Философия, ее предмет. Структура и функции философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:08, шпаргалка

Описание работы

Предмет. Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Работа содержит 1 файл

Философия. Билеты.docx

— 386.99 Кб (Скачать)

В зависимости от ответа на эти вопросы появляются материализм  и идеализм, диалектика и метафизика, детерминизм и индетерминизм, монизм, дуализм и плюрализм.

Формы бытия:

1) Бытие природы (органическая и неорганическая) Труд человека - вторая природа.

2) Бытие общества. Объективные и субъективные закономерности.

3) Бытие человека. Человек - биологическое существо. Человек обладает сознанием.

4) Бытие идеального, духовного, которое делится на:

а) индивидуальное духовное (наши мысли чувства, идеи+)

б) объективное  духовное (независимые от нас концепции, идеалы+)

В онтологии наряду с бытием существует и небытие. С идеалистических  позиций небытие можно рассматривать, как отрицание материального  бытия (например, у Платона бытие  - мир идей, тогда как материальный мир, мир чувственных вещей - небытие). С позиций материализма небытие - это возможность возникновения  или разрушение чего-либо, интервал перехода одних форм бытия в другие. Небытие - это становление одних  форм бытия и исчезновения других.

Все то, что лишено пока формы (пока или уже), но имеет способ существования, характеризуется определенным набором  признаков, понимается как небытие.

Например, в современной  научной картине мира в качестве небытия мыслится физический вакуум. В сумме объемы категорий бытия  и небытиядают объем категории существования.

Еще в античную эпоху древние  философы выработали различные варианты трактовок бытии, все многообразие которых сводится к трем главным  концепциям: материалистической, объективно-идеалистической  и субъективно-идеалистической. Суть материалистической концепции в  том, что под бытием понимается объективная  реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Эта реальность существует вне и независимо от нашего сознания, и ее бытие, т.е., способ существования, состоит в ее возможности воздействовать на все, включая сознание человека. С точки зрения современного материализма бытием обладает все то, что обнаруживает себя в активном взаимодействии: изменяется под воздействием другого, но в то же самое время и изменяет это  другое. Таким образом, в материалистической философии бытие мыслится как совокупность многообразных форм движущейся материи.

В объективном  идеализме понятие бытия представляется в виде объективно существующей идеи. Так, согласно Гегелю, бытие - это понятие, которое является предельно простым и поэтому абсолютно бессодержательным. Отсюда вывод: бытие равно небытию, так как ни то не другое не обладает никакими свойствами. Бытие в объективном идеализме служит исходным пунктом для развертывания целой системы понятий, составляющих основу форм бытия во всей ее сложности и конкретности.

В субъективно-идеалистической  концепции его содержание связывается  с чувствами и представлениями  субъекта. Быть, или существовать, - значит быть воспринимаемым. В рамках этой концепции бытие связано с нашими ощущениями, представлениями . при этом исходят из того, что либо все это есть результат непосредственного воздействия Бога, либо мы вообще не знаем откуда все берется. То, что мы обычно видим и считаем реальным столь же малореально, как и образы на киноэкране. Для Бога сознание человека представляет собой как раз такой экран, на который он проецирует совокупность образов, которую человек воспринимает за реальность. Пока объект воспринимается субъектом, он существует, т.е. обладает бытием.

Основное понятие - субстанция - самодостаточное, самодетерминированное существование, определяющее первоначала мира. Количественная классификация: монизм (Гегель, Маркс), дуализм (Декарт), плюрализм (Демокрит, Платон, Лейбниц).

В материалистической трактовке  бытия очень важно понятие  материи.

Билет 27. Материализм и идеализм как основные направления философии.

Деление на материализм и идеализм существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646—1716) называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона — самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем (1772—1829).

«Материализм — писал он, — все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей.Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю»1.

Таким образом, философское  значение терминов «материалист» и  «идеалист» не следует смешивать  с тем, которое им часто придается  в обыденном сознании, когда под  материалистом подразумевается  индивид, стремящийся лишь к достижению материальных благ, а идеалист ассоциируется  с бескорыстным человеком, характеризующимся  возвышенными духовными ценностями и идеалами.

Как материализм, так и  идеализм неоднородны в своих  конкретных проявлениях. В зависимости  от этого можно выделить различные  формыматериализма и идеализма. Так, с точки зрения исторического развитияматериализма, можно отметить следующие его основные формы.

Материализм Древнего Востока  и Древней Греции — это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания и состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.).

Метафизический (механистический) материализм Нового времени в  Европе. В основе его лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций и др.).

Диалектический материализм, в котором представлены в органическомединстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности:

Объективный идеализм провозглашает независимость идеи, бога, духа — вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Гегель).

Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus — один, единственный и ipse — сам). Согласно ему, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

Для адекватного понимания  специфики философского знания необходимо также затронуть вопрос о соотношении и характере взаимодействия материализма и идеализма. В частности, здесь следует избегать двух крайних точек зрения.

Одна из них состоит  в том, что существует постоянная «борьба» между материализмом и  идеализмом, «линией Демокрита» и «линией Платона» на всем протяжении истории философии.

Согласно другой — «история философии по сути своей вовсе  не была историей борьбы материализма против идеализма...»1.

С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос о монизме, дуализме и плюрализме.

Монизм (от греч. monos — один, единственный) — философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм может, соответственно, быть двух видов — материалистический и идеалистический. Первый выводит идеальное из материального. Его заключения основаны на данных естествознания. Согласно второму, материальное обусловлено идеальным, духовным. Он сталкивается с проблемой доказательства творения мира духом (сознанием, идеей, богом), которая в рамках современной науки положительно решена быть не может.

Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического. Так, например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя).

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т.д.

