Философия, ее предмет. Структура и функции философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:08, шпаргалка

Описание работы

Предмет. Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Работа содержит 1 файл

Философия. Билеты.docx

— 386.99 Кб (Скачать)

Между тем не только педмет очеловечивается но и человек как бы опредмечивается в эстет акте. Вскрывая в объекте его внутр смысл чел  тем самым как бы одаряет природу частицей своего духа. Чел созерцает себя в созданном им мире. В наиболее конкретном и наглядном виде это опредмечивание чел сущности проявляется в процессе труда и возникающем при этом эстет наслаждении его р-тами. Именно благодаря труду возниклись и развились на зае чел истории музыкальное ухо, чувств красоту формы глаз- короче говоря такие чувства, кот способны к челов наслаждениям”.

Т.о. между эстет сознанием и развитием труд деятельности людей имеется генетическая связь. Однако ее нельзя абсолютизировать. Для развитого общ созания эстетическое тем и отличается от прагматического, что предполагаетбескорыстное любование, жестко е связанное с категорией пользы. Эстет переживание ценно само по себе. Это не значит конечно, что прекрасное и полезное несовместимы (архитектурные сооружения)., это говорит о том, что е никакого императива, заставляющего нас видеть красоту только в полезном. Иначе бы ни музыка ни живопись не были бы для нас прекрасными, нас окружили бы одни созданные дизайнерами автомобили и удобная техника.

Эстетическое, таким  образом, есть непосредственно данная чувственная выразительность внутреней жизни предмета, запечетлевающая в себе процесс опредмечивания челов сущности и очеловечивания прир мира, которая воспринимается и переживается чел-ком как самостоятельная жизенная ценность.

Будучи чувственно-предметным бытием, эстет вместе с тем не является одной только вещественной данностью. Все веществ характеристики  эстетического выступают как носители смысла, а потому оно не только предметно, но и идеально.

Искусство и философия.   Соотношение искусства и фил исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи низывал живопись истинной философией, поскольку живопись по его словам самолстоятельно обнимает первую истину. Аналог миссия признаваласт и за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь состав фундамент мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией.

Для 19 в на первый план выдвинулось  проблема иеархического строения здания гуманит наук. Так Романтизм, ставя искусство выше науки, провозглашали его главенство над фил, а Гегель,наоборот, при всей признаваемой им значимости эстет венчал здание самопознания абс идеи его высшей формой - философией.

Вопрос о соотнош искусства и фил действительно очень сложен, Между этими видами чел деятельности очень много общего, но нет полного внутреннего тождества.  Совместно противостая на соврем этае развититя культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объекта позания, эти формы дух деятельности все же противопоставимы с точки зрения своих познав средств, своей конечной цели и языка. Фил в этом отношении ближе к науке - она тяготеет к логико-поняийному аппарату, систематичности... Искусство же ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, кот не предполагают своей рассудочной воспроизводимости.

Искусство и фил, т.о., - это взаимозависимые, но различные формы общ сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Фил, в сущности, м.б. растворена в понятиях и подана в безличной форме. Искусство же не поддается такому растворению и обезличиванию.

 

Билет 41.  Нравственное сознание. Роль нравственных норм в поведении человека.

Нравственное сознание одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно  содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности.

Нравственность  это понятие, которое является синонимом  морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как  форма сознания, а нравственность это сфера нравов, обычаев, практических поступков.

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и  выступала регулятором поведения  людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде,в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.

Она выступала как  совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они  не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.

В морали отражены отношения человека к обществу, отношения  человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые  определяют их обязанности друг к  другу и к обществу.

Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны  с пониманием того, как человек  должен себя вести. Нравственное поведение  должно соответствовать соответствующим  идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют  понятия добра и зла, чести  и достоинства.

Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений  всех членов общества и социальных групп. Каждый человек имеет определенные потребности (материальные и духовные) и интересы, удовлетворение которых  может вступить в противоречие с  потребностями и интересами других людей или общества в целом. По "закону джунглей" эти противоречия могли разрешиться через утверждение  сильнейшего. Но подобное разрешение конфликтов могло привести к истреблению  человечества. Поэтому встал вопрос о необходимости утверждения  способа регулирования конфликтных  ситуаций. Человек вынужден был сочетать свои интересы с интересами общества, вынужден был подчиниться коллективу. Если он не подчинялся нормам и правилам поведения в племени, то ему следовало  покинуть его, а это означало гибель.

Поэтому выполнение норм морали означало значительный этап в развитии человечества, и он связан с необходимостью самосохранения.

С делением общества на классы мораль приобретает классовый  характер, каждый класс имеет свои представления о нормах и правилах поведения, которые обусловлены  социальными и экономическими интересами.

Понятие нравственности является диалектически изменчивым, и рассматривать его необходимо во взаимодействии с общественной практикой, с теми категориями, которые определяют моральные принципы человечества и  в то же время сами определяются социальной деятельностью. Ф.Энгельс был прав в том, что "представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому". Содержание морали определяется интересами конкретных общественных классов, в то же время следует отметить, что в моральных нормах отражены и общечеловеческие нравственные ценности и принципы. Такие принципы и нормы как гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие имеют общечеловеческий смысл. Нравственные нормы подобного рода являются основными правилами любого общества.

Но представления  о моральном долге человека с  течением времени значительно меняются. В каждом обществе, на определенном этапе его развития существует определенная мораль. Так, в эпоху рабовладельческого общества высокую нравственную оценку получали послушные и верные рабы, а в эпоху крепостной России ценились покорные холопы, при этом душевное состояние угнетенных не бралось  во внимание.

