Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:08, шпаргалка
Предмет. Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.
Таким образом, религия получает у Фрейда сугубо психологическое (а точнее, психоаналитическое) объяснение, в основу которого положена человеческая способность к сублимированию бессознательных влечений, проецированию их вовне и символическому удовлетворению социально неприемлемых, запретных желаний. Во всяком случае на протяжении всей своей научной деятельности он придерживался того мнения, что религиозное суеверие, вера в бога и мифологическое миросозерцание представляют собой не что иное, как "проецированную во внешний мир психологию".
Не выходит за рамки психологизма и та интерпретация возникновения религии, которую Фрейд дает в работе "Тотем и табу".
Как и при рассмотрении истории первобытного. общества и человеческой культуры в целом, он исходит здесь из постулируемого им "эдипова комплекса". Ход его рассуждений аналогичен психоаналитическому объяснению исторического развития. Осознав свою вину после убийства отца в первобытной орде, сыновья будто бы попали в такую психологическую ситуацию, когда под воздействием амбивалентных чувств сами наложили запрет на то, чего так усиленно добивались раньше. В результате осуществления так называемого психологического сдвига сыновья на место отца поставили тотем. Так из сознания вины и раскаяния возникла религия, первоначально выступившая в форме тотемизма. Тотемистская религия, следовательно, воспринимается
Фрейдом
как своеобразный способ успокоить
противоречивые чувства человека и
загладить вину за совершенное преступное
деяние позднейшим послушанием избранному
им заместителю отца - тотему. Все
последующие религии также
Этот,
казалось бы, новый для Фрейда взгляд
на возникновение религии, по существу,
не противоречит его психоаналитическим
установкам. Только общие рассуждения
об отказе человека от своих желаний
и символическом их удовлетворении,
преломляясь в религиозной
Но сдерживается она уже современным табу - моральными нормами и этическими предписаниями общества, сформулированными по типу христианской заповеди "не убий!".
Еще одна версия происхождения религии выдвигается Фрейдом в работе "Будущность одной иллюзии" (1927 г,) ; В основу этой версии он положил постулат о слабости и беспомощности человеческого существа перед окружающими его силами природы, о необходимости защищаться от этих непознанных и превосходящих человека сил. По Фрейду, человек не может понять силы природы, пока они безличны и тем самым чужды ему.
И он стремится одушевить, очеловечить природу, с тем чтобы потом использовать против нее те же самые приемы, которыми пользуется в повседневной жизни: он может попытаться задобрить одушевленные природные объекты, сделать их предметом своего поклонения, чтобы тем самым или ослабить их могущество, или причислить к своим союзникам.
Так
возникают первые религиозные представления,
которые служат своеобразной компенсацией
врожденной слабости и беспомощности
человека.
Выведение религиозных представлений
из факта беспомощности человека, как
и другие фрейдовские версии о происхождении
религии, совершенно не противоречит его
психоаналитическим концепциям. Можно
установить непосредственную связь между
психоаналитическим "эдиповым комплексом"
и фрейдовским пониманием потребности
человека в защите от противостоящих ему
сил природы. Эта связь обнаруживается,
например, в аналогичной трактовке Фрейдом
чувства беспомощности, испытываемого
детьми и взрослыми: подобно тому как ребенок
в отце ищет поддержку и придает, сверхъестественным
силам свойства личности отца, точно так
же и взрослый человек приписывает силам
природы характерные особенности отца,
придавая им божественный смысл.
