Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:12, контрольная работа
В философии Нового времени, проблемам онтологии, т.е. учению о бытии и субстанции, уделяется большое внимание, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.
Задача науки и философии – содействовать увеличению власти человека над природой, здоровью и красоте человека – вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил. Поэтому проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени.
1. В философии Нового времени, проблемам
онтологии, т.е. учению о бытии и субстанции,
уделяется большое внимание, особенно
когда речь идет о движении, пространстве
и времени.
Задача науки и философии – содействовать
увеличению власти человека над природой,
здоровью и красоте человека – вела к
пониманию необходимости исследования
причин явлений, их сущностных сил. Поэтому
проблемы субстанции и ее свойств интересуют
буквально всех философов Нового времени.
В философии этого периода
появляются два подхода к понятию «субстанция»:
первый – связан с онтологическим пониманием
субстанции как предельного основания
бытия; второй – с гносеологическим осмыслением
понятия «субстанция», его необходимости
для научного знания.
Основатель первого – английский философ
Френсис Бэкон (1561–1626), который дал качественное
описание субстанциональных форм и отождествил
субстанцию с формой конкретных вещей.
Материя наделяется им такими свойствами, как желтизна, голубизна, чернота, теплота, тяжесть и т.п. Это, по мнению Ф. Бэкона, простейшие качества материи. Из различных комбинаций этих «натур» образуются все многообразные вещи природы. Учение о качественной разнородности материи Ф. Бэкон подкреплял своим учением о форме и движении. Форма в его понимании – это материальная сущность принадлежащего предмету свойства. По Бэкону, форма – это род движения материальных частиц, из которых состоит тело. Но эти частицы – не атомы. Ф. Бэкон отрицательно относился к учению древних философов об атомистическом строении материи и особенно к учению о существовании пустоты. Он не считал пространство пустотой: для него оно было связано с местом, постоянно занимаемым материей. Фактически он отождествлял пространство с протяженностью материальных объектов. О времени Бэкон писал как об объективной мере скорости материальных тел. Такой подход к рассмотрению сущности времени достоин внимания, ибо время признается неким внутренним свойством самой материи, состоящим в продолжительности, длительности происходящих изменений материальных тел и характеризующим темп этих изменений. Таким образом, время органически связывается с движением. Движение, по Бэкону, – это прирожденное свойство материи. Как вечна материя, так вечно и движение.
Материалистические воззрения Ф. Бэкона были систематизированы и развиты в сочинениях другого английского философа Томаса Гоббса (1588–1679). Гоббс рассматривал материю в качестве единственной субстанции, а все явления, предметы, вещи, процессы считал формами проявления этой субстанции. Материя – вечна, а тела и явления – временны: они возникают и исчезают. Мышление от материи отделить нельзя, ибо мыслит только сама материя. Бестелесная субстанция невозможна так же, как бестелесное тело. Именно материя является субъектом всех изменений.
Бэконовской и гоббсовской монистической
трактовке субстанции французский философ
и математик Ренэ Декарт (1596– 1650) противопоставил дуалистическое
понимание мира.
Декарт допускает два независимых друг
от друга первоначала: нематериальную,
или «мыслящую субстанцию», и материальную,
или «протяженную субстанцию». Эти две субстанции существуют
как бы параллельно. Их изучением занимается
метафизика и физика. Первая исследует
прежде всего духовную субстанцию, связанные
с ней принципы познания и бытия. Вторая
представляет философию природы. В
ней дается учение о возникновении мира,
развитии жизни на Земле (согласно законам
природы), рассматривается строение тела
животных и человека как сложных машин,
подчиненных законам механики. Р. Декарт
пишет даже работу «Животное – машина».
В основу космогонии он положил идею естественного
развития Солнечной системы, обусловленного
свойствами движения материи и ее разнородных
частиц. Он приписывает материи самостоятельную
творческую силу, считая основой или причиной
движения частиц материи их вихревое вращение.
Движение понималось Декартом как механическое
– перемещение тел в пространстве. Таким
образом, Р. Декарт вступает в противоречие
с самим собой: он признает пространство
как протяженность тела, но движение понимает
как перемещение тел относительно других
тел, что означает признание пространства
как пустоты.Ставя вопрос о первоначальной
причине движения, он ссылается на Бога,
который сотворил мир и сохраняет в материи
вложенное при творении количество движения.
