Философия, ее предмет. Структура и функции философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:08, шпаргалка

Описание работы

Предмет. Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Работа содержит 1 файл

Философия. Билеты.docx

— 386.99 Кб (Скачать)

Билет 37. Наука ее эволюция и основные функции.

Нау́ка — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализи, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.[1]

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности:

  • разделение и кооперацию научного труда;
  • научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;
  • методы научно-исследовательской работы;
  • понятийный и категориальный аппарат;
  • систему научной информации;
  • всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Наука, её эволюция и основные функции.

 

Н – форма общественного  сознания (науч. идеи, теории, гипотезы, законы) и вид духовной деятельности по производству знаний (разработка, обоснование, творческая активность в создании нов. знаний). Н – сложное соц. явление, присущее только обществу, важный элемент духовной жизни. Она возникает на этапе формирования классового общества, развивается вместе с ним, приобретая всё большее значение в обществ. жизни. Для развития науки необходимы научные учреждения, лаборатории, экспериментальное оборудование, система научной информации, коллективы ученых, кадры, финансирование. Науку можно рассматривать как соц. институт по производству, накоплению и распространению знаний, внедрению их в практику соц. жизни.

Особенности науч. познания:

1. воплощена в обобщенных  понятиях (напр., физика: вещество, энергия,  биол.: вид, эволюция);

2. теоретич. и логич. обоснование содержания науч. данных и выводов;

3. системная организация  полученного знания, характеризующая  развитие отдельных дисциплин и науки в целом.

На современном этапе  развития н. представляет собой систему  взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимопроникающих научных дисциплин, которые в своем единстве образуют знание о мире, создают его научную картину. Результат науч. исследования – увеличение знаний, получение новых результатов, подтверждение истины.

В структуре научного знания выделяют, прежде всего, два уровня знания: эмпирический, теоретический.  Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое исследование,   теоретическое исследование.

Направления научного знания:

  • природа (естествознание – вещество, живая материя, Земля, Космос, химические элементы);
  • общество (обществознание – социологические знания, экономические, государственно-правовые);
  • человек (гуманитарные – психология, логика).

В ХХ веке возникло множество  междисциплинарных научных направлений, таких как физическая химия, биотехнология, кибернетика (законы управл. сложными системами), информатика (способы производства, хранение и преобразование информации). Это доказывает единство науки. Также формируется новая дисциплина – этика науки. Она рассматривает социальную ответственность ученых за свои открытия, их применение, а также нравственные установки и ценности ученых.

Выделяют функции науки:

1. описательная – выявление  существенных свойств и отношений  действительности;

2. систематизирующая –  отнесение описанного по классам  и разделам;

3. объяснительная – систематическое  изложение сущности изучаемого  объекта, причин его возникновения и развития;

4. производственно-практическая  – возможность применения полученных  знаний в производстве, для регуляции общественной жизни, в социальном управлении;

5. прогностическая – предсказание  новых открытий в рамках существующих  теорий, а также рекомендации на будущее;

6. мировоззренческая –  внесение полученных знаний в  существующую картину мира, рационализация отношений человека к действительности.

Н. прошла ряд качественно  своеобразных исторических этапов:

  • преднаука – зачатки научного знания в древних цивилизациях (Египет, Китай, Индия, Греция). С VII в. Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Сократ-Платон-Аристотель.
  • эпоха Возрождения (XIV-XVI) – исток совр. науки. отрицание схоластики, вера в разум чела и его твроч. возможности. Галилей (гелиоцентрич. система мира, законы инерции, относительность движения), Леонардо (изучал сопротивление, трение, гидравлику, механику), Коперник (вращение Земли и др. планет вокруг своей оси), Кеплер (законы движения планет, основы теории затмений, изобрел телескоп с двояковыпуклыми линзами), Бруно (бесконечность вселенной, бесчисленное множество миров).
  • Новое Время (XVII-XIX). Н. оформилась как соц. институт. Разработка методов науч. исследования, создание понятийного науч. аппарата, складывание классической системы знаний. Лейбниц (матем., физика, история), Ньютон, Кант (гипотеза о происхождении Солн. системы). Вследствие становления капитализма в 18в. появл. классическая полит экономия (Смит, Рикардо). Разработана теория трудовой стоимости.
  • большой вклад внесли и русские ученые – Ломоносов (принцип сохранения материи и движения, учение о свете, исследовал атмосферное электричество, основы физической химии), Лобачевский (труды по алгебре, матанализу, теории вероятностей, механике, физике и астрономии), Сеченов (анатом), Менделеев, Павлов, Вернадский (геохимия, биогеохимия, радиогеология, гидрогеология).
  • ХХ век. Исследования элементарных частиц (Лоренц, Планк, Бор, Фока). Создание квантовой механики, повлекшее за собой возникновение ядерной физики, теории излучения. Теория относительности Эйнштейна. 1940е – НТР: создание электронно-вычислительной техники с последующим ее активным внедрением во все сферы общественной жизни.

