Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:27, контрольная работа
Философия (от греч. phileo люблю, sophia – мудрость) – любовь к истине.
Слово «philosophos» впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей.
Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежны.
Введение…………………………………………………………………….3
Историческая характеристика эпохи - становление науки……….6
Эмпиризм Ф.Бэкона. Индуктивный метод……………………….13
Рационализм Р.Декарта. Метод «картезианского сомнения»…...18
Заключение………………………………………………………………..29
Список используемой литературы……………………………………....31
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………....31
Введение
Философия (от греч. phileo люблю, sophia – мудрость) – любовь к истине.
Слово «philosophos»
впервые встречается у
Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежны. То, что выступает под названием «философия», в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. Для человека, верящего в науку, наихудшим является то, что философия совершенно не имеет всеобщезначимых результатов – того, что можно познать и чем благодаря этому можно обладать. В то время как науки получили в своих областях определенные обязательные и общепризнанные знания, философия не достигла ничего, несмотря на тысячелетние усилия.
Философия – это не просто мысль, но мысль о мысли, не просто познание или самопознание, а всегда стремление заглянуть «за» мысль, «за» наши желания: почему и в чем неотвратимость наших мыслей и желаний (быть свободными, счастливыми и пр.)? Если наука ищет знания о природе, человеке, обществе (т. е. каковы общие, повторяющиеся необходимые связи, образующие их), то философия стремится уяснить смысл самих этих поисков, равно как и самой человеческой жизни, и что в нашей природе заставляет нас непременно искать.
Философия
Нового времени – период развития философии
в западной Европе в XVII–XVIII веках, характеризующийся
становлением капитализма, бурным развитием
науки и техники, формированием экспериментально-
В культуре Нового времени светские элементы преобладают над элементами церковными. Государство все более и более заменяют церковь как орган управления, контролирующий культурную.
В Новое время происходит существенное изменение приоритетов философского интереса, что было связано с радикальными социально-экономическими и духовными изменениями общественной жизни, получившими название модернизации. Переход к новому типу экономической деятельности (индустриальное производство), социально-политические изменения (падение абсолютизма, утверждение начал гражданского общества) привели к утверждению новых мировоззренческих ценностей: индивидуализма, свободы, науки и прогресса. Главной областью внимания философов становится гносеология, а проблема поиска верного познавательного метода выдвигается в качестве доминирующей. Родоначальником рационализма в новоевропейской философии считают французского философа Рене Декарта. К рационалистам относят также Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Николая Мальбранша, Христиана Вольфа.
Рационализмом в теории познания называется стиль мышления, основанный на признании приоритета мышления, интеллекта в познании. Чувственное познание признается вспомогательным, дополняющим к выводам разума. Рационалисты считали, что возможно найти некие интеллектуально очевидные мыслительные положения, аксиомы, на основании которых по правилам формальной логики построить непротиворечивое, совершенное знание о мире. Все дело в том, что бы более точно определить фундаментальные первоначала и верно сформулировать правила работы ума.
Рационализм – учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть подчеркнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. Рационализм противоположен эмпиризму, он возник, как попытка объяснить логические особенности истин математики и математического естествознания.
Особенности философии нового времени.
В 17 веке определилась просветительско
- модернистская философская
Особенностью науки Нового Времени является, с одной стороны, опора на опытно-экспериментальное знание как средство достижения истины, свободное от авторитетов и догматов и, с другой стороны, успехи математики. Лидером естествознания среди наук стала механика (наука о движении тел, наблюдаемых непосредственно или с помощью инструментов).
Формируется механическая и метафизическая картина мира. С позиции данной картины мира трактуются все явления природы (машины, созданной Творцом). В данной картине мира роль Бога сведена к минимуму - создание материи и ее первотолчка. Далее - развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей.
Развитие науки побуждает философов постоянно согласовывать свои представления с достижениями науки. Философия перенимает у естествознания стиль мышления, идеалы, ценности.