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос опознаваемости мира или о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция, которую они представляют, — агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый). Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления — скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии (Пиррон и др.).

Билет 28. Основные концепции пространства и  времени.

А вот абсолютно точная фиксация Аристотелем диалектики субъективного  и объективного применительно к  проблеме существования времени, где  потенциально скрыта возможность и  чисто антропологических подходов в духе Юма или Канта: «Может возникнуть сомнение: будет ли в отсутствие души быть и время или нет? Ведь если не может существовать считающее, не может быть и считаемого... Если же ничему другому не присуща способность  счета, кроме души и разума души, то без души не может существовать время, а разве (лишь) то, что есть как бы субстрат времени». 
Что касается дилеммы «субстанциальная — реляционная» концепции пространства и времени, то здесь Аристотель занимает в целом реляционные позиции, утверждая, что время — это число движения тел, где универсальную меру задает вечное движение звезд по небосводу, а пространство — это внешние границы движущихся и покоящихся тел. Ни о каком пустом и протяженном пространстве, как думал, в частности, Демокрит, говорить не приходится. Здесь Аристотель наталкивается на парадокс: имеет ли какое-то место Вселенная, ведь ее не объемлет никакое внешнее тело и, стало бьпь, у нее нет никаких внешних границ? Аристотель вынужден сделать интересный диалектический вывод, что «Вселенная нигде не находится», но зато все находится в ней. Это напоминает парадокс всеобщих законов развития, которые сами должны пребывать в неизменном состоянии. 
Фундаментальная оппозиция «время и пространство как независимые начала» (субстанциальная концепция) и «время и пространство как нечто производное от взаимодействия движущихся тел» (реляционная концепция) получает свое всестороннее развитие и обоснование в последующие эпохи. Остановимся на ней подробнее, учитывая значимость этой дилеммы не только для философии, но и для науки. 
Субстанциальная концепция. В научной модели мира начиная с Ньютона и Галилея время и пространство рассматриваются как особого рода сущности, как некоторые не телесные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от других материальных объектов, но оказывают на них существенное влияние. Они представляют собой как бы вместилище тех материальных вещей, процессов и событий, которые происходят в мире. При этом время рассматривается как абсолютная длительность, а пространство — как абсолютная протяженность. 
На данную трактовку пространства и времени опирался Ньютон при создании своей механики. Данная концепция превалирует в физике вплоть до создания специальной теории относительности. В философии возможны как идеалистические варианты решения данной проблемы, когда, например, пространство трактовалось как особая субстанция, порожденная духом, так и материалистические, в которых пространство понималось как субстанция, существующая наряду с материей. 
Реляционная концепция. Пространство и время в ней рассматриваются как особого рода отношения между объектами и процессами. Ряд философов в рамках данной концепции трактуют пространство и время как феноменальное обнаружение взаимодействия идеальных сущностей—монад (объективный идеализм Лейбница и Лосского), другие — как формы бытия и продукты взаимодействия материальных объектов и процессов (например, диалектический материализм).

Билет 29. Понятие диалектики и ее исторические формы. Основные законы диалектики.

Диалектика-это наука  о развитии. Развитие-необратимое  направленное движение,приводящее к появлению нового качества.

Исторические формы:

1)Первоначально термин "диалектика" получил распространение в др Греции как "искусство вести беседу, рассуждать(Сократ,Платон)Платон: "Диалоги", "Пир"1) Наивная,стихийная диалектика древних(Гераклид)2) Диалектика немецкой классической ф.в лице Гегеля,Канта(у Канта диалектика процесса познания)Идеалистическая диалектика 3)Д.марксистской Ф.(материалистическая) 4)соврем. материалистическая Д.

Структура-способ закономерной связи м/у элементами

Основными структурными элементами диалектики являются  её принципы, законы и категории.

 Принципы:   В основание  диалектики положены следу ющие принципы:

1) Принцип объективности; 2) принцип развития, требующий рассматривать все процессы как результат оп ределенным образом направленных изменений; 3)принцип детерминизма, учение о взаимосвязи процессов и явлений мира; 4)принцип системности, каждый объект-это система,комплекс взаимодейств. элементов 5)принцип конкретно-исторического подхода - выяснение всех факторов и обстоятельств, которые формир. мировоззрение, стиль мышления и содержание знания человека данной эпохи.

      Закон-это  форма всеобщности,существенная,устойчивая,тоесть

      повторяющаяся  связь м/у явлениями и процессами.

Законы и их категории:

1).  З единства и борьбы  противоположностей - любой предмет  содержит в себе противоположные  стороны, борьба, взаимодействие  которых заставляют его изменяться  определённым образом. Содержание  этого закона выражает взаимодействие  категорий тождества, различия, противоположности,  противоречия. Разрешение любых  противоречий представляет собой  скачок, качественное изменение  данного объекта, превращает его  в качественно иной объект. СКАЧОК - это всеобщая форма перехода  одного качественного состояния  к другому

2).   З взаимного перехода  количественных и качественных  изменений - качественная трансформация  предмета происходит тогда и  только тогда,  когда изменение  количественных характеристик этого  предмета достигает определённого  предела. Категории: качества, количества  и меры. Качество   это внутренняя  определенность предмета,Количество   внешняя определенность вещи.Мера-единство качества и количества.В силу выхода за меру колич изменения приводят к качеств.Старое качество исчезает и возникает новое.

3). З отрицания отрицания - любая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет необходимые черты последней, в то время как утратившие сущностные черты её исчезают вместе с ней. Причём этот процесс не зависит от воли и желаний как отдельного человека, так и человечества в целом. Категории: отрицания, снятия (разрешения противоречий)

Информация о работе Философия, ее предмет. Структура и функции философии