Философия Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

В задачи входит рассмотрение таких пунктов, как:
1.Эмпиризм философии Нового времени.
2. Рационализм философии Нового времени.
3.Основные социально–политические концепции в философии Нового времени. Сходство и различие концепций Т. Гоббса и Дж. Локка по вопросам о государстве и о правах и свободах личности.

Содержание

Введение. С. 3
Основная часть.
1. Эмпиризм философии Нового времени. С. 4-8
2. Рационализм философии Нового времени. С. 9-14
3. Назовите основные социально–политические концепции
в философии Нового времени?
В чем состоят сходство и различие концепций Т. Гоббса и
Дж. Локка по вопросам о государстве и о правах и свободах
личности? С.15-16
Заключение. С. 17-18
Список использованной литературы. С. 19

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии.docx

— 49.88 Кб (Скачать)

Томас Гоббс (1588 – 1679) – крупнейший английский мыслитель, сместивший философскую проблематику в сторону социальных вопросов, а гносеологию и онтологию сделавший как бы введением к ним.

Его взгляды  формировались под влиянием Английской буржуазной революции. Концепция «двух истин» у него приняла вид, что философия «исключает теологию». Понятие истины может быть только в философии, науке, а теология – только – «богооткровенное знание». Философия – система рационалистических действий познающего ума. Человек стал центром философских интересов Гоббса. Человек – не только тело среди бесчисленного множества природных тел, но и моральное, духовное существо, творец культуры, создатель многообразных искусственных тел.

Эмпиризм  Гоббса является отнюдь не абсолютным, но конечным, ограниченным эмпиризмом, ибо он везде обращает определенные явления в абсолютную сущность. Как  философия или, правильнее, материализм  Гоббса не имеет своим содержанием  и объектом ничего первоначального, безусловного и абсолютного, ничего само себя определяющего и движущего, так и философия его, или система (если только эти слова применимы к Гоббсу), не есть система, а мыслящая машина; его мышление — чистый механизм.

Гоббс придерживался основной формулы сенсуализма: все понятия в человеческом уме первоначально порождаются «целиком или частично» в «органах ощущения», т.е. вся совокупность явлений человеческого сознания связывалась с ощущениями.

Но Гоббс всё же не до конца придерживался бэконовского эмпиризма, так как полагал: одно дело обыденная жизнь, а другое – научное знание, где достоверности присущи всеобщность и необходимость, которые нельзя получить ни из какого опыта. 

Джон  Локк (1632 – 1704) разрабатывал эмпирические теории познания  и идейно – политические доктрины либерализма.

В теории познания продолжает традиции эмпиризма  и материализма. 

Локк  категорически отрицает существование  врождённых идей и принципов как  теоретических, так и нравственных, включая идею бога.

Рассматривает их существование как ограничение  свободы мысли, как средство господства одних над другими.

Локк  обосновывает мысль о том, что  все наши знания основаны на опыте  и вытекают из него.

Опыт  заключает чувства и размышления, объективные вещи воздействуют на сознание через чувства. Это составляет внешний опыт.

Размышления разума о процессе чувствования (рефлексия) является внутренним опытом.

Единственный  источник знания – это бытиё. Познание истинно постольку, поскольку идеи соответствуют действительности. Высшим разумным первоначалом, источником движения  и познания является бог.  
 
 
 
 

2. Рационализм философии Нового времени. 

Рационализм (от лат. ratio – разум) – направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.

Французского  мыслителя  Рене Декарта (1596-1650) так же, как и Ф.Бэкона, считают одним из основателей философии Нового времени.

Декарт  не только был великим философом, но и гениальным естествоиспытателем.

В отличие  от Френсиса Бэкона, который обращался  к опыту и эксперименту, Декарт аппелировал к разуму и самосознанию.

В основе философии Декарта лежит дуализм души и тела, мыслящей и протяжённой субстанции, которые сотворены богом и поддерживаются его могуществом.

Механистическая черта его мировоззрения проявляется  в рассмотрении мира как совокупности различных механизмов.

