Философия нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 04:33, реферат

Описание работы

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века.

Работа содержит 1 файл

Философия нового времени.docx

— 17.55 Кб (Скачать)

Философия Нового времени

Философия Нового времени  — период развития философии в  западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся  становлением капитализма, бурным развитием  науки и техники, формированием  экспериментально-математического  мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в  философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века.

Ключевые фигуры в философии  разума, эпистемологии и метафизике семнадцатого и восемнадцатого столетий разделяются на две основные группы. Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых "врождённых идей", присутствующих в уме. Главными представителями  этого направления были Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц  и Николай Мальбранш. Эмпиристы, напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления - Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. (Сами понятия рационализма и эмпиризма возникли позже, в основном благодаря Канту, но они достаточно точны.) Этика и политическая философия обычно не рассматриваются через эти понятия, хотя все эти философы решали этичекие вопросы в свойственных им стилях. Среди других важных фигур в политической философии были Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо.

В конце восемнадцатого столетия Иммануил Кант создал принципиально новую философскую систему, претендовавшую на то, что она объединила рационализм и эмпиризм. Кант стимулировал бурное развитие философской мысли в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма. Характерной чертой идеализма была мысль о том, что мир и разум должны быть поняты, исходя из одних и тех же категорий; эта идея достигла кульминации в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который среди прочего сказал, что действительное разумно, разумное действительно.

Основные представители:

Френсис Бэкон

Томас Гоббс

Рене Декарт

Блез Паскаль

Бенедикт (Барух) Спиноза

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Дэвид Юм

 

Френсис Бэкон

Первым исследователем природы  в Новое время был английский философ Френсис Бэкон (1561—1626). Он считается основоположником методологии  экспериментального естествознания. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам». Был глубоко верующим человеком.

Томас Гоббс

Приверженец сенсуализма  и фатализма, рассматривал волю как  «силу природы». Был сторонником  механистической картины мира, согласно которой объективно существуют лишь тела, а такие характеристики как  размер, вес и т. п. субъективны. Признавал  существование Бога как «энергию мироздания, как первопричину всего  сущего», но при этом не вмешивающуюся  в земные дела. Основной предмет  его философии — человек как  гражданин государства.

Рене Декарт

Если Френсис Бэкон  рассматривал опыт как основную отправную  точку исследования, а Т. Гоббс привнес в эту логику математику, то Декарт ставил во главу всего разум, а опыт считал лишь инструментом, подтверждающим выводы разума. Декарт придерживался рационализма. Впервые ввел идеи эволюции, но доказывал их исходя исключительно из механистических представлений. Основной отправной точкой его философии является понятие субстанции, здесь он сближается с античными философами.

Блез Паскаль

Блез Паскаль (1623—1662) — знаменитый французский философ, физик, математик и писатель. Плодотворно поработав в области естествознания и математики (он является одним из «отцов» теории вероятностей), он разочаровался в них и перешел к изучению религии и философской антропологии. Он считал, что «доводы разума», постоянно колеблющегося между сомнениями и уверенностью, ниже «доводов сердца».

Бенедикт (Барух) Спиноза

Бенедикт Спиноза (1632—1677) в отличие от Декарта придерживается монизма, рассматривая Вселенную как  нечто, состоящее из одной субстанции (идея субстанционального единства мира), соединившей в себе духовное и  материальное начала, являющейся причиной самой себе. Отвергал, таким образом, христианскую идею «творения Богом  мира из ничего». Придерживался натуралистического пантеизма, рассматривал Бога безличным  растворением в природе, за что подвергался  при жизни различным гонениям со стороны церкви. Единая субстанция по его мнению обладала двумя характеристиками: протяженностью и мышлением.

Готфрид Вильгельм  Лейбниц

Немецкий философ Лейбниц  Готфрид Вильгельм (1646—1716) был очень  разносторонним ученым, но наибольшее значение имеют его работы по философии. Он считал, что мир состоит из мельчайших элементов — монад. Отрицал существование пространства и времени отдельно от материи, считая пространство местом существования вещей, координирующим их положение, а время — фактором, описывающим последовательность состояний объектов. Внес существенный вклад в развитие математики (ввел понятие бесконечно малых величин), указал на значимость доказательства в рациональном познании. Считается основателем символической и математической логики.

Дэвид Юм

Дэвид Юм (1711—1776) — английский философ, историк, экономист и публицист, представитель агностицизма. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал: «Не знаю». Считал, что  внешний опыт не может быть критерием  истинности знания, поскольку он лишь «поток впечатлений», в котором нельзя строго выявить причину и следствие. Опыт, таким образом, нельзя объяснить  логически, а потому он не может давать истинного знания. Поэтому Юм делает вывод о невозможности объективного познания причинности явлений. Он утверждал, что источником нашей уверенности  является не теоретическое знание, а вера.


Информация о работе Философия нового времени