Философия, ее предмет. Структура и функции философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:08, шпаргалка

Описание работы

Предмет. Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Работа содержит 1 файл

Философия. Билеты.docx

— 386.99 Кб (Скачать)

Таким образом, религия получает у Фрейда сугубо психологическое (а точнее, психоаналитическое) объяснение, в основу которого положена человеческая способность к сублимированию бессознательных влечений, проецированию их вовне и символическому удовлетворению социально неприемлемых, запретных желаний. Во всяком случае на протяжении всей своей научной деятельности он придерживался того мнения, что религиозное суеверие, вера в бога и мифологическое миросозерцание представляют собой не что иное, как "проецированную во внешний мир психологию".

Не  выходит за рамки психологизма и  та интерпретация возникновения  религии, которую Фрейд дает в  работе "Тотем и табу".

Как и при рассмотрении истории первобытного. общества и человеческой культуры в  целом, он исходит здесь из постулируемого им "эдипова комплекса". Ход его рассуждений аналогичен психоаналитическому объяснению исторического развития. Осознав свою вину после убийства отца в первобытной орде, сыновья будто бы попали в такую психологическую ситуацию, когда под воздействием амбивалентных чувств сами наложили запрет на то, чего так усиленно добивались раньше. В результате осуществления так называемого психологического сдвига сыновья на место отца поставили тотем. Так из сознания вины и раскаяния возникла религия, первоначально выступившая в форме тотемизма. Тотемистская религия, следовательно, воспринимается

Фрейдом как своеобразный способ успокоить  противоречивые чувства человека и  загладить вину за совершенное преступное деяние позднейшим послушанием избранному им заместителю отца - тотему. Все  последующие религии также рассматриваются  им как разнообразные попытки  разрешения той же самой проблемы: они приобретают различные формы  в зависимости от культуры, в рамках которой складываются, но все они  выступают как реакция "на великое  событие, с которого началась культура и которое с тех пор не дает покоя человечеству".

Этот, казалось бы, новый для Фрейда взгляд на возникновение религии, по существу, не противоречит его психоаналитическим установкам. Только общие рассуждения  об отказе человека от своих желаний  и символическом их удовлетворении, преломляясь в религиозной проблематике, наполняются теперь конкретным содержанием. Механизм же возникновения религии  остается тем же самым и заключается  в подавлении бессознательных влечений. Разница лишь в том, что в первом случае в расчет принималась бессознательная  психологическая установка на ритуальные действия человека, а во втором - психологический  сдвиг и замещение одного объекта  ненависти и привязанности другим. В этом смысле табу дикарей, по Фрейду, не чуждо и современному человеку, в бессознательных тайниках души которого незримо присутствует "эдипов комплекс" и, следовательно, имеется бессознательная предрасположенность к совершению убийства.

Но  сдерживается она уже современным  табу - моральными нормами и этическими предписаниями общества, сформулированными  по типу христианской заповеди "не убий!".

Еще одна версия происхождения религии  выдвигается Фрейдом в работе "Будущность одной иллюзии" (1927 г,) ; В основу этой версии он положил  постулат о слабости и беспомощности  человеческого существа перед окружающими  его силами природы, о необходимости  защищаться от этих непознанных и  превосходящих человека сил. По Фрейду, человек не может понять силы природы, пока они безличны и тем самым  чужды ему.

И он стремится одушевить, очеловечить  природу, с тем чтобы потом  использовать против нее те же самые  приемы, которыми пользуется в повседневной жизни: он может попытаться задобрить  одушевленные природные объекты, сделать  их предметом своего поклонения, чтобы  тем самым или ослабить их могущество, или причислить к своим союзникам.

Так возникают первые религиозные представления, которые служат своеобразной компенсацией врожденной слабости и беспомощности  человека.  
Выведение религиозных представлений из факта беспомощности человека, как и другие фрейдовские версии о происхождении религии, совершенно не противоречит его психоаналитическим концепциям. Можно установить непосредственную связь между психоаналитическим "эдиповым комплексом" и фрейдовским пониманием потребности человека в защите от противостоящих ему сил природы. Эта связь обнаруживается, например, в аналогичной трактовке Фрейдом чувства беспомощности, испытываемого детьми и взрослыми: подобно тому как ребенок в отце ищет поддержку и придает, сверхъестественным силам свойства личности отца, точно так же и взрослый человек приписывает силам природы характерные особенности отца, придавая им божественный смысл.

