Философия, ее предмет. Структура и функции философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:08, шпаргалка

Описание работы

Предмет. Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Работа содержит 1 файл

Философия. Билеты.docx

— 386.99 Кб (Скачать)

Билет 42. Понятие ценностей,  их природа  и роль в жизни человека.

Человеческая жизнь немыслима  без целеполагания. Основой формирования, зарождения и полагания целей  являются интересы, потребности человека. Эти интересы распространяются на всю  его жизнь, на определение ее смысла, отдельных жизненных этапов, средств  достижения конкретных целей. Целеполагание - преимущество человека. Таковой нет в неорганической или органической природе. Деятельность машин целеисполнительна, и только деятельность человека целеполагающа. При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Норма социальна; это образец, правило, принцип деятельности, признанные социальной организацией и в той или иной форме заданные для исполнения ее членами. Норма - это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы их деятельности. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп. Различают юридические, моральные, логические и другие нормы. Нормы вытекают из принятых в обществе, государствах, нациях, регионах, макрогруппах, микрогруппах, у отдельных людей представлений о ценностях. 
Ценность - это понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности); во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного осознания (субъективные ценности, или ценности сознания). К предметным ценностям относится естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихийных бедствиях, потребительную стоимость продуктов труда, (полезность вообще); социальное благо и зло, содержащиеся в общественных явлениях; прогрессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие; моральное добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства; предметы религиозного поклонения. К ценностям сознания относится общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасной и безобразном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, нормы и принципы действия). Итак, ценность - это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы.  
Выделяют группы ценностей: по содержанию - экономические, политические, социальные и духовные ценности; по субъекту - субъективно-личностные ценности (они формируются в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта индивида) и надиндивидуальные - групповые, национальные, классовые, общечеловеческие (являющиеся результатом развития общества и культуры); по их роли в жизни человека и человечества: утилитарные ценности (жилище, питание и т.п.) и духовные; в отличие от утилитарной ценности духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее лежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то духовные ценности - ее смысл. 
Личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций. Ценностные ориентации - это отношения личности к социальным ценностям, выступающие в качестве регуляторов ее поведения. Совокупность типичных ценностных ориентации, свойственных какой-либо социальной группе, называют социальным характером. 
У человека, как и у коллектива, общества имеется много ценностных ориентаций. Одни из них менее, другие более существенны, среди них есть мелочные и возвышенные и т.п. Большое значение имеют ориентации на высшие ценности - идеалы (идеалы личностные, классовые, идеал лидера, идеалы доброты, красоты, справедливости и т.д.). Идеал -это образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений. Идеал - идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природных предметов сообразно идеалу представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное создание образа цели деятельности до ее фактического осуществления.  
Процесс ориентации на ценность неразрывно связан с оценкой, которая есть средство осознания ценности. Оценка складывается из акта сравнения собственной оценки и рекомендации к отбору того, что признается ценностью. Тот, кто оценивает, формулирует суждение о полезности или вредности, необходимости или ненужности того, что оценивается. Оценка связана с практикой в широком смысле этого слова (как общественно-исторической практикой человека). Оценка означает решение по выбору, а выбор ведет к действию. Оценка, таким образом, организует практическую деятельность. Оценки одного и того же явления у разных индивидов, социальных групп и наций, государств бывают различными.  
Во второе половине XX столетия происходит глубокая переоценка ценностей. На смену традиционного общества приходит "компьютерная" цивилизация, индустриальное общество сменяется постиндустриальным, модернизм - постмодернизмом. Основы цивилизации потрясает экологический кризис. Все это ведет к переоценке наших представлений о критериях прогресса, о средствах решения национальных и межгосударственных конфликтов и т.п.

Билет 43. Культура и цивилизация. Основные подходы  к пониманию сущности культуры.

Культура представляет одну из наиболее общих форм человеческой деятельности. Она выражает меру осознания  и овладения человеком сил  природы, своих отношений и самого себя. Тем самым она дает целостную  комплексную характеристику человека. Первоначальное понятие культуры, восходящее к латинскому слову Сultura (возделывание, обработка), употреблялось главным образом для определения воздействия человека на природу, что указывает на связь происхождения этого понятия с активной, преобразующей деятельностью людей . Впоследствии оно получило и другое, переносное значение - просвещенность, воспитанность, образованность человека

Число ее определений в  настоящее время достигает около 600, и их можно сгруппировать следующим  образом: 1) описательные, рассматривающие  культуру как сумму результатов  деятельности; 2) исторические, подчеркивающие роль социального наследия и традиций; 3) нормативные, подчеркивающие значение принятых правил и норм; 4) ценностные, согласно которым культура есть результат реализации идеально смысловых установок под углом зрения их значения для человека; 5) психологические, исходящие из идеи приспособления людей к природе и социуму; 6) идеологические, рассматривающие культуру как поток идей.

