Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:08, шпаргалка
Предмет. Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.
Такое рассмотрение общества
сквозь призму государственно-политических
институтов оказалось чрезвычайно
живучим, вплоть до ХVI-ХVII вв., когда
фактически была сделана первая попытка
своеобразного “расчленения”
В этом отношении наиболее показательна концепция английского мыслителя ХVII в. Т. Гоббса, в которой проявился не отказ от признания определяющей роли государства, а изменение самого подхода к пониманию его возникновения и функционирования. Начав с констатации “естественного состояния” общества – "войны всех против всех”, вытекающего из абсолютной свободы каждого индивида, Гоббс именно отсюда выводил необходимость государства. Оно выступает в роли “Левиафана” – земного бога людей. Принципиальная новизна позиции Гоббса состояла в том, что он показал: не в самом государстве как таковом, а в других областях общественной жизни коренятся истоки государства. Тем самым он поколебал политико-центристскую концепцию общества, подготовил почву для становления более объективного системного, целостного видения общества, представленного учениями мыслителей французского Просвещения ХVIII века, в том числе Ж-Ж. Руссо.
Отталкиваясь от идей “естественного
состояния”, Руссо сделал акцент на
выяснении происхождения, сущности,
путях преодоления социального
неравенства в обществе, вскрыл противоречия
частной собственности и
Особое значение в становлении концепции об обществе сыграл А. Смит – классик английской политэкономии, но в такой же мере и социальной философии. Исследуя психологию человека, его место в обществе, изучая природу человеческих страстей, способностей, чувство справедливости, он дает и глубокий анализ человеческого труда, раскрывая с материалистических позиций основы экономической жизни общества, то есть объективных факторов общественного развития.
Итак, в процессе становления социальной философии изменялось понимание общества как предметной области философии. Эти изменения шли по трем направлениям:
– расширение изучения различных сторон общественной жизни;
– своеобразный сдвиг социально-философского интереса с политических и духовных структур общества к его социально-экономическим, базовым основам;
– более глубокое постижение сущности общества как целостного организма, выявление его основных причинно-следственных связей и отношений.
В этом процессе существенную роль сыграло и историческое сознание. Уже древние историки (Геродот, Фукидид) пытались осмыслить историю общества, обнаружить какие-то связи между временами, историческими событиями, хотя эти события больше связывались с явлениями природы, космоса, чем общества.
Важнейшей ступенью в понимании общества, его сути и истории сыграли взгляды религиозных философов средневековой эпохи Августина и Ф. Аквинского. Главной движущей силой истории общества они считали божественное провидение, а весь исторический путь человечества и общества понимали как путь Бога и к Богу. Но принципиальная новизна их подхода заключалась отнюдь не в том, что история человека и общества интерпретировалась в духе библейских догм и канонов, а в том, что сама христианская концепция, будучи обращена к истории общества, придавала истории человечества, обществу временное измерение. Само земное существование Иисуса Христа стало своего рода точкой отсчета исторического, общественного времени, а жизнь общества обрела смысл во времени, перспективу, пусть своеобразную, но перспективу. Позже она станет объектом и восхищения и критики.
Существенно изменили представления об обществе четыре великих философа ХIХ в: Г. Гегель, К. Маркс, О. Конт, Г. Спенсер.
По существу, нет ни одной крупной социальной проблемы, которая так или иначе не была бы осмыслена и разработана Гегелем: структура общества в целом, труд, собственность, мораль, семья, гражданское общество, народ, система управления, формы государственного устройства, монархия, тончайшее взаимодействие общественного и индивидуального сознания, всемирно-исторический процесс (его объективность, основные этапы, основные регионы мировой истории), наконец, реальный человеческий индивид в бесконечном множестве и сложности его связей с обществом, с мировой историей – вот те основные проблемы, которые отражены в социальной философии Гегеля. Гегель был первым, кто предложил столь многоплановый анализ общества, общественного бытия. При всем признании роли политических институтов в жизни общества, он отрывается от политико-центризма и разрабатывает объективную теорию общества, бытия человека в нем, доведя концепцию человека до концепции свободы человека и путей ее реализации.