Н. пронизывает все сферы  обществ. жизни и явл важным условием развития современного человечества.

Билет 38. Проблема периодизации и направленности мировой истории. 

Не правда ли, нет ничего проще, чем назвать периоды всемирной  истории: древний мир, средние века, новое время, новейшее время - вот  те периоды, которые многие назовут  безошибочно. Продвижение раскрутка, продвижение веб Отбросим новейшее время и получим классическую триаду - периодизацию, принятую уже ни один век. "Мистичес- кая троица эпох в высшей степени привлекательна для метафизического вкуса Гердера, Канта и Гегеля... Мы видим, что не только для них: она приемлема для историко-материалистичес- кого вкуса Маркса, она приемлема и для практически-аксиологического вкуса Макса Вебера, т.е. для авторов любой философии истории, которая представляется им некоей заключительной стадией духовного развития человечества. Даже великий Хайдеггер, задаваясь вопросом, в чем сущность Нового времени, опирался на ту же триаду," - констатирует во введении к знаменитой книге немецкого философа Освальда Шпенглера наш современник А.П.Дубнов (Дубов А.П. Падение Запада и глобальные проблемы человечества (общедоступное введение) // Шпенглер О. Крепкий коттедж обеспечивает применение керамзитных блоков при строительстве Закат Европы. Новосибирск,1993. С.6.).

О.Шпенглер был одним из первых, кто усомнился в "наглядно-популярном членении" всемирной истории на три эпо- хи. ХХ век стал временем, когда многие философы, социологи и историки, обращаясь к опыту прошлого и исследуя тенденции настоящего, пытались создать свои периодизации истории.самара косметолог чистка

Понятно, что единообразия в подходах к проблеме пе- риодизации истории нет: ведь выделение периодов в истории зависит от того критерия (или критериев), которые положены в основу периодизации. За основу периодизации истории брались, к примеру, орудия труда (У.Ростоу, Д.Белл, О.Тоффлер), рост народонаселения (Т.Р.Мальтус), географическая среда (Ш.Л.Монтескье) и т.д.

Оригинальный подход к периодизации исторического процесса предложил  И.Г.Фихте. Он считал, что "цель земной жизни человеческого рода - свободное и сообразное с разумом устроение всех своих отношений. ... Свобода должна быть ... наукой в разумных законах, сообразно которым род должен устраивать через свободное искусство свои отношения" (Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи // Мир философии: Книга для чтения. Ч.2. Тут купить агрегат глубокой заморозки быстро и легко! М.,1991. С.445.). Итак, главный критерий выделения эпох у Фихте - свобода, степень отдаленности ее от инстинктов. Далее немецкий философ выделял пять эпох: "1) эпоха, в которую человеческие отношения устанавливаются без принуждения, благодаря одному разумному инстинкту; 2) эпоха, в которую этот инстинкт, ставший слабее и проявляющийся лишь в немногих избранных, превращается последними в принудительный для всех внешний авторитет; 3) эпоха, в которую отвергается этот авторитет и вместе с ним разум в единственной форме, в какой он проявлялся до этого времени; 4) эпоха всеобщего распространения в человеческом роде разума в форме науки; 5) эпоха, в которую к науке присоединяется искусство, чтобы твердой и верной рукой преобразовать жизнь сообразно с наукой... Затем наш род вступает в высшие сферы другого мира." Позиция Фихте, старшего современника Гегеля, - это немецкий классический идеализм, многие идеи которого были навеяны Просвещением и Великой Французской буржуазной револю- цией.

