Философское учение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:02, курс лекций

Описание работы

Дать однозначное определение философии, которое устроило бы всех, практически невозможно. Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы о философии — опыт самопостижения». В ней приведены высказывания о философии более чем 270 выдающихся философов. У каждого — свой угол видения, свое определение. Но все же проглядывается общий подход:
«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». (Ф.-В. Гегель).
«Задача философии — объяснить все существующее» (В. Соловьев)

Содержание

1. Цивилизационные особенности становления философии. Место и роль философии в культуре. Философия и мировоззрение
2. Основные этапы развития философии. Развитие понятия о предмете философии. Исторические течения и направления в философии
3. Основные вопросы философии. Категории философии
Философская герменевтика. Этапы эволюции.
Философская герменевтика 20 века (Мартин Хайдеггер, Ганс-Георг Гадамер)
Заключение. Итоги развития герменевтики.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 145.38 Кб (Скачать)

Как видим, названные выше направления основное внимание уделяют  вещам абстрактным, отвлеченным. Однако в философии есть направления, основное внимание уделяющие самой жизни, ее многосторонним проявлениям, ее смыслу. Такие направления относят к  экзистенциализму (экзистенция —  существование). (Французская сказка о поэте, который решил, что жизнь  бессмысленна и пошел топиться. По дороге он отдал глаза — слепому, уши — глухому, ноги — безногому. Но когда добрался до реки — сел, подумал и решил, что жизнь  прекрасна и что топиться не стоит). Не все экзистенциалисты приходят к  аналогичным выводам, многие из них  большое внимание уделяют такому фактору, как смерть и ее значению в жизни человека.

Есть течения (направления) — «философия жизни», персонализм, философская антропология, психоанализ  и пр. Как видим даже из названий, они близки, по духу, к экзистенциальным, связаны с осмыслением феномена человека и того, что связано с  человеком: свобода, любовь, добро, сознание и пр.

Особенностью современного этапа развития философии является философский плюрализм — как  попытка синтеза различных философских  концепций, рассмотрение их как взаимодополняющих, а не исключающих друг друга.

3. Основные вопросы  философии. Категории философии

 

Как уже было сказано выше, в разных философских направлениях и течениях, в различные эпохи  — выделялись различные проблемы, считающиеся главными.

Исторически так сложилось, что долгое время философы решали проблему о соотношении материи  и сознания: что первично — дух  или материя? В зависимости от этого, как мы видели, выделились два  направления — идеалистическое  и материалистическое.

Параллельно с этим активно  обсуждался вопрос о принципиальной познаваемости мира: познаваем ли мир? В зависимости от ответа на этот вопрос — выделялись агностики и  реалисты.

Постепенно расширяется  спектр вопросов, над которыми размышляют философы, все больше внимания уделяется  человеку, его взаимоотношению с  миром. Например, Иммануил Кант (1724-1804) в качестве основных вопросов выделял  следующие: Что я могу знать? Что  я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?

Альберт Швейцер в книге  «Культура и этика» спрашивает: В  чем смысл жизни? Что тебе надо в мире? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь, героизм? И являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?

До сих пор человек  вновь и вновь задумывается над  тем, как соотносятся дух (душа) и  тело человека? Конечен или бесконечен мир? Каково место человека во Вселенной  и как она развивается? Что  есть истина и заблуждение? Что такое  Добро и зло? В каком направлении  движется история? и пр.

На многие из этих вопросов пытаются ответить различные науки: психология, социология, история, космология и пр. Но любые конкретные области  знания рано или поздно подходят к  краю своей компетенции, и тут  то вступает в свои права философия, охватывающая проблемы в целом.

Для ведения философского дискурса необходимо владеть философским  языком, существенной составляющей которого является категориальный аппарат. Категория (высказывание, признак) — предельно  общее понятие, используемое в философии, культуре, науке и пр. Ее содержание выражает наиболее важные, существенные связи и отношения. Каждое философское  направление использует свой набор  категорий для разговора о  своих важнейших вопросах. Для  диалектического материализма важнейшими категориями являются: материя, сознания, качество, количество, сущность, явление, необходимость, случайность и т. д. Для идеализма это — Бытие, идея, мировой разум, трансценденция, творчество и пр. Для экзистенциализма — жизнь, свобода, смерть, существование  и пр. Философская антропология исследует  понятия человек, общение, любовь, добро, зло и пр.

