Философия, ее предмет. Структура и функции философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:08, шпаргалка

Описание работы

Предмет. Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Работа содержит 1 файл

Философия. Билеты.docx

— 386.99 Кб (Скачать)

Помимо объекта в научном  познании часто выделяют предмет — часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук является человек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии — на его происхождение, культурологии — на культуру, этнографии — на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д.

Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта. Со времени возникновения  философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Объяснение причин и характера этого отношения  претерпело сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт), до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта  в ходе познавательной деятельности. Сам субъект и его деятельность могут быть правильно поняты лишь с учетом конкретных социально-культурных и исторических условий, с учетом опосредованности отношений субъекта с другими субъектами. Научное  познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и сознательное отношение субъекта к самому себе (рефлексия).

От понятий «субъект» и «объект» образованы термины «субъективный» и «объективный».

Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.п. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира человека или то личностное воздействие, которое сознание оказывает на наши взаимоотношения с миром. Субъективное отношение к чему-либо есть, как правило, вопрос вкуса и у разных людей может быть различным. Субъективность больше относят к мнениям, чем знаниям, хотя и личное знание является субъективным уже в силу того, что принадлежит сознанию человека, а не окружающему миру.

Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний. Например, объективными фактами или их отображениями являются вращение Земли вокруг Солнца, впадение Волги в Каспийское море, утверждения «Сократ — это человек», «Ф.М.Достоевский — русский писатель» и т.д.; они не зависят от наших личных желаний: Земля не прекратит своего вращения, Волга не повернет вспять, а Сократ не станет русским писателем.

Конечно, совершенно «очищенным» от человека знание быть не может. На познание оказывают влияние социальные отношения, культура, эпоха.

Билет 33. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

В структуре научного знания выделяют два уровня знания - эмпирический и  теоретический. Им соответствуют два  специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое  исследование. Эмп познание предполагает формирование на основе данных наблюдения - научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации. В теоретическом познании доминируют формы рац-ого познания (понятия, суждения, умозаключения).Однако, теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне-рациональное.

Основные критерии, по которым различаются  эти уровни, следующие:

1) характер предмета исследования. Эмп и теорет исследования могут познавать одну объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по разному. Эмп исслед-е в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей м/у ними. На уровне эмпер познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях. На уровне же теорет познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Задача теории - воссоздать все эти отношения м/у законами и т о раскрыть сущность объекта. Следует различать эмпирическую зависимость и теоретический закон. Первая является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Второе-это всегда знание истинное. Т о, эмпир ислед изучает явления и их корреляции. В этих корреляциях оно может уловить проявление закона, но в чистом виде он дается только в результате теоретического исле-я

2) тип применяемых средств исследования. Эмпир-е исл-ие базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объктом. Поэтому средства импер исследования непосредственно включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения. В теорет исл-ии отсутствует непостредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте. Кроме средств связанных с эксперементами применяются и понятийные средства, в которых взаимодействуют эмперические средства и термины теоретич. языка. Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами (реальные объекты с жестко фиксированными признаками). Основные средства теорет исслед-я - теоретические идеальные объекты. Это особые абстракции в к-ых заключен смысл теоретических терминов (идеальный товар).

На эмпирич-м уровне познания использ-ся такие методы, как наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

Наблюдение - это  целенаправленное, систематическое  восприятие действительности, которое  всегда предполагает постановку задачи и необходимую активность, а также  определенный опыт, знания познающего субъекта. В ходе наблюдения обычно используются различные приборы.

Сравнение, которое предполагает выявление сходства и различия в  изучаемых объектах, что позволяет  делать определенные выводы по аналогии.

Метод измерения  является дальнейшим логическим развитием  метода сравнения и означает процедуру  определения численного значения величины посредством единицы измерения..

Эксперимент,когда исследователь изучает объект путем создания для него искусственных условий, которые необходимы для получения нужной информации о свойствах этого объекта.

На уровне теоретического познания — исторический и логический, идеализация, математизация, логическая формализация и др.В реальной действительности эмпир и теорет познания всегда взаимодействуют.

 

Билет 34. Чувственное и логическое познание и их формы. Роль интуиции в познании.

Процесс познания протекает  в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.