Отметим, что использование термина "эпоха" в философии достаточно распространено до настоящего времени, но, пожалуй, это не заслуга Фихте, а вклад в современную философию представителей экзистенциализма. Уже упоминаемый нами К. Ясперс сделал вывод о том, что история - это переход от одной эпохи к другой. "Историческую субстанцию человеческого бытия" составляет традиция. По мнению Ясперса, человечество едино. Для объяснения человеческого единства Ясперс вводит широко известное сейчас понятие "осевой эпохи"(середина 1 тыс. до н.э.), когда человеческая история обретает свою собственную структуру. Каждая историческая эпоха отличается от другой своей специфической исторической ситуацией. Возможно возникновение сходных исторических ситуаций. Так, примерно в одно и то же время возникают одинаковые исторические ситуации в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции, когда формируется тип современного человека. Вот это и есть "осевая эпоха" мировой цивилизации.

Наиболее известными сейчас являются формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса. Проблема периодизации истории по формациям и цивилизациям активно обсуждается в литературе уже более столетия. Познакомимся и мы с тем, что вкладывают ученые в категории "формация" и "цивилизация".

Авторство теории общественно-экономических  формаций принадлежит К.Марксу. Термин "формация" был воспринят из геологии, где им обозначается напластование геологических отложений определенного периода. Начало философского учения о формациях заложено в самом значительном произведении периода формирования марксизма "Немецкой идеологии", написанном в 1845 - 1846 годах совместно с Ф. Энгельсом. Авторы "Немецкой идеологии" выделили структуру общества, включающую в себя производительные силы - производственные отношения - политическую надстройку - формы общественного сознания. В этой работе была также дана периодизация исторического процесса. Основные стадии исторического развития человеческого общества - это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: 1) племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5) будущая коммунистическая форма всеобщей собственности.

Уже здесь видны основы будущей  формационной периодизации истории  общества, а в развернутом виде учение о социально-экономических  формациях было разработано к  концу 50-х годов XIX века и сформулировано в работе "Критика политической экономии". Отметим, что полный термин "общественная экономическая формация" вместе с определением этого понятия  впервые встречается в предисловии  к работе К.Маркса "К критике политической экономии" (1859 год).

Какова структура общественно-экономической формации?

Прежде всего, К.Маркс выделил экономический базис - производственные отношения, главными, определяющими в которых являются отношения собственности. Базис определяет поли- тическую надстройку, которая должна ему полностью соответствовать; главным ее элементом, по мысли К.Маркса, является государство. Для дальнейшего ассмотрения этой проблемы ис- пользуем таблицу 2.

Билет 39. Происхождение и сущность религии. Структура и функции религии, её роль в обществе.

Происхождение и  сущность религии

Проблема  развития культуры тесно переплетается  в наследии Фрейда с освещением вопросов о происхождении и сущности религии. Он пытался с психоаналитической точки зрения объяснить религиозные  верования, обряды, обосновать роль религии  в развитии общечеловеческой культуры и жизнедеятельности человека.

Сущность  и происхождение религии первоначально  рассматривались

Фрейдом в связи со сравнительным анализом неврозов навязчивости и отправлением верующими религиозных обрядов. В работе "Навязчивые действия и  религиозные обряды" (1907) он высказал мысль, что оба эти явления  при всей их разноплановости в скрытой форме несут функции подавления бессознательных влечений человека. Иными словами, в основе этих явлений лежит воздержание от непосредственного удовлетворения природных страстей, что и определяет их сходство.

Отсюда  его вывод, что навязчивые действия, навязчивый невроз можно рассматривать  как патологическую копию развития религии, определив "невроз как индивидуальную религиозность, религию как всеобщий невроз навязчивых состояний". Таким  образом, в психологическом толковании Фрейда религия выступает как  защитная мера человека против своих  бессознательных влечений, которые  в религиозных верованиях получают иносказательную форму удовлетворения, благодаря чему внутрипсихические конфликты личности между сознанием и бессознательным утрачивают свою остроту. Такое понимание религии совпадает с ранней фрейдовской трактовкой культурного развития человечества, согласно которой в основе прогресса культуры лежит внешнее и внутреннее подавление сексуальных влечений человека. Фрейд считает, что часть процесса подавления человеческих инстинктов совершается в пользу религии, разнообразные обряды и ритуалы которой символизируют отречение человека от непосредственных чувственных удовольствий, чтобы впоследствии приобрести умиротворение и блаженство в качестве воздаяния за воздержанность от плотских наслаждений. В религии, по Фрейду, как раз и преломляется миссия смещения функциональной деятельности психики человека от "принципа удовольствия" к "принципу реальности": религиозные обряды ориентированы на отсроченность удовлетворения человеческих желаний и перевод бессознательных влечений в социально приемлемую плоскость поклонения божеству.

Информация о работе Философия, ее предмет. Структура и функции философии