4. Структура философского  знания

 

Философия, в отличие от конкретных наук, изучает всеобщее в системе отношений «человек-мир». Но эти отношения — многообразны, поэтому в зависимости от того, какие именно отношения мы выделяем, и какие вопросы считаем главными — выделяют разделы философии, или  разделы философского знания:

фундаментальные (Что есть мир?) — онтология

познавательные (Как познается  мир?) — теория познания (гносеология)

ценностные (Что такое  хорошо и что такое плохо?) —  аксиология

этические (Что такое добро  и зло?) — этика

эстетические (Что такое  красивое, безобразное?) — эстетика

Практические (Как с этим миром взаимодействовать?) — праксеология

Ширится разворот философии  к другим составляющим духовной культуры, возникают бинарные концептуальные образования: социальная философия, философия  техники, философия искусства, философия  истории, философия права, философия  собственности и пр. То есть наряду с упрочением целостности в ней  нарастает и многослойность.

Наш курс включает в себя лишь изучение онтологии и гносеологии, как разделов философского знания. Другие разделы могут затрагиваться  в курсах социологии, культурологи, политологии и пр.

Особое внимание будет  уделяться философии науки, философии  техники и инженерного знания. Но изучение этих частных «философий»  требует обязательного предварительного освоения общефилософского категориального аппарата, методов ведения философских рассуждений, дискуссий. Таким образом, наш курс, в целом, построен на дедуктивном принципе «от общего к частному»: Что есть мир? — Как мы его постигаем? — Как осваивается мир в науке и технике?

1. Понятие Бытия,  его соотношение с понятиями  «действительность», «реальность», «существование».  Онтология — как философское  учение о Бытии. Категории онтологии

 

Бытие — главная философская  категория, фиксирующая основу существования  в философском осмыслении мира. С  помощью нее определяется, что  есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение  человека в существовании мира и  самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные  вещи, процессы, явления могут возникать  и исчезать, а мир в целом  существует и сохраняется.

Не следует путать понятия  быт и Бытие (примеры их «Петербурга» А. Белого.

Понятие Бытия ввел в философию  Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие — небытию.

Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий).

В религиозной философии  это деление сохраняется, истинное бытие Бог, а остальной мир  — зависит от него.

В материалистической философии  мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый  от него мир идеального (связанного с сознанием человека).

В настоящее время чаще принято представлять Бытие как  целостность, как Единое, в котором  всегда взаимодействуют идеальные  и материальные процессы и явления.

В экзистенциализме, например, под Бытием подразумевается человеческое бытие Dasein — Вот-Бытие (Хайдеггер) — именно в человеке бытие обретает свой язык и форму выражения. Великое предназначение человека — «сказать Бытие», и человек делает это с помощью языка, так как «язык- дом бытия».

Неправомерно приравнивать Бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие  Бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов  и связано с ними только одной  чертой — существованием. Это придает  миру целостность и делает его  предметом философского размышления.

В целом, можно выделить следующий  диапазон трактовок Бытия:Бытие  — то, что существует вне сознания человека Бытие — все, что существует во взаимосвязи  Бытие - как человеческое бытие

 

 

Бытие — основной предмет  онтологии.

Онтология — раздел философии, философское учение о Бытии, о  сущем как таковом в его  наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием).

Классическая онтология  оперирует с такими категориями  как субстанция (основа всего), сущность, всеобщность, целостность и пр. она  подразумевает, как правило, построение целостной онтологической системы  построенной по принципу «от общего к частному».

Современная онтология подразумевает  наличие «региональных» частных  онтологий, которые воспринимаются не как концепция, а как событие, как «онтология настоящего» (Делез). Здесь на первое место могут выходить категории жизни, творчества, свободы, либо, в других случаях, категория  «симулякра» — как средства замены прежних понятий, как подделка, имитация, сохраняющая прежнюю форму, но совершенно потерявшая содержание (примеры действий — симулякров — слова, потерявшие прежний смысл; обеды, заменившие прежние  ритуальные действия, реклама, производство одноразовых предметов быта и  пр.)

2. Монизм, дуализм,  плюрализм в трактовке Бытия.  Картина мира. Субстрат. Субстанция. Развитие философского представления  о субстанции

 

В зависимости от ответа на вопрос: «Обладает ли мир в  своем существовании единством?»  — выделяют следующие философские  позиции:

— монизм

— дуализм

— плюрализм

В монистических теориях  ищется и утверждается одно сущностное свойство Бытия, его основание и  центр всех его изменений, который  называется субстанцией.

