Философия Бердяева

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 14:40, реферат

Описание работы

Бердяев Николай Александрович (1874-1948), русский религиозный философ. Участвовал в сборниках 'Вехи' (1909), 'Из глубины' (1918). В 1922 выслан из Советской России. С 1925 - во Франции, издавал религиозно-философский журнал 'Путь' (Париж, 1925-40). От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Основные сочинения (переведены на многие языки): 'Смысл творчества' (1916), 'Миросозерцание Достоевского' (1923), 'Философия свободного духа', 'Русская идея' (1948), 'Самопознание' (1949).

Работа содержит 1 файл

Философия Бердяева.docx

— 166.33 Кб (Скачать)

 

Литература:

1Проблемы идеализма. М., 1903. С. 198.

2 Бердяев Н. А. Основная  идея философии Льва Шестова  // Н. Л. Бердяев о русской  философии. Т. 2. Свердловск, 1991. С. 104. 1 Там же.

4 Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. СПб., 1905. С. 17.

5 Шестов Л. Добро в  учении гр. Толстого и Ницше.  СПб., 1907. С. 49.

6 Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. С. 41.

7 Шестов Л. Шекспир и  его критик Брандес. СПб., 1898. С. 67—68.

8 Шестов Л. Достоевский  и Ницше. СПб., 1903. С. 86—87.

9 Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. С. 124.

10 ШестовЛ. На весах  Иова. Париж, 1929. С. 167. " ШестовЛ. Апофеоз  беспочвенности. С. 300.

п ШестовЛ. На весах Иова. С. 32.

13 Там же. С. 128.

14 Шестов Л. Киркегор  и экзистенциальная философии. Париж, 1939. С. 186.

15 Бердяев Н. А. Мое  философское миросозерцание // Философские  науки. 1990. №6. С. 86.

16 Бердяев Н. А. Философия  свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 295.

17 Там же.

18 Там же. С. 36.

19 БердяевН. А. О назначении  человека. Париж, 1931. С. 34.

20 Бердяев Н. А. Мое  философское миросозерцание. С. 86.

21 Бердяев Н. А. Я и  мир объектов: Опыт философии  одиночества и общения. Париж, 1934. С. 57.

22 Там же. С. 116.

90

23 Бердяев Н. А. Человек  и машина: (Проблема социологии  и метафизика техники) // Вопросы  философии. 1989. №2. С. 156.

24 Бердяев Н. А. Ян  мир объектов. С. 169.

25 Бердяев Н. А. Дух  и реальность. Париж, 1937. С. 56.

26 Бердяев Н. А. О назначении  человека. Париж, 1931. С. 158.

27 Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии.  Париж, 1949. С. 205.

28 Бердяев Н. А. Смысл  истории. М., 1990. С. 147.

29 Бердяев Н. А. Экзистенциальная  диалектика Божественного и человеческого. Париж, 1945. С. 19.

30 БердяевН. А. О назначении  человека. С. 141.

31 Бердяев Н. А. Смысл  истории. С. 256—259.

32 Бердяев Н. А. Дух  и реальность. С. 153.

" Бердяев Н. А. О  духовной буржуазности // Философские  науки. 1991. № 5. С. 114.

34 Бердяев Н. А. Дух  и реальность. С. 106—107.

35 Там же. С. 106.

Источник: Емельянов Б.В. История  отечественной философии XX век. Учебное издание. Екатеринбург, 2004.

 

 

 

Афоризмы

 

 

Социализм есть знак того, что  христианство не осуществило своей  задачи в мире.

 

Мое мышление интуитивное  и афористическое, в нем нет  дискурсивного развития мысли. Я  ничего не могу толком развить и  доказать.

 

Государство существует не для  того, чтобы превращать земную жизнь  в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.

 

Евангелие есть учение о Христе, а не учение Христа.

 

Христос был не основателем  религии, а религией.

 

Истинный консерватизм есть борьба вечности с временем, сопротивление нетленности гниению.

 

Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому  человеку.

 

Знание - принудительно, вера - свободна.

 

Догматизм есть цельность  духа; творящий - всегда догматичен, всегда дерзновенно избирающий и творящий избранное.

 

Все творцы - догматики, образ  и подобие Единого Творца - Догматика. Творчество и есть позитивный догматизм. Отрицательный же критицизм есть иссякание творчества.

 

Ад нужен не для того, чтобы злые получили воздаяние, а для того, чтобы человек не был изнасилован добром.

 

Культура родилась из культа.

 

Новый Завет не отменяет Ветхого  Завета для ветхого еще человечества.

 

Бога отрицают или потому, что мир так плох, или потому, что мир так хорош.

 

Воинствующее безбожие есть расплата за рабьи идеи о Боге.

