Философия Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 15:44, реферат

Описание работы

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века.

Работа содержит 1 файл

Философия Нового времени.docx

— 29.93 Кб (Скачать)

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVIIXVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века.

Ключевые  фигуры в философии разумаэпистемологии и метафизике семнадцатого и восемнадцатого столетий разделяются на две основные группы. Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых "врождённых идей", присутствующих в уме. Главными представителями этого направления были Рене ДекартБарух СпинозаГотфрид Лейбниц и Николай МальбраншЭмпиристы, напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления - Джон ЛоккДжордж Беркли и Дэвид Юм. Этика и политическая философия обычно не рассматриваются через эти понятия, хотя все эти философы решали этические вопросы в свойственных им стилях. Среди других важных фигур в политической философии были Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо. 

Томас Гоббс (Hobbes), 1588-1679 - выдающийся философ и политический мыслитель.Его наиболее выдающиеся политические труды: "О гражданина" (1642), "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651).

Политические  и правовые взгляды Гоббс опираются  на теорию естественного права и  договорное происхождение политической власти и государства. Основу социально-политической жизни, его возникновения и движущую силу Гоббс видел в потребностях человека. Для удовлетворения разнообразных  материальных и духовных потребностей человек, ограничена в своих собственных индивидуальных возможностях, вступает в общение с другими людьми и создает не существующие в природе, вещи, предметы и организации и т.д. Потребность - мать всех изобретений, подчеркивал мыслитель. Таким человеческим изобретением, образованием является и государство.

Причины возникновения и существования  государства, политической власти Гоббс связывает с природой человека, как существа разумного, но, в то же время глубоко эгоистического, наделенного страстями. Эти природные страсти предопределяют соперничество, недоверие и влекут за собой ненависть, взаимную неприязнь, месть, то есть предопределяют "войну всех против всех". Поэтому в естественном состоянии люди не могут сохранить мир и становятся перед угрозой взаимного уничтожения. И с помощью разума, а также инстинкта самосохранения и страха смерти человек приходит к выводу о том, что нужно выйти из состояния "войны всех против всех" и создать "общий власть", которая бы обеспечила мир и гарантировала жизнь и безопасность каждого человека, направляя ее деятельность на достижение общего блага.

Идею  легитимации и оправдания государства  через разум и сознание Гоббс  развивал с помощью концепции  договорного происхождения политической власти. Государство, согласно Гоббсу, возникает и базируется на договоре. То есть, государство не является чем-то сверхчеловеческим, божественным, оно является одним из многих проявлений правового соглашения - контракта, - как результата человеческой деятельности. Договор, как основа возникновения государства, в теории ученого, является своеобразным консенсусом, согласованию, состоянием сознания и воли подданных, который проявляется в признании ими политической власти. То есть, договор имеет концептуальное значение для объяснения природы государства и политической жизни в целом.

Наряду  с договором, Гоббс выделяет другую системообразующие признак государства - политическую власть. Собственно, мыслитель  дает следующее определение: "Государство  есть единственное лицо, ответственными за действия которого сделали себя, путем взаимного договора между  собой, большое количество людей, с  тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как будет считать необходимым для их мира и защиты ". Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и он обладает верховной властью, а все остальные являются его подданными. Таким образом, возникает связь, которая объединяет многих людей, отношения власти и подчинения, т.е. политическое состояние, как таковой.

Правовая  теория Гоббс базируется на понимании  права, как единства и взаимосвязи права в субъективном и объективном смысле. Право в объективном смысле - это закон (норма) свободы, в субъективном - это свобода человека. В учении Гоббс отправным моментом для обоснования права - аксиома о врожденном равенстве людей, как разумных и свободных существ, которые обладают примерно одинаковыми физическими и умственными способностями. Разум и инстинкт самосохранения привел к пониманию необходимости абсолютное право (свободу) каждого ограничить или, точнее, взаимно ограничить, нормировать, упорядочить учитывая потребности совместной мирной жизни. Отсюда вытекают естественные законы, на основе которых люди могут прийти к согласию. Первый, исходный закон заключается в том, что "необходимо искать мира и следовать ему". Все другие законы указывают путь к достижению и обеспечения мира. Все природные законы, подчеркивал Гоббс, могут быть резюмированы в одном легком правиле: «не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе».