Субъектом познания является человек, человеческий индивид, способный  отражать в своем сознании явления  действительности. Но человек –  это не просто индивид с определенными  биологическими свойствами, а, прежде всего общественное существо. Поэтому  он мыслит и познает, постольку, поскольку  является членом общества, которое  через формы общественного сознания оказывает существенное влияние  на содержание познания.

Познающее мышление есть активный процесс отражения действительности в понятиях, суждениях, научных теориях. Оно всегда предполагает наличие  субъекта, который ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку  этих целей на основе практики.

Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс  материального или духовного  мира или области действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект познания нельзя отождествлять со всей материальной или духовной действительностью. Объектом становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта. Чем выше уровень  развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемых научным  исследованием.

Предмет познания – это  более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания. Один и тот же объект познания может  быть предметом исследования разных наук. Мышление как объект познания является предметом исследования таких  наук, как логика, теория познания, психология, физиология высшей нервной деятельности и других. В структурном отношении  предмет познания отличается от объекта  тем, что в него входят лишь главные, существенные свойства изучаемого объекта  с точки зрения цели и задачи научного исследования.

В советской философской  науке было принято выделять две  ступени познания: чувственное отражение  действительности и логическое отражение  действительности. В дальнейшем, когда  стало выясняться, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается  логическим, стали приходить к  нению, что ступенями, или уровнями, познания являются эмпирическое и теоретическое. Некоторые ученые выделяют еще один уровень познания, принимаемый ими  за исходный – живое созерцание, которое рассматривается не как  познавательная способность, а как  результат реализации этих способностей или сам процесс познания определенной стороны объектов.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств –  зрения, слуха, осязания и т.д., которые  у человека есть "продукты всемирной  истории", а не биологической эволюции. Органы чувств – это единственные "ворота", через которые в  наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности, живое созерцание осуществляется в  трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.

Существует три формы  чувственного отражения:

v Ощущения;

v Восприятия;

v Представление.

Ощущения представляют собой  отражение в сознании человека отдельных  сторон, свойств предметов, непосредственно  воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на:

ü Зрительные;

ü Слуховые;

ü Осязательные;

ü Вкусовые и др.

Ощущения, как правило  выступают в качестве компонента более сложного образа – восприятия.

Восприятие – это целостный  образ предмета, непосредственно  данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных  ощущений.

Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого  в данный момент. Сюда относятся  образы памяти, образы воображения  и т.д. По сравнению с восприятием  в представлении отсутствует  непосредственна связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых  общих признаков и отбрасыванием  несущественных.

Представления возникают  на базе ощущений и восприятий и  вместе с ними входят в состав чувственного познания. Но они содержат элементы обобщения и продолжают играть важную роль и в процессе логического  познания.

Важным элементом чувственной  деятельности и чувственного познания являются эмоции. Эмоции – это комплексная  и довольно сложная форма человеческой чувственности, включающая в себя различные  переживания и страсти, такие  как гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие. Эмоции вполне определенно  зависят от чувственной организации  отдельного человека, особенности его  психики, индивидуальных черт характера  и темперамента. Они, с другой стороны, включают в себя аспекты объективного отражения реальных связей, в которые  включен человек, с другой стороны, они фиксируют субъективное отношение  человека к миру.

Логическое познание покоится на способности логического мышления. Оно включает в себя два типа логического  мышления:

v Рассудок;

v Разум.

Рассудок – исходный уровень  мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность  последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко  классифицировать, строго систематизировать  факты. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка, он необходим всегда, но его абстракция неизбежно ведет к метафизике. Рассудок – это обыденное повседневное житейское мышление или то, что  часто называют здравым смыслом. Логика рассудка – формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму "готового" знания, а не на его содержание.

Разум – высший уровень  рационального познания, для которого, прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная задача разума – объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления конкретных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума – диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.

Логическое познание наиболее полно выражено в мышлении.

Мышление – это процесс  познавательной деятельности, для которого характерно создание обобщенных, опосредованных образов действительности. Оно опосредовано чувственным познанием и опирается  на опыт, в том числе и осмысленный  ранее. Благодаря мышлению человек  отвлекается от конкретного многообразия явлений и выявляет присущие им общие  и существенные признаки. Оно осуществляется в тесной связи с языком, выполняющим  функцию инструмента мышления, и  речью, в которой мысль воплощается. Основными формами мышления являются:

Информация о работе Философия, ее предмет. Структура и функции философии