церкви. Теперь он обратился к жителям  Женевы с призывом отказаться от новшеств реформаторов и вернуться в лоно Матери-Церкви под начало папы римского и смутил многих благодаря поэтической  образности этого обращения.

 

В “Ответе кардиналу  Садолетто” (1 сентября 1539 г.) Кальвин писал, что реформированное христианство гораздо ближе к апостольскому, нежели католицизм, что нужно лишь восстановить облик древней Церкви, которую истерзали невежественные схоласты, папы и их приспешники. Ведь первоначальное христианство не знало пап, не изобретало чистилища, не злоупотребляло таинствами ради доходов, ибо апостолы не искали личной выгоды. Стоит только сравнить положение Церкви в то время, когда у восточных христиан были Иоанн Златоуст и Василий Великий, а у западных Киприан, Амвросий и Августин, с её нынешним состоянием, как придётся признать заблуждение кардинала. От прежнего единства и чистоты Церкви остались одни развалины. Следовательно, протестанты озабочены правым делом восстановления верности и чистоты учения; они-то и являются ревнителями древних традиций. Католики, напротив, оказались “новаторами” и нарушителями порядка, установленного Богом.

 

Такой поворот мысли  оценили многие реформаторы. “Ответ”  похвалил сам Лютер, а в Женеве расстановка сил изменилась в  пользу изгнанных реформаторов.

 

В 1541 г. Кальвина вновь  пригласили в Женеву. После спокойной  жизни в Страсбурге он воспринял  возвращение к руководству церковью в Женеве как свой крест, но именно поэтому увидел в очередном повороте судьбы перст Божий. В предлагаемом трактате “О христианской жизни” тема несения каждым христианином своего креста занимает центральное место.

 

К тому времени религиозно-философское  кредо Кальвина вполне сложилось, и  лишь учение о кальвинистской Церкви пополнилось затем опытом, который реформатор приобрёл, будучи непосредственным создателем структуры новых учреждений и лидером протестантов Европы.

 

В соответствии с идеями “Наставления в христианской вере”  в Женеве была проведена реформа  Церкви и общественной жизни. Теперь церковное и мирское в жизни  христианского сообщества не противопоставлялись, как это предполагал средневековый  католицизм, а сближались. Верующего  призывали как можно лучше  выполнять своё жизненное предназначение, и проза жизни, будничная работа преображались в исполнение божественной воли.

 

Но одновременно исчезали границы между Церковью и государственными структурами. Светским властям женевские  реформаторы отвели очень большую  роль в выполнении религиозных задач. Чтобы бюргеры приучили себя жить по Евангелию, их должны были регулярно  вдохновлять проповедники, поощрять или предупреждать выборные старейшины, а наказание — за идолопоклонство, безнравственность и ереси —  осуществлялось в судебном порядке.

 

Кальвинистская церковь  в Женеве сформировалась в условиях социальных конфликтов, сопровождавших становление здесь демократической  республики.

 

Особенно активно  противники Реформации действовали  в 1551-1555 гг., когда оппозиция получила большинство мест в правительстве города. В это время гонениям за инакомыслие и ересь подверглись многие горожане; их отлучали от Церкви и изгоняли из города в соответствии с законами, предусматривавшими за ересь даже смертную казнь. Так, в 1553 г. трагически оборвалась жизнь Мигеля Сервета — по решению правительства, находившегося в оппозиции к сторонникам Кальвина, но согласившегося с ними, что ересь необходимо искоренять мечом.

 

После изгнания оппозиции  деятельность сторонников Кальвина проходила относительно стабильно  вплоть до кончины реформатора 27 мая 1564 г.

 

Истории Женевы при  Кальвине посвящена обширная литература, в которой так или иначе подчёркивается факт существенного изменения моральных норм городского сообщества. Романисты охотно изображали превращение почти вольного феодального города в унылую вотчину придирчивого “женевского папы”, но для многих современников Женева служила “лучшей школой Иисуса Христа, когда-либо встречавшейся на земле с апостольских времен” (Дж. Нокс).

 

Литературное наследие Жана Кальвина можно разделить на три основных комплекса произведений.

 

Первый — это  “Наставление в христианской вере”  и связанные с ним по своей  тематике трактаты. В них систематически излагается и разъясняется доктрина протестантизма и столь же систематически опровергаются её разнообразные  оппоненты. И хотя перед нами богословские руководства, но они созданы человеком, которого сформировала гуманистическая  культура. Основным признаком стиля  ренессансных писателей был диалог, что отражало диалогический способ мышления, при котором истина устанавливается  в споре, в обмене мнениями. Поэтому главные идеи Кальвина подаются исключительно полемически, в споре или диалоге то с античными философами, то с Отцами Церкви, то со схоластами, то с “папистами” и т. д. Важно отметить, что эти произведения создавались не столько для специалистов, сколько для “простецов”, массового читателя, которого автор сознательно вовлекал в полемику со своими оппонентами, чтобы убедить в правоте истинного христианского учения, открывшегося ему. Как полемист и одарённый писатель реформатор часто обращался к сатире, и его “Трактат о реликвиях” (1543), как и “Трактат о соблазнах” (1550) отнесены к" лучшим образцам ренессансной сатиры, наряду с “Похвалой глупости” Эразма Роттердамского, романом Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” и другими. Шедевром французской прозы считается французская версия “Наставления”, законченная Кальвином в основном в 1541 г. Богословское сочинение впервые зазвучало на французском языке, и Кальвин, наряду с Рабле, стал творцом национального литературного языка.

 

Второй комплекс произведений Кальвина — Это комментарии ко всем (кроме Апокалипсиса) книгам Ветхого  и Нового Заветов, а также полный перевод Библии на французский язык (1551-1553) и проповеди. Комментарии  сосредоточены на филологическо-философском толковании Писания; вместе с тем в них разрабатываются многие темы учения Кальвина, затронутые в “Наставлении”. При работе с текстами Библии реформатор исходил из того, что каноничность и богодухновенность божественного Слова незыблемы, однако следует установить подлинность различных его записей. Сличая Вульгату (официально признанный Католической церковью латинский перевод Библии) с разнообразными источниками, Кальвин подверг основательной критике перевод св. Иеронима, предложив читателю свою Французскую Библию. Художественный пафос библейских книг, захватывающий читателя с такой силой, какой не обладала античная литература, Кальвин объяснял тем, что Моисей и пророки служили лишь “органами” божественного Слова. При этом каждый пророк жил в своё историческое время и ориентировался на свой круг слушателей и читателей; отсюда особенности стиля, который, например, у Амоса прост и даже грубоват, а у Исайи возвышен до трагического.

Информация о работе Кальвин Ж. О христианской жизни