Другой  аспект религиозной проблематики, рассматриваемый  Фрейдом, касался вопроса о психологической  значимости религиозных представлений  и целесообразности поддержания  или устранения религиозных иллюзий. При обсуждении этих проблем Фрейд  недвусмысленно заявил о своей антирелигиозной  позиции, подвергнув критике не только отдельные религиозные учения, но и сам институт религии.

Взгляды Фрейда на религию вполне укладываются в рамки атеистической традиции, которая имеет богатую историю. Вера в религиозные догматы была подорвана работами Коперника, Бруно  и

Галилея, философией английских и французских  материалистов, установлением взаимосвязи  между религией и идеализмом в  работах

Фейербаха, теорией эволюции Дарвина и, наконец, наиболее глубоко - диалектико-материалистическим учением. В этом смысле критические  соображения Фрейда в адрес религии  нельзя считать оригинальными. Но одно обстоятельство придавало критическому отношению Фрейда к религии особое звучание: критика религиозных представлений  осуществлялась им с психологической  точки зрения. Рассмотрение значимости религиозных верований для человека и критика психологических оснований  религии представляют несомненный  интерес и являются собственным  вкладом Фрейда в атеистическую  традицию.

Фрейд подметил, что, несмотря на противоречивость и необоснованность многих религиозных  догматов, они обладают какой-то завораживающей силой, способны оказывать сильное  воздействие на людей. Чем можно  объяснить этот факт? Тайну притягательной силы религиозных иллюзий Фрейд  усматривает в бессознательных  влечениях человека. Для того чтобы  успешно противостоять религии, необходимо, как считает Фрейд, раскрыть психологическую природу религиозных  иллюзий.

Поскольку религия для Фрейда является общечеловеческим неврозом навязчивости, а религиозные  учения - невротическим наследием  прошлого, постольку возможность  устранения религиозных представлений  из сознания человека связывается с  психоаналитической процедурой, аналогичной  той, которая применяется им и  его единомышленниками при лечении  индивидуальных неврозов. Как в том, так и в другом случае предполагается постепенное вытеснение бессознательного и замена его рациональной умственной деятельностью человека. Это, по мнению

Фрейда, может способствовать сознательному  отношению как отдельной личности, так и всего человечества к  пересмотренным и рационально обоснованным предписаниям культуры. Но в этом направлении  предстоит долгая и кропотливая  работа. Ведь религиозные представления  веками фиксировались в сознании человека, и их невозможно ликвидировать  насильственным путем. Подобная попытка, по убеждению Фрейда, заранее обречена на неудачу точно так же, как  психоаналитик потерпел бы поражение, если бы попытался насильственным путем  перевести бессознательное невротика  в его сознание.

Если  отвлечься от чисто психоаналитических методов Фрейда, то его размышления  об устранении религиозных иллюзий  с помощью научных знаний и  разума человека представляются во многом справедливыми. Как для Маркса "религия  есть опиум народа", так и для  Фрейда религия - это "сладкий или  горько-сладкий яд отравы".

Однако, ограниченный рамками буржуазного  мировоззрения, Фрейд предлагает избавление от религиозных представлений путем " общечеловеческой терапии", с  помощью которой, как и при  лечении индивидуального невроза, можно будто бы перевести религиозные  продукты бессознательного в сферу  сознания, понять их иллюзорность и  бесполезность для жизнедеятельности  человека и при содействии научных  знаний и аргументов логического  мышления отказаться от религиозных  учений, религиозных представлений  и религии вообще.