Принципиально другой подход к анализу общества осуществлен в марксистской концепции. Материалистическая по своей сути, она окончательно порывает с политико-центристскими тенденциями. Общество в ней представляется как специфическое сложное образование, основу которого составляет общественное производство. Законы общества определены как объективные, а само развитие общества – как естественноисторический процесс.
Социальная философия Маркса имеет ряд особенностей, наиболее концентрированно представленных в “Предисловии к “Критике политической экономии”. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что социальные взгляды Маркса менее теоретически оформлены, чем гегелевские. Во всяком случае у Маркса нет на этот счет работ, равных “Философии права” Гегеля.
Одна из особенностей социально-философского
наследия Маркса заключается в его
тесной связи с политико-
Важный вклад в учение об обществе, его предметное определение внес О. Конт. Он понимал общество как сложный целостный организм, со своей качественной определенностью, но принципиально отличающийся от составляющих его индивидов. При анализе общества Конт ввел разделение на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика имеет дело с устойчивыми (“естественными”) условиями существования, функционирования общества и характеризует как бы воспроизводство общества в определенном качественном состоянии. Социальная динамика рассматривает общество со стороны движения, эволюции. Конт раскрывает естественные законы развития общества. Рассматривая эволюцию общества, он выделяет три важнейшие стадии интеллектуальной эволюции, считая ее определяющей в функционировании общества: теологическую, метафизическую, позитивную.
В каком-то смысле, продолжает развивать органический подход к обществу Г. Спенсер, но он идет дальше, проводя аналогию общества с биологическим организмом. Исходя из биологического подхода, он анализирует роль составных частей общества, социальных институтов, показывая их взаимосвязь и назначение, раскрывая движение общества как движение от простого к сложному, как закономерность.
В ХХ в. взгляды на общество развиваются, с одной стороны, в русле идей исторического материализма, с другой – в таких идеях, которые явно выходят за рамки чисто социально-философского анализа. Они представлены мыслителями такого ранга как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Парсонс, О. Шпенглер, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж-П. Сартр, Н. Бердяев, З. Фрейд и др. В этих концепциях основные проблемы общества явно смещены с объективных факторов и движущих сил его развития на субъект общественного развития, на человека и его субъективное бытие.
Билет 45. Политическая система общества и ее структура.
Под политической системой
общества понимают совокупность различных
политических институтов, социально-политических
общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений
между ними, в которых реализуется
политическая власть. Функции политической
системы общества разнообразны:
1) определение целей, задач, путей развития
общества;
2) организация деятельности общества
по достижению поставленных целей;
3) распределение материальных и духовных
ресурсов;
4) согласование разнообразных интересов
субъектов политического процесса;
5) разработка и внедрение в общество различных
норм поведения;
6) обеспечение стабильности и безопасности
общества;
7) политическая социализация личности,
приобщение людей к политической жизни;
8) контроль за выполнением политических
и иных норм поведения, пресечение попыток
их нарушения.
Основанием классификации политических
систем выступает, как правило, политический
режим, характер и способ взаимодействия
власти, личности и общества. По этому
критерию все политические системы могут
быть разделены на тоталитарные, авторитарные
и демократические.
Политическая наука выделяет четыре основных
элемента политической системы, называемых
также подсистемами: 1) институциональную,
2) коммуникативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологическую.
К институциональной подсистеме относятся
политические организации (институты),
среди которых особое место занимает государство.
Из негосударственных организаций большую
роль в политической жизни общества играют
политические партии и общественно-политические
движения. Все политические институты
можно условно разделить на три группы.
