Философия как мировоззрение и как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:11, курс лекций

Описание работы

В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения: 1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный (сумма ценностей, норм, правил, идеалов), 3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4. Жизненная программа (практические, поведенческие стратегии).

Работа содержит 1 файл

Философия лекции.doc

— 727.00 Кб (Скачать)

 

Направления экзистенциализма:

              1. Христианское = религиозное (Сёрен Кьеркегор, Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Мартин Бубер, Мартин Хайдеггер (иногда атеист)).
              2. Атеистическое = светское = нерелигиозное (М. Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альберт Камю).

 

Суть философии  экзистенциализма:

Переживание своего существования  внутренне изолированным индивидуумом, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Это проблема составляет всю сферу философского интереса, вытекает из самого факта существования человека, должна вызвать личный, субъективный и эмоциональный интерес.

 

Проблемы экзистенциализма:

  1. Обреченность человека на свободу, страх свободы и постоянной ответственности за свой выбор.
  2. Существование индивидуума, его конечность, погруженность в «Ничто».
  3. Прекращение существования, или смерть, переживание этих «способов существования».
  4. Вечный страх перед смертью.

 

Основные идеи экзистенциализма:

1. Все направления экзистенциализма объединяет единое положение: у человека бытие (существование) предшествует сущности. Человек отличается от всего тем, что создает себя сам в процессе жизнедеятельности.

  1. Самосозидание человека возможно за счет выбора. Человек постоянно выбирает. Например, между добром и злом, плохим и хорошим.
  2. Выбор означает то, что человек обречен на свободу. Это тяжкий груз и ответственность.
  3. Выбирая, человек несет ответственность и перед собой, и перед другими. Поэтому вся его жизнь это постоянные переживания, ответственность за свой выбор.
  4. Существование человека экзистенциалисты делили на два вида:
  • Неподлинное бытие (повседневное существование, бессмысленное существования, человек отчужден от своей сущности, не видит смысла существования).
  • Подлинное бытие – существование в процессе выбора в экстремальной ситуации.

 

Позитивизм – специфическая научная «идеология» («взгляд на мир» с позиций естественных наук). Этому философскому течению свойственно обобщение знаний и их систематизация. Позитивизм изменяется при каждом изменении в науке. В его эволюции выделяются следующие этапы:

1 этап: классический  позитивизм 40-е гг. XIX века (сформировался на основе естествознания – XIX в.)

Основная идея позитивизма: Наука должна быть свободна от любых метафизических (то есть мировоззренческих) положений.

Основатели: О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Стюарт Милль.

2 этап: эмпириокритицизм (конец XIX – начало XX в.). Э.Мах, Авенариус, А.Пуанкаре

Предпосылки его возникновения: революционные изменения в физике (теория относительности, развитие физики элементарных частиц).

В рамках «второго позитивизма» была выдвинута теория конвенционализма (конвенция - дословно договор). Согласно этой теории, никакой истины не существует: все научные положения являются договорами между учеными, как проще описать тот или иной объект. Конвенции принимаются на основе принципа экономии мышления.

3 этап: логический  позитивизм - неопозитивизм (20-е гг. - середина XX в.). Р. Карнап, М. Шлик, Л. Витгенштейн.

Его возникновение связано с обнаружением парадоксов в теории множеств. В его рамках была поставлена проблема отделения науки от ненауки, т.е. от метафизики (философии).

Важнейшей задачей философии представители неопозитивизм считали анализ языка науки. Философия не должна изучать природу, это задача науки. Философия должна заниматься логическим анализом науки, её языка. Необходимо изгнание из науки положений, не имеющих смысла, то есть не верифицируемых. Верификация – это сведение положений к данным опыта. По мнению позитивистов, если положение не может быть сведено к данным опыта, значит оно ненаучно.

4 этап: постпозитивизм.

К.Поппер, П.Фейерабенд, Т.Кун.

Постпозитивисты в отличие от позитивистов изучали науку в истории. В развитии. Они признавали влияние на науку и ее развитие метафизических допущений (философских положений). А также они признали социальное и культурное влияние на науку.

 

 

Неотомизм – официальная философия католической церкви, возникла во второй половине XIX в. Его исторической основой является учение Фомы Аквинского, который сумел синтезировать принципы религиозной философии с системой Аристотеля. Фома Аквинский в XIII веке - систематизировал философию Аристотеля, от которого он заимствовал идею о взаимосвязи материи и формы, а также идею о четырех причинах мира: формальной, целевой, материальной и действующей. В соответствии с причинами мира он выделял 5 уровней бытия. Высшим уровнем является форма форм – Бог. Он вне мира.

Тейярдизм – философия французского религиозного деятеля и ученого Пьера Тейяра де Шардена. Шарден попытался совместить данные палеоантропологии с принципом креационизма. Он рассмотрел творение как длительный эволюционный процесс, в основе которого лежит эволюция материи, а результатом является эволюция и развитие человека к более совершенному качеству.


Информация о работе Философия как мировоззрение и как наука