Наконец, то обстоятельство, что формами ее опредмечивания являются: язык, литература, искусство, которые можно рассматривать как знаковые системы, дает основание еще для одного подхода - семиотического, в котором культура предстает как совокупность знаков, подлежащих расшифровке

Она включает два аспекта: культуру материальную и культуру духовную

И материальная, и духовная культура существует в двух основных формах: предметной, существующей вне  человека (например, в виде технических  сооружений, научных выводов, зафиксированных  в формулах, книгах), и личностно-деятельностной, т.е. в знаниях и желаниях людей она существует наряду с субъектом как субъективная культура.

По мысли ряда исследователей под культурой следует понимать не сами по себе материальные и духовные ценности, а уровень их создания и их качественную характеристику. Как считает А. К. Уледов, культура присуща всем без исключения явлениям общественной жизни как их качественная сторона, которая находит свое выражение в уровне и характере развития производительных сил и производственных отношений, материального и духовного производства, науки и литературы. Культура в таком понимании предстает как сотворенная человеком "вторая природа", отличная от естественной. Иначе говоря, она выступает как технологический контекст человеческой деятельности, которая лежит у истоков возникновения общества и является основой его существования и развития. При этом надо иметь в виду, что главным в культуре является не просто деятельность, а человек. Деятельность - это только способ и средство, результат и предпосылка его существования. Поэтому культуру следует рассматривать как процесс становления функционирования, развития человеческой сущности, воспроизводства человека как субъекта социальной деятельности

В данный момент самое существенное из достигнутого в исследовании культуры можно суммировать следующим  образом: 1) ее следует рассматривать  как социальное явление, порожденное  обществом; 2) культура связана с  человеческой деятельностью, общие  признаки которой - активность, социальность, преобразовательный характер - свойственны  и культуре; 3) человек выступает  не только как объект культурной деятельности, но и как субъект, активное творческое начало культурно-исторического процесса; 4) культура, не может быть связана  только с какой-то определенной стороной жизни общества, поскольку она  присутствует во всех ее проявлениях.

Анализ всего комплекса  явлений, включенных в понятие культуры, позволяет дать следующее ее обобщенное определений "Культура - это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовные ценности и происходит становление  человека как субъекта культурной деятельности"

Понимание культуры как целостного общественного явления включенного  многообразными способами и формами  в исторический процесс, служит логической базой для выделения ее функций. Самой важной из них является созидательная. Культура создается в процессе творческой деятельности людей и является мерой  их власти как над стихией природы, так и над собственными отношениями. Второй ее функцией является функция  общения, ибо без определенных общезначимых средств общения, трансляции опыта  и знаний невозможно объединение  людей в группы, а значит и существование  самого общества. Третья функция культуры - познавательная и в ряде случаев  эвристическая Она не только дает целостную картину познания мира, но и способствует поискам лучших и наиболее эффективных форм познания нового. Четвертая функция культуры - оценочная, или идеей логическая. С ее помощью мир познается  не только таким, каков он есть сам  по себе, но и соотносится с некоторыми социальными образцами: эстетическими, политическими, нравственными. В реальной жизни все они взаимодействуют  и преломляются, на при Ф-ском анализе культуры выделение каждой из них вполне правомерно.

1 Важное значение для  понимания сущности культуры  имеет выявление закономерностей  ее развития. Главнейшей из них  является обусловленность культуры  материальным производством.

Другой ее закономерностью  является преемственность, что означает передачу и использование новыми поколениями ранее накопленного культурного опыта и ценностей. Третья закономерность - классовый  характер культуры Следующей закономерностью  развития культуры является ее противоречивый характер.

Необходимо учитывать  различие понятий "культура" и "цивилизация"

Становление цивилизации - процесс  исторический. В условиях первобытного строя человек был слит с обществом (родом, племенем). В таких условиях социальные и культурные условия  общества не разделялись, социальная жизнь  была одновременно жизнью самой культуры. Разложение и распад родоплеменной  целостности и переход к классовому обществу был одновременно переворотом  в механизмах его функционирования и развития, означавшим становление  цивилизации.

Однозначной трактовки этого  термина в литературе не существует. В большинстве словарей термин "цивилизация" интерпретируется как синоним культуры. В широком смысле под цивилизацией понимают совокупность материальных и  духовных достижений общества в его  историческом развитии, в узком смысле - только материальную культуру.