К собственно политическим относятся
организации, непосредственной целью
существования которых является осуществление
власти или воздействие на нее (государство,
политические партии и общественно-политические
движения). Ко второй группе — несобственно-политических
— относятся организации, осуществляющие
свою деятельность в экономической, социальной,
культурной сферах жизни общества (профсоюзы,
религиозные и кооперативные организации
и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных
политических задач, не участвуют в борьбе
за власть. Но их цели не могут быть достигнуты
вне политической системы, а поэтому подобные
организации должны участвовать в политической
жизни общества, отстаивая свои корпоративные
интересы, добиваясь их учета и реализации
в политике. Наконец, к третьей группе
относятся организации, имеющие в своей
деятельности лишь незначительный политический
аспект. Они возникают и функционируют
для реализации личных интересов и склонностей
какого-либо слоя людей (клубы по интересам,
спортивные общества). Политический оттенок
они приобретают как объекты воздействия
со стороны государства и других собственно
политических институтов. Сами же они
не являются активными субъектами политических
отношений.
Коммуникативная подсистема политической
системы общества — это совокупность
отношений и форм взаимодействия, складывающихся
между классами, социальными группами,
нациями, индивидами по поводу их участия
в осуществлении власти, выработке и проведении
политики. Политические отношения являются
результатом многочисленных и разнообразных
связей субъектов политики в процессе
политической деятельности. Вступать
в них людей и политические институты
побуждают их собственные политические
интересы и потребности. Выделяют первичные
и вторичные (производные) политические
отношения. К первым относятся различные
формы взаимодействия между социальными
группами (классами, нациями, сословиями
и др.), а также внутри них, ко вторым —
отношения между государствами, партиями,
другими политическими институтами, отражающими
в своей деятельности интересы определенных
социальных слоев или всего общества.
Политические отношения строятся на основе
определенных правил (норм). Политические
нормы и традиции, определяющие и регулирующие
политическую жизнь общества, составляют
нормативную подсистему политической
системы общества. Наиболее важную роль
играют в ней правовые нормы (конституции,
законы, другие нормативно-правовые акты).
Деятельность партий и других общественных
организаций регламентируется их уставными
и программными нормами. Во многих странах
(особенно в Англии и ее бывших колониях)
наряду с писаными политическими нормами
большое значение имеют неписаные обычаи
и традиции. Еще одну группу политических
норм представляют этико-моральные нормы,
в которых закреплены представления всего
общества или его отдельных слоев о добре
и зле, правде, справедливости. Современное
общество приблизилось к осознанию необходимости
возврата в политику таких нравственных
ориентиров, как честь, совесть, благородство.
Культурно-идеологическая подсистема
политической системы представляет собой
совокупность различных по своему содержанию
политических идей, взглядов, представлений,
чувств участников политической жизни.
Политическое сознание субъектов политического
процесса функционирует на двух уровнях:
теоретическом (политическая идеология)
и эмпирическом (политическая психология).
К формам проявления политической идеологии
относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции,
теории, а к политической психологии —
чувства, эмоции, настроения, предрассудки,
традиции. Но в политической жизни общества
они равноправны. В идеологической подсистеме
особое место занимает политическая культура,
понимаемая как комплекс типичных для
данного общества укоренившихся образцов
(стереотипов) поведения, ценностных ориентации
политических представлений. Политическая
культура — это передаваемый из поколения
в поколение опыт политической деятельности,
в котором соединены знания, убеждения
и модели поведения человека и социальных
групп. Основные направления реформы политической
системы в нашей стране определены Конституцией
Российской Федерации, принятой на референдуме
12 декабря 1993 г. Она провозглашает наше
государство демократическим федеративным
правовым с республиканской формой правления
(ст. 1). Носителем суверенитета и единственным
источником власти в России является народ,
осуществляющий свою волю непосредственно
(через выборы и референдум), через органы
государственной власти и органы местного
самоуправления (ст. 2). В России свободными
выборами, в которых участвуют все граждане
с 18 лет (кроме признанных судом недееспособными
и содержащихся в местах лишения свободы
по приговору суда), избирается Президент,
депутаты Государственной Думы, члены
высших законодательных органов и главы
высших органов исполнительной власти
субъектов Федерации, органы местного
самоуправления, главы городских и районных
администраций. В Конституции нашего государства
закреплены и гарантированы фундаментальные
права и свободы человека. Основами конституционного
строя объявляются политический и идеологический
плюрализм, многообразие и равноправие
различных форм собственности, разделение
властей. Но реальное формирование демократического
режима в России только началось.
