Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 14:40, реферат
Бердяев Николай Александрович (1874-1948), русский религиозный философ. Участвовал в сборниках 'Вехи' (1909), 'Из глубины' (1918). В 1922 выслан из Советской России. С 1925 - во Франции, издавал религиозно-философский журнал 'Путь' (Париж, 1925-40). От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Основные сочинения (переведены на многие языки): 'Смысл творчества' (1916), 'Миросозерцание Достоевского' (1923), 'Философия свободного духа', 'Русская идея' (1948), 'Самопознание' (1949).
углубил свой персонализм, идею центрального и верховного значения
личности”. Человеческая личность как тайна мира, как “микрокосм” всегда
была в фокусе его философского внимания.
Для характеристики человека как индивидуального феномена Бердяев
использует два термина - индивидуум и личность. Индивидуум есть
натуралистическая, прежде всего биологическая категория; есть часть рода и
подчинен роду. Индивидуум есть также социологическая категория, и в этом
качестве он подчинен обществу, есть часть общества. Индивидуум отстаивает
свою относительную
часть («один из»), он не может противопоставлять себя целому, как целое в
себе.
Личность - категория духа, а не природы, и не подчинена ни природе,
ни обществу; не может быть мыслимо как часть в отношении к целому. Личность
есть целое, это основное определение личности. Личность противоположна миру
объектов, она есть активный субъект, экзистенциальный центр. Она имеет
аксиологический, оценочный характер. Стать личностью, есть задача человека.
Личность не рождается от родителей, как индивидуум, она творится Богом и
самотворится, и она есть Божья идея о всяком человеке. Личность есть
неизменность в изменении. Личность есть единство судьбы. Вместе с тем
личность есть единство во множестве. Личность предполагает существование
сверхличного, того, что ее превосходит и к чему она подымается в своей
реализации. Личность обладает способностью вмещать в себя универсальное
содержание. Личность может быть понята лишь как акт, творческий акт всегда
связан с глубиной личности, личность есть творчество. Личность есть
сопротивление, сопротивление детерминации обществом и природой, героическая
борьба за самоопределение изнутри. Личность имеет волевое ядро, в котором
всякое движение определяется изнутри, а не извне. Быть личностью не
легкость, а трудность, бремя, которое человек должен нести. Ни один человек
не может себя считать законченной личностью. Личность не самодостаточна,
она всегда предполагает существование других личностей, выход из себя в
другого. Отношение личности к другим личностям есть качественное содержание
человеческой жизни. Личность предполагает жертву, но нельзя пожертвовать
личностью, можно пожертвовать своей жизнью. Но никто не имеет права
отказаться от своей личности, всякий должен в жертве и через жертву
оставаться личностью. Личность предполагает призвание, единственное и
неповторимое призвание каждого. Личность выковывается в своем творческом
самоопределении. Реализация личности предполагает аскезу как средство,
упражнение, концентрацию внутренней силы, необходимую для осуществления
творчества человека. Бердяев указывает на то, что в личности есть
бессознательная основа - стихийная, связанная с космосом и землей,
являющаяся материалом, из которого создаются величайшие добродетели
личности; есть сознание и есть выход к сверхсознательному, с последним
связаны все высшие достоинства человека, с ним связаны святость и
гениальность, созерцательность и творчество. Путь реализации человеческой
личности лежит от бессознательного через сознание к сверхсознательному. [8,
6].
Огромное
значение имеет вопрос об
телу. Можно говорить о тройственном составе человека. Душа и тело человека
принадлежат к природе; они являются реальностями природного мира. Но дух не
есть природа. Духовный элемент в человеке означает, что человек не только
природное существо, в нем есть сверхприродный элемент. Человек соединятся с
Богом через духовный элемент через духовную жизнь. Дух есть энергия, как бы
входящая в человека из более высокого плана, а не естество человека.
Человек представляет собой целостный организм, в который входит душа и
тело. Личность есть целостное духовно-душевно-телесное существо, в котором
душа и тело подчинены духу, одухотворены и этим соединены с высшим,
сверхличным и сверхчеловечным бытием. Такова внутренняя иерархичность
человеческого существа; нарушение ее есть нарушение целостности личности,
ее разрушение. Дух есть не природа в человеке, отличная от природы душевной
и телесной, а имманентно действующая в нем благодатная мощь, высшая
качественность человека. Подлинно активным и творческим в человеке является
дух. [8, 6].