Современный мир  становится исключительно взаимосвязанным  и взаимозависимым, поэтому сейчас прежде всего следует выделять общечеловеческие вечные ценности. В этих условиях роль морали как формы общественного  сознания и всеобщего регулятора деятельности значительно возрастает. В моральных требованиях сохраняется  преемственность, связанная с простым  и понятными формами отношений  людей, такими,как не воровать, не убивать, почитать родителей, выполнять обещания, помогать нуждающимся и т.д. И всегда, во все времена подвергались осуждению трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие.

Нравственное сознание изучает одна из философских дисциплин  этика. Этика это теория морали, наука  о морали, в которой исследуются  человеческие отношения, смысл жизни,понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности,причины возникновения морали. Уже древние философы рассматривали этику как практическую философию, ибо она стремилась обосновать мысли о должном в виде нравственных принципов и норм, в виде идеалов и духовных потребностей. Этика рассматривалась как практическая философия, пытающаяся дать ответ на вопрос: что должен делать человек в конкретной ситуации. Термин "этика" был введен Аристотелем.

Наука этика рассматривает  специфику нравственного сознания, его исторически изменчивые нормы  и ценности. Нравственное сознание имеет сложную структуру, в которой  можно выделить взаимосвязанные  элементы: нравственный идеал, нравственная потребность, нравственная мотивация и самооценка, нормы, ценностная ориентация, взгляды, чувства.

В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное. Эмоциональное начало выражено в  виде мироощущения и мировосприятия это моральные чувства, представляющие личное отношение к различным  сторонам жизни. Интеллектуальное начало представлено в виде миропонимания  моральных норм, принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий  добра, зла, справедливости, совести. Взаимосвязь  и соотношение этих начал в  нравственном сознании может быть различным  в разные исторические эпохи и  в мировоззрении различных людей. Нравственное сознание отвечает своему реальному времени.

В структуре нравственного  сознания важное место занимает нравственный идеал. Он является высшим критерием  нравственной оценки. Предпосылкой формирования нравственного идеала у людей  является уже имеющийся у них  уровень нравственной культуры, представленной мерой освоения нравственных ценностей  в определенных условиях и направлениях на создание таких ценностей на практике.

Нравственный идеал  является абстрактным по форме, т.к. моральные принципы существуют в  виде понятий и категорий, являющихся основой для оценочных суждений. Формирование нравственного сознания и нравственного поведения людей  связано с воспитанием их на нравственном идеале. Следует отметить, что задачи нравственного воспитания это формирование единства нравственного сознания и  нравственного поведения, формирование нравственных убеждений. Нравственное развитие людей приобретает особенно важное значение в связи с потребностью современного общества.

Понимание общечеловеческих ценностей возможно лишь при условии  нравственной развитости личности, т.е. развитости в социальном плане, когда  она поднимается до уровня понимания  социальной справедливости. Этот принцип  может быть усвоен личностью не только благодаря интеллекту, но он должен пройти и через чувство человека.

Чувства человека как  элемент нравственного сознания тесно связаны с поведением. Они  являются основой личного отношения  человека ко всем социальным явлениям.

В нравственном сознании отражаются общественные явления и  поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимается нравственное значение личности или  коллектива, определенных поступков  и ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, справедливости). В оценивающем сознании одни ценности могут исчезать, а  другие появиться. То, что было нравственным в прошлом, в современной жизни  может оказаться аморальным. Мораль не догма, она развивается в соответствии с ходом исторического процесса.

В жизни человека бывают такие ситуации,когда нужно сделать моральный выбор, выбор между многими ценностями. Речь идет о свободе выбора, при этом свобода понимается в смысле независимости личности от безнравственных желаний, ущемляющих интересы других людей. Нравственные ограничения на свободу являются объективной необходимостью существования человечества.

Категория свободы  связана с понятием ответственность  и справедливость. Для современного общества нет справедливости без  свободы, так же, как и нет свободы  без справедливости и ответственности, нужна свобода от силы, принуждения  и лжи.

Нравственное сознание связано с другими формами  общественного сознания, оно оказывает  на них влияние и прежде всего  такая связь просматривается  с правовым, политическим сознанием, эстетическим и религией. Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. И право, и  мораль регулируют взаимоотношения  в обществе. Но если правовые принципы закреплены в законах и выступают  как принудительная мера государства, то нормы морали опираются на общественное мнение, традиции и обычаи. В законе выражена форма правовой организации  общества, и закон связан с моралью. Но в то же время история знает  немало примеров, когда вполне законные поступки и действия имели безнравственный  характер, и, наоборот, преступившие закон  люди являлись нравственным примером. В идеальном варианте в праве  должна быть утверждена общечеловеческая мораль, но процесс выработки законов  встречает немало трудностей и объективного, и субъективного характера. Сложности  субъективного характера связаны  с тем, что право вырабатывается конкретными людьми, которые не всегда могут быть последовательно объективными, кроме того в праве отражаются интересы определенных социальных групп,поэтому право может вступить в противоречие с общественной моралью.

Специфика нравственного  сознания заключается в том, что  в нем отражены стихийно сформировавшиеся нормы, оценки и принципы, подкрепленные  обычаями и традициями. Выполнение нравственных требований личности оценивается  обществом, оно не связано с официальными полномочиями определенных его представителей. Человек сам может оценить  свои поступки и происходящие события, опираясь на моральные нормы, поэтому  выступает как субъект с достаточно развитым уровнем нравственного  сознания. Следует отметить то,что нравственные нормы не должны быть догматичными в том отношении, что мораль смогла бы оценить должным образом и нестандартные поступки и явления, мораль не должна ограничивать свободу развития индивидуальности. 10. Сущность закона единства и борьбы противоположностей и особенности его проявления в развитии природы, общества и познании.

Информация о работе Философия, ее предмет. Структура и функции философии