Главным средством достижения знаний считал интуицию и дедукцию.

Важнейшим положением его методологии и  гносеологии, а также главным  принципом рационализма стало понятие  интуиции. 

Интуиция – это способность формулировать исходные теоретические положения, не требующие доказательств по типу математических аксиом.

Декарт склонялся к тому, чтобы рассматривать интуицию в качестве естественного и одновременно интеллектуального света, т.е. интуиция отделяется от чувственных восприятий.

Интуиция – прочное, отчётливое понятие  «ясного и внимательного ума». Она более достоверна, чем сама дедукция. Интеллектуальная интуиция является  отправным моментом для более или менее длинной цепи дедукции, вывода одного понятия из другого. Определённая интуиция является началом  каждой из таких цепей.  

Дедукция в отличие от интуиции характеризуется опосредованностью при получении истины. Непрерывность – признак истинной дедукции. У интуиции перед дедукцией имеется преимущество в непосредственности.

Эти положения  являются опорными пунктами процесса познания, опираясь на которые разум  методом дедукции, т.е. движение мысли от общего к частному приходит  к постижению истины.

Декарт  разрабатывает правила, которые  обеспечивают достижения истины:

1. За истинные считать такие положения, которые не вызывают никаких сомнений.

2. Разделять сложную проблему на части, частные проблемы.

3. Методически переходить от доказанного к недоказанному.

4. Не допускать никаких пропусков в логической цепи исследования.

Для достижения истины необходимо радикальное сомнение в истинности  всего существующего  мира.

Сомнение – это акт мышления, который является достоверным сам по себе и Декарт утверждает, что безусловные основоположения всего знания и мира заключено в непосредственной достоверности сознания.

Естественный  свет разума выявляет достоверное существование  высшего разума – бога. 

В познавательной деятельности Декарт усматривал три класса идей, не одинаковых по своей роли:

1) идеи, которые каждый человек получает извне. Например, идея солнца;

2) образуемая на основе идей первого рода разновидность идей в его уме. Например, идея солнца, но уже образованная астрономом;

3) наиболее важная разновидность идей, называемая им врождёнными. Они считались совершенно не зависимыми от внешних предметов, действующих на чувства. Их отличали ясность, отчётливость, простота. 
 
 

Философия Декарта получила название дуалистической,  так как в ней постулируется существование двух субстанций – материальной, которая обладает протяженностью, но не обладает мышлением и духовной, которая обладает мышлением, но не обладает протяжённостью. Эти две не зависимые друг от друга субстанции, будучи продуктом деятельности бога, соединяются в человеке, который может познать и Бога, и созданный им мир. [5]

Декартова программа  построения системы знаний, покоящихся на едином основании, получила завершенное воплощение в философии  голландского мыслителя Бенедикта Спинозы (1632 – 1677). В отличие от дуалистической философии Декарта, философия Спинозы носит монистический характер, являясь учением абсолютно божественной, субстанции природе. Субстанция для Спинозы – непосредственно данная, сущность которого заключает в себе необходимое существование, она есть причина самой себя. Свойства субстанции: вечность во времени и её бесконечность в пространстве. Так, понятая субстанция есть то, что называют природой или богом. Спиноза отходит от ортодоксальных религиозных знаний. Его мировоззрение носит пантеистический характер. Бог, согласно  Спинозе, как бы растворяется в природе, которая есть вечное творческое начало. Только природа в целом, или субстанция, существует необходимо,  только её сущность включает в себя существование. Заключая причину своего бытия в себе, субстанция обладает бесконечным множеством атрибутов, или сущностных свойств. Субстанция одна, но атрибуты качества, выражающие её сущность, и способы, посредством которых она выражает своё бытие, бесконечны. Человек познаёт субстанцию через два её атрибутапротяжённость и мышление.

Окружающий  человека предметный мир представляет собой, по мнению Спинозы, определённые состояния единой субстанции, или  её конкретные предметы и явления, которые  существуют не сами по себе, а только в системе отношений друг к  другу, то есть, в конечном счете, к  самой субстанции.