В то же время философ делает ценное обобщение
– формулирует закон сохранения количества
движения.Дуалистическое учение о субстанции
Декарта было преодолено голландским
философом Бенедиктом (Барух) Спинозой
(1632–1677), который разработал монистическое
учение о мире. Его монизм предстал в форме
пантеизма: в своей онтологии он отождествил
Бога и природу, которая выступает как
природа – творящая и природа – сотворенная.
2. Основная черта философского мировоззрения Декарта –дуализм. Мыслитель различает две равноправные субстанции: материальную и духовную. Атрибут духовной – мышление, материальной – протяженность, то есть Декарт, по сути, отождествляет материю с пространством. Материя однородна, а потому количественно измерима. Материальный мир понимается как сложная машина, результат механического взаимодействия бесконечно делимых частиц и их вихрей. Животные – тоже сложные машины. Декарт, таким образом, разрабатывает механистическую картину природы.
В эту картину природы не вполне вписался человек как единство материальной и духовной субстанций. Не преодолев дуализм, Декарт предлагает фантастическое решение: субстанции взаимодействуют особым образом в шишковидной железе в мозгу человека.
Учение Спинозы об атрибутах направлено против дуализма Декарта, согласно которому протяженность и мышление образует две субстанции. Придание Богу атрибута протяженности вело к отождествлению Бога и природы. Спиноза выделяет также бесчисленные модусы (конкретные состояния субстанции): в атрибуте мышления – это мысли, желания, воля, в атрибуте протяженности - тело. Спиноза исходит из принципа полного совпадения «порядка вещей» и «порядка идей», то есть наши идеи не могут быть истинными или ложными, а только более или менее ясными. Отсюда различаются три рода познания: 1) чувственное; 2) рассудочное; 3) интуитивное. Чувственное познание носит подчиненный, второстепенный характер. В этой оценке чувственного познания проявляется рационализм Спинозы.
Субстанция неизменна, вечна и с необходимостью определяет все как единую причину всего. Человек - лишь мыслящий автомат, подчиняющийся необходимости природы. Свобода достигается лишь через познание необходимости, а для этого нужно сначала проанализировать страсти и освободиться от них – такова этика Спинозы.
Таким образом, в отличие от Декарта Спиноза создал строго монистическую картину мира, выводя все существующее из единой материальной субстанции.
Развивая материалистическое учение о природе, английский ученый Томас Гоббс (1588-1679) исходит из того, что мир состоит из многообразных, протяженных тел, имеющих фигуру, величину, положение и подчиненных законам механического движения. Ничего бестелесного нет. Мир – единая материальная субстанция. Качественное многообразие природы он считал продуктом человеческих восприятий, в основе которых лежат механические различия вещей.
С позиций материализма Т. Гоббс разрабатывал учение о познании. Источником познания являются внешние чувства. Все операции познания исчерпываются, согласно его учению, операциями чувств и воображения. Тела, воздействуя на органы чувств, образуют идеи, мышление же есть сложение, исчисление идей. Каждая идея обозначается словом, именем, но общие имена, такие как «субстанция», не имеют телесного аналога и требуют критического отношения.
Беркли радикальнее Локка в критике абстрактных идей, особенно идей материальной субстанции. Понятие материи, по его мнению, ничего не означает и вредно, так как выдумано для оправдания безбожия. Но сам Беркли непоследователен, так как не отрицает субстанции духовной. Дух, разум, «Я» человека – предпосылка познания, так как идеи не существуют вне духа. Ясность идей Беркли обосновывает ссылкой на Бога как причину связанности восприятий. Наши ощущения могут рассматриваться как знаки Бога. По сути, субъективный идеализм Беркли перерастает в объективный.
Вслед за Беркли с учением о том, что целью науки является описание ощущаемого как единственной реальности, выступил Давид Юм (1711-1776).Он исследует природу человека в связи с анализом природы познания. Юм подчеркивает первичность впечатлений чувственного опыта по отношению к порождаемым на их основе идеям. Идеи, таким образом, не порождены непосредственным опытом, но они не основаны и на какой-либо рациональной необходимости. Сочетание идей основано лишь на психологической ассоциации. Соответственно Юм подвергает сомнению все общие абстрактные понятия, в частности идеи и материальной, и духовной субстанций. Разумное «Я» для него есть просто сочетание впечатлений и идей. Среди важнейших отношений, играющих ключевую роль в познании, он выделяет отношения причинности. Согласно Юму, связь причины и следствия не носит необходимый характер, на ней нельзя основывать выводы, так как делая заключение от причины к следствию, мы рассуждаем «по привычке».