Стремление  Фрейда вскрыть бесполезность для  человечества религиозных иллюзий, проходящее красной нитью через  все его творчество, является наглядным  свидетельством того, что проводимые им психоаналитические исследования, связанные с осмыслением бессознательной  деятельности личности, при всей ошибочности  их исходных постулатов и неправомерно широких обобщениях преследовали одну цель - помочь человеку справиться со своими внутренними страстями, увеличить  его могущество над силами природы, направить использование культурных, научно-технических и социальных достижений человечества на благо развития индивида.

Психоанализ, по словам самого Фрейда, никогда не замолвил ни одного слова в пользу раскрепощения общественно вредных  влечений личности, наоборот, он всегда призывал к сознательному овладению  страстями человека, разоблачая всевозможные иллюзии, будь то сексуальные или  религиозные: "Мы можем, - писал он, - без конца подчеркивать, что  человеческий разум бессилен в сравнении  с человеческими влечениями... Но в этой слабости есть странная особенность: голос разума не громкий, но он не умолкает до тех пор, пока его не услышат. В  конце концов после бесчисленных и повторных протестов он добивается своего. Вот один из немногих фактов, позволяющих оптимистически смотреть на будущее человечества".

Структура религии


В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

  • религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
  • религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
  • религиозные отношения (культовые, внекультовые),
  • религиозные организации.

Основные функции (роли) религии


  • Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
  • Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
  • Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
  • Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
  • Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
  • Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
  • Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
  • Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

По мнению Рэймонда Курцвейла, «основная роль религии — это рационализация смерти, т. е. осознание трагедии смерти как хорошего явления»

Билет 40. Эстетическое сознание. Искусство и его роль в жизни человека

Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, кот  обеспечивает гармоничное единство и внутренюю взаимосвязанность различных проявлений дух жизни чел и общества в целом. Синтетическая функция эстет формы освоения действительности проявилась уже в феномене нерасчлененности античной культуры в которой не только сами произв искусства, но и научные и религиозные и фил трактаты зачастую создавались как худож тексты.

Необходимо различать  два во многом совпадающих, но не тождеств понятия -  эстетическое сознание вообще и искусство как высшее, но частное проявление этого сознания. Эстет сознание имеет место в каждом акте челов активности. Чел оценивает с эсет позиций любое свое проявление, каждое противостоящее ему объект явление, все, что вовлекается в сферу его опыта. Искусство же - это профессиональная сфера деятельности, в кот эстет сознание из сопутствующего эл-та превращ в основную цель.

В истории культуры сложились 2 концепции эст сознания: первая - онтологическая- трактует эст сознание как отражение особых принципов  самого бытия, вторая - гносеологическая, сложившаяся уже в обособившейся  эстетике, интерпретирует его в качестве атрибута одного только челов сознания.

Обе эти концепции - возведеные в абсолют крайности, в кот есомнено присутствуют и зерна истины.  С одной стороны, эстет качества настолько “человечны” в своей основе, что их нельзя рассм как первопринципы мира, сущ независимо от человека. Существование общества- необход условие превращ эстет ценности из возможного в действительное. С др стороны эстет качества могут проявиться не только в  деятельности самого человека, ведь эстет выразительна и природа и сам человек, да и все продукты чел труда. Эстет категшории явл объективными, поскольку они отражают объективную прир самого человека, складывающуюся в его многообр взаимоотношениях с миром.

Эта двоякая природа эстет  сознания, равно зависящая и от субъекта и от объекта эстет созерцания, нуждается в интерпретации. В  чем зависимость эстет ощущения от объекта созерцания? В том, что  эст ощущ, чувственное по своей природе, невозможно без внешег стимула - пейзажа, чел лица, произв искусства, всегда имеющее материально зафиксир форму. Выразительность вн формы т.о. есть необходимое условие эстет аслаждения. В чем же тогда зав-ть эстет ощущ от свубъекта? В том, что при оценке выразительности внешней формы объекта субъект должен приложить дух усилие для того, чтобы вскрыть идеально-смысловую значимость созерцаемого объекта. Внутренняя жизнь предмета должна как бы очеловечиться. И только в этом случае, если налицо оба условия - и вешняя форма объекта, и его очеловеченный дух смысл - может состояться эстетическое событие.

Информация о работе Философия, ее предмет. Структура и функции философии