 

Основная мысль человека есть мысль о Боге, основная мысль  Бога есть мысль о человеке.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) - крупнейший русский философ  первой половины XX века. Он родился в Киевской губернии. Поступил на юридический факультет Киевского университета, но в 1898 году был арестован как участник социалистического движения. В молодости - марксист, но вскоре разочаровался в Марксе и заинтересовался философией Вл. Соловьева, а затем разработал свое собственное миросозерцание. В 1922 году по идеологическим причинам был выслан из Советской России за границу, вместе с другими представителями русской интеллигенции. После этого жил в Берлине, затем переехал в Париж. В 1926 году основал журнал "Путь" и был его главным редактором до 1939 года.

 

Бердяев написал огромное количество книг и статей. Библиография его произведений сама составляет целый  том объемом в 10 печатных листов. Наиболее значительные философские  произведения Бердяева следующие: "Субъективизм и идеализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском" (1900), "С точки зрения вечности" (1907), "Философия свободы" (1911), "Смысл  творчества. Опыт оправдания человека" (1916), "Философия неравенства" (1923), "Смысл истории" (1923), "Философия  свободного духа, христианская проблематика и апологетика" (1929), "Судьба человека (опыт парадоксальной этики)" (1931), "Русская  мысль: главные проблемы русской  мысли в девятнадцатом и в  начале двадцатого столетия" (1946), "Опыт эсхатологической метафизики" (1947). Его произведения переведены на многие языки мира.

 

Основная тема трудов Бердяева - духовное бытие человека. По его  мнению, духовность человека тесно  связана с божественной духовностью. Его учению противоположны концепции  теизма и пантеизма, являющиеся выражением натуралистической религиозной  философии.

 

В основе определенного мировоззрения, по мысли Бердяева, лежит соотношение  духа и природы. Дух - это название для таких понятий, как жизнь, свобода, творческая деятельность, природа - это вещь, определенность, пассивная деятельность, неподвижность. Дух не представляет собой ни объективную, ни субъективную реальность, его познание осуществляется с помощью опыта. Природа же - нечто объективное, множественное и делимое в пространстве. Поэтому к природе относится не только материя, но и психика.

 

Бог выступает как духовное начало. Божественное иррационально и сверх рационально, оно не нуждается в рациональном доказательстве своего существования. Бог находится за пределами естественного мира и выражается символически. Бог сотворил мир из ничто. Ничто - это не пустота, а некий первичный принцип, который предшествует Богу и миру и не содержит никакой дифференциации, первичный хаос (Ungrund). Это понятие Бердяев заимствовал у Якоба Беме, отождествляя его с божественным ничто. Порождение мира у Бердяева тесно связано с его решением проблемы свободы.

 

Для Бердяева существует три  вида свободы: первичная иррациональная свобода (произвольность), рациональная свобода (исполнение морального долга), свобода, пронизанная любовью к  Богу. Иррациональная свобода содержится в "ничто", из которого Бог создал мир. Бог-творец возникает из божественного ничто, а уже потом Бог-творец создает мир. Поэтому свобода не создается Богом, так как она коренится уже в божественном ничто. Бог-творец не ответственен за ту свободу, которая порождает зло. "Бог-создатель, - пишет Бердяев, - является всемогущим над бытием, над сотворенным миром, но у него нет власти над небытием, над несотворенной свободой". Во власти свободы создавать и добро и зло. Поэтому, по мнению Бердяева, действия человека абсолютно свободны, так как неподвластны Богу, который не может даже их предвидеть. Бог не оказывает никакого влияния на волю человеческих существ, поэтому не обладает всемогуществом и всеведением, а лишь помогает человеку в том, чтобы его воля становилась добром. Если бы дело обстояло не таким образом, то Бог был бы ответственным за зло, совершаемое на земле и тогда бы теодицея не была бы возможна.

 

Религиозная философия Бердяева тесно связана с его социальными  концепциями, а связующим звеном выступает личность и ее проблемы. Поэтому в своих произведениях  Бердяев много внимания уделяет  рассмотрению места личности в обществе и теоретическому анализу всего  того, что связано с личностью. Для Бердяева личность не является частью общества, наоборот, общество - часть личности. Личность - это такой  творческий акт, в котором целое  предшествует частям. Основа человеческой личности - бессознательное, восходящее через сознательное к сверхсознательному.

 

В человеке постоянно существует божеское, а в Божестве - человеческое. Творческая деятельность человека - это дополнение к божественной жизни. Человек представляет собой "двойственное существо, живущее как в мире феноменов, так и в мире ноуменов" [Опыт эсхатологической метафизики. С. 79]. Поэтому и возможно проникновение ноуменов в феномены, "мира невидимого - в мир видимый, мир свободы - в мир необходимости" [С. 67]. Это означает победу духа над природой; освобождение человека от природы - это победа его над рабством и смертью. Человек - прежде всего духовная субстанция, которая не является объектом. Человек имеет большую ценность, чем общество, государство, нация. И если общество и государство ущемляют свободу личности, то его право оградить свою свободу от этих посягательств.