Субстанция  и её атрибуты составляют собой природу  производящую, или природу произведённую. Субстанция выражает единство мира, а  модусы, или состояния субстанции, - его многообразие. Единство и многообразие – две стороны одной и той же природы.

В рамках многообразия каждая вещь, рассматриваемая  как модус субстанции, есть одновременно и тело (модус атрибуты протяжения), и соответствующая этому телу идея – модус атрибута мышления. Самый сложный модус субстанции – это человек, которому соответствует идея, мыслящая саму себя и своё тело.

В противоположность  Декарту, утверждавшему о существовании  у человека врожденных идей, Спиноза  категорически отрицает их наличие. Вместе с тем он признаёт врожденную способность приобретать знания. Задача человека заключается в том, чтобы совершенствовать эту врожденную способность к приобретению знаний.

В работе « Трактат об очищении  интеллекта»  Спиноза различает четыре способа приобретения знания, которые исчерпывают, по его мнению, всю познавательную деятельность человека.

1. Получение знания понаслышке. Этот способ Спиноза сразу же отбрасывает, так как этот метод религии, которая ссылается на авторитет Священного писания и священного предания.

2. Приобретение знания из беспорядочного опыта, т.е. опыта, который не определяется разумом, поскольку наблюдение носит случайный характер. Этот способ познания Спиноза ограничивает житейским обиходом. Для научного исследования такой метод не пригоден потому, что на его основе можно понять лишь случайные признаки, а не сущность.

3.  Приобретение знания заключается в нахождении причин на основе следствий или выведения сущности вещи из некоторого общего понятия.

4. Познание через сущность вещи. Только этот способ познания, который Спиноза называет интуитивным, дает нам безошибочное, адекватное, строго соответствующее сущности вещи знание.

Интуиция у Спинозы – не мистическая интуиция, а рационалистическое познание сущности вещи на основе постижения сущности субстанции. Только интуитивным путем, по мысли Спинозы, безошибочно познаем существо вещей.

Познание  субстанции  и познание модусов  принципиально различны. Если в отношении  модусов опыт имеет существенное значение, то в отношении субстанции и её атрибутов он не существен.

Итак, Спиноза ограничивал познавательные возможности опыта несущественными свойствами вещей, тогда как их сущность может быть познана только рациональным путём.

Учение  о субстанции – это учение о  человеке, о его нравственности, о мудром восприятии жизни.

«Свобода  есть познанная необходимость», - так сформулировал Б. Спиноза путь  человека к свободе. В результате человек приходит к такому состоянию, когда он не плачет и не смеется, а понимает необходимость и переходящий характер перипетий своей жизни.

Великий немецкий философ и математик, открывший  дифференциальное и интегральное исчисление, Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) отверг как дуалистическую трактовку бытия Р. Декарта, так и монистическое учение о субстанции Б. Спинозы. Он противопоставил им плюралистическую концепцию бытия как совокупности множества субстанций – монад.

« Монада, - согласно Лейбницу, - есть не что иное, как простая субстанция, которая входит в состав сложных: простая, значит, не имеющая частей»

Монады  как субстанции вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть  естественным путем. Возникают монады из непрерывных излучений божества и могут быть уничтожены лишь сверхъестественным путем.

Являясь духовными сущностями, находящимися в деятельном состоянии, монады имеют  собственную определенность, отличающую их друг от друга. Лейбниц различает  три вида монад по степени их развития:

1)монады низшей степени развития, которые обладают лишь пассивной способностью восприятия, образуют физические тела, т.е.  предметы неживой природы;

2)монадыдуши, обладающие ощущениями и представлениями, составляют растительный  животный мир;

3)монадыдухи, наделенные сознанием, находятся на высшей ступени развития. Они определяют природу человека.

Рационализм в учении Лейбница о монадах выразился  в том, что постичь монады   можно только разумом

Столь же рационалистической является и  теория познания Лейбница, в которой он предпринял попытку сочетания рационализма и эмпиризма при сохранении ведущей роли рационализма.

Информация о работе Философия Нового времени