Первоначально это понятие  возникло в русле толкования прогресса  и употреблялось как противоположная  варварству стадия истории, основанная на разуме и справедливости. Впоследствии с осмыслением разнообразных  культур стала складываться "этнографическая" концепция цивилизации, в основу которой было положено представление  о том, что у каждого народа своя цивилизация (Т. Жуффруа).

• Цивилизация же - тот  ее этап, который связан с разделением  труда обменом, товарным производством, усложнением социальной структуры  общества и взаимоотношений между  социальными субъектами, индивидами и классами

Если понятие культуры характеризует человека, определяет меру его развития и самовыражения  в деятельности, то цивилизация характеризует  бытие самой культуры.

Шпенглер, понимая цивилизацию  как совокупность технико-механических факторов, противопоставлял ее культуре как царству органически жизненного. Цивилизация, по его мнению, - это  заключительный этап любой культуры, для которого характерен высокий  уровень научных и технических  достижений и упадок литературы и  искусства. Культура - это осуществление  внутренних возможностей, совершив которые, она исчерпывает себя и становится цивилизацией. Таким образом, различие между культурой и цивилизацией в том, что первая задает высшие ценности, жизненные смыслы, вторая - технологию их реализации

Более четкую установку на соотношение понятий культуры и  цивилизации провел А.Вебер  Находясь под влиянием идей О.Шпенглера о расколотости культуры на восемь культурно-исторических типов, он вслед за ним излагал мировую историю на ряд всемирно-исторических эпох. "Культуры, несмотря на уникальность и неповторимость, сходны в том, что каждая из них переживает период молодости, зрелости и упадка. В отличие от Шпенглера он рассматривает культуру и цивилизацию не как два относительно самостоятельных аспекта истории - собственно духовного и научно-технического, а как взаимодействующие между собой, но протекающие по разным законам процессы. Кроме того, он еще выделяет и третий социальный аспект истории (государство). Развитие цивилизации происходит в определенных социально-исторических и культурных условиях, зависящих от экономических и политических факторов. Поэтому если цивилизация употребляется для обозначения определенной ступени развития общества, то под понятием культуры А. Вебер имеет в виду качественную сторону цивилизации.

Цивилизация возникает на определенной ступени развития общества и представляет собой такой аспект человеческой деятельности, который  обеспечивает самоорганизацию, саморегуляцию социального организма, осуществляемых путем регламентации взаимоотношений между социальными субъектами на основе норм, законов социальных институтов и учреждений, обеспечивающих функционирование и развитие общества.

Предельным уровнем типизации  исторического процесса является мировая  цивилизация. Это понятие включает в себя всю совокупность общечеловеческих достижений и ценностей, затрагивающих  интересы всего человечества, безотносительно  к их формационным, расовым, национальным, классовым и иным различиям.

Билет 44. Общество как предмет философского исследования.

Стартовой позицией для размышления  об обществе является классическая античная философия в лице Платона и  Аристотеля. Именно в их философии  отчетливо выразился подход к  проблемам общества, определивший на многие века контуры познания этой области бытия.

Прежде всего в учении об обществе Платон и Аристотель выделяют вопросы возникновения общества из потребностей совместного общежития, разделения труда, рабства, сословий, вопросы  воспитания людей, размышления об основах  экономики и обмена и закономерностей  их развития и т.д.

Вместе с тем в этом многообразии затронутых тем есть узловые  пункты, вокруг которых группируются все общественные проблемы. Этих пунктов  два: этика и учение о государстве, причем, именно государству уделяется  основное внимание.

Анализ постановки вопроса  о государстве у Платона и  Аристотеля позволяет выделить одну важную методологическую особенность. Речь идет о прояснении понятия "общество" через понятие "государство". При  этом роль государства проявлялась  по-разному. Во-первых, государство  было той отправной точкой, с позиций  которой и в связи с которой  рассматривались все проявления общественной жизни, как материальной, так и духовной. Во-вторых, государство  было своеобразным качественным пределом, исключавшим из поля зрения исследователя  некоторые общественные явления  и реалии потому, что связь их с государством не просматривалась. То есть весь образ социального видения  древних мыслителей касается не столько  государства, сколько общества. Государство  и общество для них – синонимы. И здесь не столько государство растворяется в обществе, сколько, напротив, общество подтягивалось до государства, растворялось в нем. Такое поглощение общества государством в то время было не случайно. Оно объясняется, во-первых, тем, что государство выступало на поверхности общественной жизни как бы наиболее наглядным воплощением общественной целостности. Во-вторых, оно объясняется особой ролью политических институтов в ранних классовых обществах, когда механизмы саморегуляции общества были еще неразвиты, а интегрирующая роль государства была исключительно велика. Отсюда и тенденция растворять общество в государстве.

Информация о работе Философия, ее предмет. Структура и функции философии