4. Философия Нового времени содержит ряд
ценных социальных концепций, среди которых
особое место принадлежит концепциям
«естественного права» и «общественного
договора». Так, Дж.Локк объявляет естественным
правом человека его свободу и владение
собственностью, приобретенной посредством
труда. В работе «Два трактата о государственном
правлении» он рассматривает первоначальное
состояние людей как состояние господства
их «естественных прав»: свободы, равенства
и охраны собственности. Но он. как и Т.
Гоббс, считает, что с целью защиты «естественных
прав» граждан, включая их жизнь, необходимо
государство, которое является результатом
«общественного договора». В «Левиафане»
Т. Гоббса государство возникает через
общественный договор, чтобы люди не уничтожали
друг друга, так как они по природе все
сильны и злы и к ним применим принцип
«человек человеку – волк». У Локка на
государство переносится лишь часть естественных
прав – ради эффективной защиты всех остальных,
прежде всего свободы слова, веры и собственности.
У Гоббса государство есть смертный Бог
– Левиафан, оно охраняет мир и благоденствие
граждан. Государство это абсолютистское
по своему характеру общественное состояние,
организация, которая обладает такой силой
власти, что внушает страх, способный управлять
волей всех людей, направляя ее на внутренний
мир и взаимную помощь против внешних
врагов 61.
Локк развивает учение о разделении властей
на исполнительную, законодательную и
судебную. Решающее значение, по его мнению,
должна иметь сосредоточенная в парламенте
законодательная власть. Именно законодательная
власть прежде всего определяет порядок
и режим, который устанавливается в обществе.
Концепции «естественного права» и «общественного
договора» разделял Б.Спиноза. У него эти
теории получают обоснование не просто
через естественную природу человека,
но через такое ее качество, как свобода.
Спиноза пишет о свободе как праве рассуждать
и свободе как праве действовать. «Цель
государства в действительности есть
свобода». В то же время он считал, что
«общее решение должно преобладать над
личным мнением и «изволением своего сердца»,
иначе в обществе возникает произвол
3. Основными особенностями философии Нового времени являются гносеологизм, методологизм, наукоцентризм. Гносеологизм заключается в том, что центральной темой философии Нового времени является теория познания; методологизм заключается в поиске адекватных методов постижения природы и человеческого общества; наукоцентризм -философия видит своим идеалом и образцом для подражания естественные науки, в честности математику и механику.
Ф. Бэкон выступает против схоластической философии средневековья, полагая, что философия и наука должны служить жизни и практике. Именно в этом они находят свое оправдание. Цель научного знания - приносить пользу и увеличивать власть человека над природой. Наука является средством, а не целью самой по себе. Она должна познать причинную связь природных явлений, чтобы затем использовать эти знания для блага людей. Знание, не приносящее практических плодов, - ненужная роскошь. Любое истинное знание может и должно быть применено на практике. В тезисе Ф. Бэкона «Знание - сила» выражается практическая направленность науки и философии. Знание есть реальная сила, почему тот, кто владеет знаниями, будет могущественным: «Мы столько можем, сколько мы знаем. Что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно». Ф. Бэкон не отождествлял полностью истину и пользу, знание и успех, он стремится подчеркнуть их взаимозависимость и взаимодействие.
Познанию препятствуют «идолы разума»,
которые представляют собой шаблоны,
стереотипы, предрассудки сознания и
выражают неизбежную ограниченность человеческого
мышления. Идолы разума, полагает Ф.
Бэкон, «самые глубокие самообольщения
человеческого ума». Философ выделяет
четыре вида идолов:
- «Идолы рода» - природные особенности
человеческого разума, которые свойственны
всему человеческому роду. Они выражаются
в том, что разум «очеловечивает» природу,
приписывая ей свойства живого организма.
Такие идолы, считает Ф. Бэкон, проявляются
в господствовавшей вплоть до XVI века физике Аристотеля.
- «Идолы пещеры» - разнообразные индивидуальные
особенности ипривычки каждого человека, которые мешают объективному
познанию и незаинтересованному научному
поиску. Каждый человек смотрит на мир из своей собственной
пещеры.
- «Идолы рынка» - связаны с двусмысленностью
и многозначностью слов языка и приводят
к формированию различных стереотипов
и заблуждений в общественном сознании.
- «Идолы театра» - искажающее воздействие
ложных научных и философских теорий,
власть ложных авторитетов. Таким ложным
авторитетом для Ф. Бэкона является Аристотель,
который для средневековой схоластики
стоял вне критики. Ф. Бэкон считает, что
«истина - дочь времени, а не авторитета».