Дуалистическая позиция  допускает существование двух равноправных субстанций.

Плюралистическая позиция  либо вообще снимает вопрос о субстанции, либо допускает смену субстанциальной  основы и ее множественность.

На основе мировоззрения, философских взглядов человека —  формируется картина мира. Картина  мира — целостное представление  человека о Бытии, о мире, о его  строении, законах и закономерностях, действующих в нем, о месте  человека в этом мире и в обществе. Если человек представляет мир неизменным в своих основных характеристиках, то его картина мира статична, в  противном случае — постоянно  формируется динамичная картина  мира.

Уже древние греки формировали  свои представления о Бытии и  об объединяющем начале мироздания. Для  обозначения такой основы в философии  выработаны две категории: субстрат и субстанция. Субстрат — это  то, «из чего все сделано». Древние  греки, в зависимости от принадлежности к той или иной философской школе, под субстратом или первоначалом мира понимали:

— воду: Фалес утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в  воду. Испарения воды питают небесные светила, а затем. во время дождя  вода опять переходит в землю.

— воздух: Анаксимен, выбирая  эту стихию, утверждал, что воздух, сгущаясь может образовывать жидкость и твердую среду.

— апейрон («бесконечное»): Анаксимандр считал первоначалом неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно, находящееся  в движении;

— огонь: Гераклит Эфесский в качестве субстратно-генетического  начала Вселенной рассматривал огонь. Ведь огонь всегда пребывает равным самому себе, неизменным во всех превращениях, а вечный и бесконечный мир  всегда был, есть и будет вечно  живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Все  предметы и явления природы рождаются  из огня и. исчезая, вновь обращаются в огонь.

Как видим, большая часть  воззрений соответствует натуралистическому пониманию основы Бытия.

На более высоком обобщающем уровне под основой Бытия понимают уже не субстрат, а субстанцию (от лат substatia — сущность, то. что лежит в основе), что означает не просто первооснову всего существующего, но и внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений. Так, например, Гераклит, рассматривающий Вселенную как состоящую из огня в его превращениях (субстрат), в то же время говорил, что все эти превращения подчиняются судьбе, то есть необходимости, всеобщему закону — Логосу (λογος — греч. — слово, разум, закон, судьба, учение….). По Гераклиту Логос и является сущностью Бытия, то есть его субстанцией. Это логическая структура Космоса, Мира, данная живому созерцанию.

Вопрос о субстанции наиболее важен для монистических учений (направлений), среди которых в  истории философии особенно выделяются два: идеалистический монизм (объективный  идеализм — субстанция — Абсолютный Дух; субъективный идеализм — субстанция — субъективный Дух), материалистический монизм. В случае, если под субстанцией  понимается Воля (А. Шопенгауэр. Мир  как воля и представление), то такое  направление называется волюнтаризм; и пр.

3. Основные способы существования,  уровни и формы бытия: дух,  сознание, жизнь, материя, пространство, время, движение, энергия

 

Обычно выделяют два основных способа существования бытия, два  мира:

— мир сознания (Дух), в  том числе внутренний мир человека;

— мир материальный, природный, мир физических состояний.

Скорее всего духовный мир существует во времени, а материальный в пространстве (А. Бергсон). Но в  реальности мы обычно имеем смесь  духовного и материального, существующую и в пространстве и во времени.

Мир сознания в разных философских  концепциях воспринимается по-разному (см. Лекцию «Сознание»): от объективно существующей духовности (космическое сознание, Бог), до сугубо человеческого сознания как «функции мозга».

Обычно духовный мир делят  на две разновидности:

— объективный дух

— субъективный дух

Субъективный дух —  внутренний субъективный мир человека со всеми уровнями его существования: от бессознательного до самосознания. Это достояние отдельного индивида.

Объективный дух — представляется по-разному. Это может быть действительно  объективное сознание, существующее независимо от человека и от человечества. Либо это объективированный дух  всего человечества, общечеловеческое духовное образование, достояние духовной культуры общества, мир коллективного  человеческого сознания (трансцендентальный субъект). Он существует в таких формах общественного сознания как искусство, наука, мораль. религия, политика и пр.

Информация о работе Философское учение