Акцент философов 17 в. - на методологических проблемах. Познание рассматривается как зеркальное действительности в сознании человека. Разуму отводится роль стороннего наблюдателя.
17 в. - время критики
Средневековой схоластики. Наиболее
ярый критик схоластики - Рене
Декарт. Френсис Бекон и Томас
Гобс утверждали, что построить
надежное здание истинной
Этапы развития исторической науки.
Превращение исторических знаний в историческую науку осуществлялось в течении длительного времени. Сейчас в развитии исторической науки выделяют следующие наиболее важные этапы.
1. Исторические представления
Древнего мира. Сначала историческая
мысль развивалась в виде
Кроме того, мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов. Так, в «Илиаде» Гомера причиной Троянской войны послужила ссора богинь. Тогда же вырабатывается концепция, согласно которой герои творят историю с помощью и по воле богов. В целом история человечества представлялась им как проявление воли божества: Рок определял судьбу народов.
Древнегреческий философ Эпикур (341-270 до н.э.) считал, что развитие истории осуществляется благодаря открытиям и изобретениям гениев.
Высшими достижениями исторической мысли в эпоху Древнего мира были сочинения античных авторов – Геродота и Фукидида. Греческого историка Геродота (между 490 и 480-ок. 425 до н.э.) считали «отцом истории». Он описал Древнюю Грецию, а также народы и страны, в которых побывал: Персию, Ассирию, Вавилонию, Египет, Скифию. Главный его труд – «История греко-персидских войн». Древнегреческий историк Фукидид (ок. 460-400 до н.э.) автор «Истории», включающей восемь книг, посвященной Пелопоннесской войне, и считающейся вершиной античной историографии. Великим античным историком был и Полибий (ок. 200-ок. 120 до н.э.), предпринявший попытку создать всемирную историю. Его труд «История» (40 книг) охватывает историю Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран периода от 220 до 146 до н.э.
В Древнем Востоке также важную роль придавали культу прошлого. Так, в Китае при каждом удельном правителе (впоследствии после объединения Китая – при дворе императора) находился историограф. Ко II в. до н.э. появилось множество летописей, анналов, в основном локальных. Обобщил эти источники сын придворного историографа Сыма Таня – Сыма Цянь (145 или 135 – ок. 86 до н.э.), прозванный «китайским Геродотом». Главным делом всей жизни Сыма Цяня стали «Исторические записки» («Ши Цэи»), оказавшие весомое влияние на развитие исторической науки в Китае. С того времени в Китае стали составлять истории всех правящих династий.
2. Историческая мысль
эпохи Средневековья
На арабском Востоке наиболее крупными учеными-историками были авторы «всеобщих историй» Якуби (X в. н.э.), Абу Ханифа ад-Динавери (IX в.) и Табари (кон. IX – начало Х вв.). В Китае в XI в. государственный деятель и историк Сым Гуан создал огромный труд (294 книги), охватывающий историю китайского народа с V по конец IX вв.
В средневековой России в начале XII в. было создано выдающееся произведение русской общественно-политической мысли «Повесть временных лет», автором которой называют монаха Киево-Печерского монастыря летописца Нестора. Затем появилось «Слово о полку Игореве», посвященное неудачному походу Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев. Автор отмечает пагубность раздробленного состояния русских княжеств и необходимость их единения перед угрозой вражеского нашествия.
Изучение истории человечества получило новое развитие в эпоху Возрождения, перехода от Средневековья к Новому времени, когда засилью средневековой религиозной идеологии было противопоставлено культурное наследие античности. Усиливается интерес к памятникам древности. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский политический деятель Н. Макиавелли (1469-1527) в работе «Государь» (1513) назвал одну из причин борьбы людей в истории – имущественную.
3. В эпоху Нового
времени некоторые
Огромное значение для развития исторической науки имело утверждение в XIX в. исторического метода познания и появление марксизма.
Исторический метод (принцип)
подхода к действительности как
изменяющейся во времени, развивающейся
признавали до Маркса представители
немецкого классического