Билет 46.
Человек как предмет
С одной стороны, человек
— существо физическое, телесное; он
обуреваем влечениями, в нем сильны
бессознательные импульсы. С другой
стороны, человеческая природа являет
нам сознательность, разумность, способность
ясного понимания и осмысливания
обстоятельств. Сознание, разум и
свобода присущи человеку. Именно
эта двойственность всегда заставляла
философов искать сущность человека.
Под проблемой человека в философии понимается:
проблема добра и зла, души и тела, свободы
человека, поиск места человека в окружающем
мире и т.д.
В разное время внимание философов обращалось
к различным аспектам данной проблемы,
они рассматривались с разных точек зрения
в зависимости от преобладающего мировоззрения
данной эпохи.
В античной философии сформировался особый
подход в постижении природы и человека—
космоцентризм, суть которого заключается
в том, что исходной отправной точкой в
разработке философских проблем было
понимание космоса как единого соразмерного
целого, обладающего некоторым духовным
началом (душа, мировой разум). Понимание
космоса находится в центре понимания
мира. В соответствии с этим трактуется
и природа человека. Человек— микрокосм,
отсюда и гармония человека, мира, разум
человека, мышление.
Начиная с классического периода (с Сократа),
проблема человека выдвигается на центральное
(первое) место. Для средневековой философии
характерным было решение вопросов в соответствии
с пониманием Бога, его сущности. Аналогично
осуществляется понимание природы и человека,
их сущностей, истолкование принципов
отношения человека и Бога.
Философия Возрождения является гуманистической,
и потому антропоцентричной, т.е. в центре
философии — проблема человека, как самоценного
существа и через призму этого — понимание
мира. Философы связывали свободу человека,
смысл его жизни с его собственной внутренней
активностью, творческой деятельностью,
которая выступала как главный фактор
самореализации личности, индивидуализации.
Западноевропейская философия XVII века
рассматривала главным образом проблему
познания, которая выступила на первый
план. Разработка проблемы привела к возникновению
двух противоположных познавательных
концепций: эмпиризма и рационализма.
Проблема человека, его познавательной
способности и свободы в этот период решалась
с помощью рационалистической установки.
Французская философия XVIII в. рассматривала
ее также с позиций рационализма.
Одной из важнейших философских проблем,
связанных с человеком, является проблема
соотношения природного и социального
в его историческом и индивидуальном развитии.
Социоантропогенез связан с тем, что предчеловек
в процессе трудовой деятельности изменял
свои руки, приспосабливая их к примитивным
орудиям труда, формировал свой язык и
речь, предназначенные прежде всего для
общения с людьми. Важными этапами на пути
становления человека явились приобщение
его к огню, добычи огня, а также приручение
животных, увеличившее его силы в его отношениях
с природой. Окончательно сформировавшийся
человек (человек разумный — Homo sapiens) уже
обладал всеми биологическими и социальными
качествами, необходимыми для осуществления
своего общественно-исторического развития.
Сложились две концепции о природе человека:
социологизаторские — распространились
особенно широко среди сторонников марксистской
философии на основе тезиса о человеке
как совокупности общественных отношений.
Считалось, что никаких особых биолого-генетических
задатков индивидуум не имеет, что социальна
не только личность, но и вся биолого-физиологическая
структура человека;
биологизаторские — общей чертой, является
толкование сущности человека преимущественно
с позиций биологии.
Главным двигателем общественного развития
является борьба за существование и естественный
отбор. Выживают только сильнейшие (иногда
при этом употребляется понятие «сверхчеловек»),
погибают или должны погибать все слабые
и неприспособленные к среде.
Информация о работе Философия, ее предмет. Структура и функции философии