Важным  аспектом правовой концепции Гоббс  является разработка вопрос о гарантиях  реализации природного закона и прав личности, которые вытекают из него. Так, мыслитель подчеркивал, что "свобода  подданных заключается в свободе  делать то, что не указано в договоре с властью", то есть делать то, что  не противоречит естественным законам. "Каждый подданный, - писал Гоббс, - имеет свободу в отношении  всего, право на что не может быть отчуждено договором". Это, прежде всего, право на жизнь. "Обязанности подданных отношении суверена считаются существующими лишь в течение того времени, и не дольше, пока суверен в состоянии защищать их. Ибо данное людям природой право защищать себя, когда никто другой не в состоянии их защитить, не может быть отчуждено никаким договором ". То есть, на суверена возлагаются обязанности защищать права человека, вытекающие из естественного разума.

В целом, Гоббс впервые в Новое время разработал систематическое учение о государстве, политической власти и право. Его теория, основанная на разуме и опыте, открыла широкие горизонты исследования политико-правовых явлений и оказала значительное влияние на становление и развитие политической науки и юриспруденции. 

Джон  Локк (Locke), 1632-1704, - один из крупнейших английских политических мыслителей. Его основной политической работой является произведение под названием "Два трактата о правлении", написанный в 1679-1681гг. Важное значение для понимания политических взглядов мыслителя существуют и труд "Опыт о человеческом разуме" (1690). Главная цель, которую ставит Лок перед собой, является обоснование государственного устройства, которое бы соответствовал природе человека.  

вслед за Гобсом рассматривает государство как продукт взаимного соглашения людей, но на первый план ставит не столько правовые и юридические критерии поведения людей в обществе, сколько моральные.

Единственным  законным источником политической власти является согласие народа, то есть общественный договор, который составляет методологическую базу всей его политической системы. Лок четко различает власть должностного лица над подданным, как государственный, или политическую власть, от власти отца над детьми, хозяина над слугой, мужа над женой, как неполитическую власть. Политической властью Локк считает право издавать законы и применять для их выполнения силу сообщества.

Рассматривая  происхождения государства, Локк, как  и его предшественники, признавал  существование естественного состояния. Но, в отличие от Гоббса, он считал его довольно упорядоченным и благополучным. Отношения в этот период регулировались продиктованными умом законами природы. А, соответственно, разум требует согласовывать свои интересы с интересами других людей. Но недостатком естественного состояния является то, что отсутствует механизм, который бы обеспечил справедливое пользование человеком своими естественными правами. Каждый человек сам должен отстаивать свое право и наказывать его нарушителей. Именно для создания такого механизма, упорядочение своей жизни, надежного обеспечения свободы и собственности люди заключают общественный договор. То есть, создание государства - это, по мнению мыслителя, скорее акт ума, чем проявление крайней необходимости. Политическая общность создается для того, чтобы лучше гарантировать свободу и возможность пользоваться своими естественными правами. Свобода, по мнению Локка, - это гарантия от произвола. Она - основа всех других прав человека, ибо, потеряв свободу, человек ставит под угрозу свою собственность, благополучие, жизнь. Свобода предполагает соблюдение законов природы, которые стали законами общества. "Там, где нет законов, там нет и свободы", - подчеркивал мыслитель.