 

Бердяев рассматривает существующую в обществе этику как узаконенные  нравственные правила, которым подчиняется  повседневная жизнь человека. Но эта  узаконенная этика, "этика закона", этика узаконенного христианства наполнена  условностями и лицемерием. В этике  он видит садистские наклонности  и нечистые подсознательные мотивы своих требований. Поэтому не отменяя и не отбрасывая эту повседневную этику, Бердяев предлагает более высокую стадию нравственной жизни, которая основывается на искуплении и любви к Богу. Эта этика связана с появлением Богочеловека в мире и проявлением любви к грешникам. В мире существует иррациональная свобода, которая коренится в Ungrund, а не в Боге. Бог вступает в мир, в его трагедию и хочет помочь людям своей любовью, стремится добиться единства любви и свободы, что должно преобразовать и обожествить мир. "Бог сам стремится к тому, чтобы страдать с миром" [Т. l.C. 251].

 

По Бердяеву, исторический процесс развития общества - это  борьба добра и иррациональной свободы, это - "драма любви и свободы, развертывающаяся между Богом и  Его другим Я, которое он любит  и для которого Он жаждет взаимной любви" [Смысл истории. С. 52]. "Три силы действуют во всемирной истории: Бог, судьба и человеческая свобода. Вот почему история является столь сложной. Судьба превращает человеческую личность в арену иррациональных сил истории... Христианство признает, что судьба может быть преодолена только через Христа" [Опыт эсхатологической метафизики]. Победа иррациональной свободы приводит к распаду действительности и возвращению к первоначальному хаосу.

 

Выражение победы иррациональной свободы - революции, которые представляют собой крайнюю степень проявления хаоса. Революции не создают ничего нового, они лишь разрушают уже  созданное. Только после совершения революции, в период реакции происходит процесс творческого преобразования жизни, но любые проекты, основанные на принуждении, терпят провал. В современную  эпоху, стремящуюся к освобождению творческих сил человека, природа  рассматривается как мертвый  механизм, который следует подчинить  себе. Для этого используются все  достижения науки и техники.

 

Машинное производство поставлено на службу человеку с целью борьбы с природой, но эта машинная техника  разрушает также и самого человека, потому что он утрачивает свой индивидуальный образ. Человек, руководствуясь нерелигиозным  гуманизмом, начинает терять свою человечность. Если человек отвергает более  высокий нравственный идеал и  не стремится к осуществлению  в себе образа Бога, то становится рабом  всего низменного, превращается в  раба новых форм жизни, основанных на принудительном служении личности обществу для удовлетворения своих материальных нужд, что достигается при социализме.

 

В принципе Бердяев не против социализма, но он за такой социализм, при котором "будут признаны высшие ценности человеческой личности и ее право на достижение полноты жизни" [Бердяев Н. А. "Проблемы человека"]. Но это всего лишь социалистический идеал, отличающийся от реальных проектов построения социализма, которые при  их осуществлении порождают новые  противоречия в общественной жизни. Тот реальный социализм, который  стремятся претворить в жизнь, по мнению Бердяева, никогда не приведет к установлению прокламируемого  им равенства, наоборот, породит новую  вражду между людьми и новые формы  угнетения. При социализме, даже если он устранит голод и нищету, никогда  не будет решена духовная проблема. Человек все равно будет "лицом  к лицу, как и раньше, с тайной смерти, вечности, любви, познания и  творчества. Действительно, можно сказать, что более рационально устроенная общественная жизнь, трагический элемент  жизни - трагический конфликт между  личностью и смертью, временем и  вечностью - будет возрастать по своей  напряженности" [Бердяев Н. А. "Дух  и реальность"].

 

Много внимания в своих  произведениях Бердяев уделял России. Он писал что "самим Богом предназначено, чтобы Россия стала великим целостным  единством Востока и Запада, но по своему действительному эмпирическому  положению она представляет собой  неудачную смесь Востока и  Запада". Для Бердяева беды России коренятся в неправильном соотношении  в ней мужского и женского начал. Если у западных народов мужское  начало возобладало в основных силах  народа, чему способствовал католицизм, который воспитал дисциплину духа, то "русская душа оставалась неосвобожденной, она не осознавала каких-либо пределов и простиралась беспредельно. Она  требует всего или ничего, ее настроение бывает либо апокалипсическим, либо нигилистическим, и она поэтому неспособна воздвигать половинчатое "царство культуры". В книге "Русская мысль" Бердяев описывает эти черты национальной русской мысли, которые направлены на "эсхатологическую проблему конца", на апокалипсическое чувство надвигающейся катастрофы.

Информация о работе Философия Бердяева