Другой
аспект религиозной проблематики, рассматриваемый
Фрейдом, касался вопроса о
Взгляды
Фрейда на религию вполне укладываются
в рамки атеистической
Галилея, философией английских и французских материалистов, установлением взаимосвязи между религией и идеализмом в работах
Фейербаха,
теорией эволюции Дарвина и, наконец,
наиболее глубоко - диалектико-материалистическим
учением. В этом смысле критические
соображения Фрейда в адрес религии
нельзя считать оригинальными. Но одно
обстоятельство придавало критическому
отношению Фрейда к религии особое
звучание: критика религиозных
Фрейд
подметил, что, несмотря на противоречивость
и необоснованность многих религиозных
догматов, они обладают какой-то завораживающей
силой, способны оказывать сильное
воздействие на людей. Чем можно
объяснить этот факт? Тайну притягательной
силы религиозных иллюзий Фрейд
усматривает в бессознательных
влечениях человека. Для того чтобы
успешно противостоять религии,
необходимо, как считает Фрейд, раскрыть
психологическую природу
Поскольку
религия для Фрейда является общечеловеческим
неврозом навязчивости, а религиозные
учения - невротическим наследием
прошлого, постольку возможность
устранения религиозных представлений
из сознания человека связывается с
психоаналитической процедурой, аналогичной
той, которая применяется им и
его единомышленниками при
Фрейда,
может способствовать сознательному
отношению как отдельной
Если отвлечься от чисто психоаналитических методов Фрейда, то его размышления об устранении религиозных иллюзий с помощью научных знаний и разума человека представляются во многом справедливыми. Как для Маркса "религия есть опиум народа", так и для Фрейда религия - это "сладкий или горько-сладкий яд отравы".
Однако,
ограниченный рамками буржуазного
мировоззрения, Фрейд предлагает избавление
от религиозных представлений
Стремление
Фрейда вскрыть бесполезность для
человечества религиозных иллюзий,
проходящее красной нитью через
все его творчество, является наглядным
свидетельством того, что проводимые
им психоаналитические исследования,
связанные с осмыслением
Психоанализ,
по словам самого Фрейда, никогда не
замолвил ни одного слова в пользу
раскрепощения общественно
В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:
По мнению Рэймонда Курцвейла, «основная роль религии — это рационализация смерти, т. е. осознание трагедии смерти как хорошего явления»
Билет 40. Эстетическое сознание. Искусство и его роль в жизни человека
Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, кот обеспечивает гармоничное единство и внутренюю взаимосвязанность различных проявлений дух жизни чел и общества в целом. Синтетическая функция эстет формы освоения действительности проявилась уже в феномене нерасчлененности античной культуры в которой не только сами произв искусства, но и научные и религиозные и фил трактаты зачастую создавались как худож тексты.
Необходимо различать два во многом совпадающих, но не тождеств понятия - эстетическое сознание вообще и искусство как высшее, но частное проявление этого сознания. Эстет сознание имеет место в каждом акте челов активности. Чел оценивает с эсет позиций любое свое проявление, каждое противостоящее ему объект явление, все, что вовлекается в сферу его опыта. Искусство же - это профессиональная сфера деятельности, в кот эстет сознание из сопутствующего эл-та превращ в основную цель.
В истории культуры сложились
2 концепции эст сознания: первая
- онтологическая- трактует эст сознание
как отражение особых принципов
самого бытия, вторая - гносеологическая,
сложившаяся уже в
Обе эти концепции - возведеные в абсолют крайности, в кот есомнено присутствуют и зерна истины. С одной стороны, эстет качества настолько “человечны” в своей основе, что их нельзя рассм как первопринципы мира, сущ независимо от человека. Существование общества- необход условие превращ эстет ценности из возможного в действительное. С др стороны эстет качества могут проявиться не только в деятельности самого человека, ведь эстет выразительна и природа и сам человек, да и все продукты чел труда. Эстет категшории явл объективными, поскольку они отражают объективную прир самого человека, складывающуюся в его многообр взаимоотношениях с миром.
Эта двоякая природа эстет сознания, равно зависящая и от субъекта и от объекта эстет созерцания, нуждается в интерпретации. В чем зависимость эстет ощущения от объекта созерцания? В том, что эст ощущ, чувственное по своей природе, невозможно без внешег стимула - пейзажа, чел лица, произв искусства, всегда имеющее материально зафиксир форму. Выразительность вн формы т.о. есть необходимое условие эстет аслаждения. В чем же тогда зав-ть эстет ощущ от свубъекта? В том, что при оценке выразительности внешней формы объекта субъект должен приложить дух усилие для того, чтобы вскрыть идеально-смысловую значимость созерцаемого объекта. Внутренняя жизнь предмета должна как бы очеловечиться. И только в этом случае, если налицо оба условия - и вешняя форма объекта, и его очеловеченный дух смысл - может состояться эстетическое событие.
Информация о работе Философия, ее предмет. Структура и функции философии