Поскольку общественный договор заключается  ради лучшего обеспечения естественных прав, он наделяет власть четко определенными  правами и обязанностями, которые  она не должна превышать. Власть не может посягать на неотчуждаемые  права граждан. Одним из главных  является право собственности, и  любое посягательство на него (лишение  части собственности, увеличение налогов) является проявлением деспотизма. Так же, неотчуждаемым правом человека Локк считал свободу мысли, поскольку в сфере суждений каждый имеет высшее и абсолютную власть для себя. Этот принцип распространяется и на религиозные убеждения. Но свобода веры не безгранична, она определяется принципами морали и порядка.

Именно  для предотвращения превышения государственной  властью своих полномочий Лок разработал особый конституционный механизм. Важным компонентом в нем есть принцип разделения властей и законность. Чтобы не допустить концентрации власти и злоупотребления ею, Лок предлагал не объединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателя им же созданным законам, осуществляемым исполнительной властью. Это один из важнейших принципов Локка, и он оказал большое влияние на дальнейшую политическую и правовую мысль, стал одним из главных принципов правового государства.

Принцип законности заключается в том, что "для одного человека, который находится в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества". Силой закона, подчеркивал мыслитель, может быть наделен только акт законодательного органа, сформированного народом. В то же время, Локк понимает законность не только в формальном смысле, т.е. как соблюдение законов, установленных согласно определенной процедуре. Он считал, что и сам законодатель при создании закона не должен нарушать естественных законов.

Важной  гарантией обеспечения прав человека на недопущение злоупотребления  со стороны власти является расторжение  народом договора с правительством. Отсюда - право народа на восстание  для восстановления нарушенного правительством свободы. При этом восстание не может быть делом меньшинстве. Признание этого права не может привести к разрушению гражданского общества, как такового, а, напротив, является дополнительной гарантией его сохранения.

Лок сформировал политические принципы, которые легли в основу всех демократических правовых государств мира. Его можно считать основоположником либерализма и современного конституционализма.

   Бенедикт  Спиноза 24 ноября 1632Амстердам — 21 февраля 1677Гаага) — нидерландский философ-рационалистнатуралист, один из главных представителей философииНового времени. 

   Его политико-правовые взгляды изложены в "Богословско-политическом трактате" (1670), "Этике, доказанной геометрическим методом" (1675) и "Политическом трактате" (1677).

   Законы  природы он характеризовал как "решения  Бога, открытые естественным светом", т. е. раскрытые человеческим разумом, а не данные в божественном откровении. Вместе с тем законы и правила  природы, по которым извечно все  происходит, это "сила и могущество действия" самой природы.

   На  таком понимании законов природы  строится и трактовка Спинозой естественного  права, поскольку человек – это  частичка природы и на него, как  и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности и  необходимости. "Итак, – писал  Спиноза, – под правом природы, я понимаю законы или правила, согласно которым все совершается, т. е. самую мощь природы. И потому естественное право всей природы и, следовательно, каждого индивида простирается столь далеко, сколь далеко простирается их мощь".

   Однако  в естественном состоянии, где отсутствует  какое-либо общее для всех право, самосохранение людей, достижение ими  своих желаний и безопасного  существования не могут быть обеспечены. Но чтобы перейти к жизни по законам разума, т. е. к жизни в мире, безопасности и вообще наилучшим образом, люди должны были договориться об этом. "Итак, – писал Спиноза, – этим способом общество может быть создано без всякого противоречия с естественным правом, а всякий договор может быть соблюдаем всегда с величайшей верностью, если, конечно, каждый перенесет на общество всю мощь, какую он имеет; оно, стало быть, одно будет иметь высшее естественное право на все, т. е. высшее господство, которому каждый будет обязан повиноваться или добровольно, или под страхом высшего наказания".

   Отличительный признак гражданского состояния  – наличие верховной власти (imperium), совокупное тело которой и есть, согласно Спинозе, государство (civitas). Под верховной властью (и верховным правом, поскольку право – это сила, мощь, власть) при этом, по существу, имеется в виду суверенитет государства.

Информация о работе Философия Нового времени