Человек не может определить себя только перед жизнью, он должен
определить себя и перед смертью, должен жить, зная, что умрет. «Смерть есть
самый важный факт человеческой жизни, и человек не может достойно жить, не
определив свое отношение к смерти». Без решения вопроса о смерти, без
победы над смертью (а не забвение смерти) личность не может себя
реализовать. Отношение к смерти двойственно. С одной стороны, смерть есть
величайшая и предельное зло, источник всех зол, результат грехопадения, ибо
всякое существо сотворено для вечной жизни. Положительный смысл смерти в
том, что полнота жизни не может быть реализована во времени, не только в
конечном времени, но и во времени бесконечном. Полнота жизни может быть
реализована только лишь в вечности, за пределами времени; во времени жизнь
остается бессмысленной, если она не получила смысла от вечности. Но выход
из времени в вечность есть скачок через бездну. В мире падшем этот скачок
через бездну называется смертью. Реализация полноты жизни личности
предполагает существование смерти. Смерть есть не только разложение и
уничтожение человека, но и облагораживание его, вырывание его из власти
обыденности. Человек не есть бессмертное существо вследствие своего
естественного состояния. Бессмертие достигается в силу духовного начала в
человеке и его связи с Богом. Бессмертна именно личность, а не душа, как
естественная субстанция. В известном смысле можно сказать, что бессмертие
есть завоевание духовного творчества, победа духовной личности, овладевшей
душой и телом, над природным индивидуумом. Бессмертие богочеловечно; его
нельзя объективировать и натурализовать, оно экзистенциально. Философия
смерти у Бердяева - это философия личностного определения в мире
необратимых действий. [15]. По условиям персонологии Бердяева, «Я» не
объективируемо в смертном мире, но, чтобы состоялся диалог с «другим», «Я»
высылает навстречу многим «Я» «других» свои артистические «ино - Я»,
обладающие всей полнотой личностного приоритета. В зоне маргинального
контакта полномочные вестники «Я» общаются с вестниками «других» на
границах личностей. Целокупная и бессмертная монада «Я» изъята из тления и
сохранена для богочеловеческого диалога и выхода, по смерти тела, в
метаисторию. Эсхатологическая гносеология Бердяева не отрицает учения о
бессмертии души и вечной жизни духовного Собора посмертного человечества.
«Если мы отказываемся признавать рабское, террористическое учение вечного
проклятия, то мы должны допустить предсуществование душ в другой сфере
проекции еще до их рождения на земле и их прохождения через другие проекции
после смерти. Теория перевоплощения в одной проекции несостоятельна и
несовместима с целостностью личности и неизменностью самой идеи о человеке.
Однако может быть принята идея о перевоплощении во многих проекциях,
согласно которой человеческая судьба зависит от его существования в
проекциях, отличных от проекции объективного мира явлений. Лейбниц
справедливо говорил о метаморфозах, а не мететпсихозе. Окончательное
освобождение от извращения мира объектов будет достигнута только в
утешительной вечности и явится откровением духа». [2].
Реализация личности для вечной жизни имеет еще связь с проблемой пола
и любви. «Пол есть половинчатость, раздробленность, неполнота человеческого
существа, тоска по восполнении. Целостная личность бисексуальна,
андрогинна. Метафизический смысл любви - в достижении целостности личности
для вечной жизни. В этом есть духовная победа над безличным и смертоносным
родовым процессом». [8, 6].
Личность
не может реализовать полноту
своей жизни при замкнутости
себе. Человек не только социальное существо и не может целиком принадлежать
обществу, но он и социальное существо. Но общество, нация, государство не
являются личностями, человек как личность имеет большую ценность, чем они.
Поэтому-то право человеческой личности и ее долг отстаивать свое
своеобразие, независимость, духовную свободу, осуществлять свое призвание в
обществе. Бердяев различает общение и общество. Общение всегда
персоналистично, всегда есть встреча личности с личностью, “Я” с “Ты” в
“Мы”. Общество абстрактно, оно есть объективация, в нем исчезает личность;
в обществе мы часто обнаруживаем темную демоническую силу, стремящуюся
подчинить личность человека и превратить его просто в орудие для своих
собственных целей. Общение же конкретно и экзистенциально, оно вне
объективации. Общество, в основу которого будет положен персонализм,
признание верховной ценности всякой личности и экзистенциальное отношение
личности к личности, превратится в общину, в истинный коммунизм. Общение,
соборность есть общество духовное, которое скрыто за внешним
объектированным обществом. В общении “Я” с “Ты” в “Мы” неприметно приходит
царство Божие. Довольно неопределенно рисует Бердяев картину земной
проекции соборности. Таковым становится общество персоналистического
социализма, в котором исключена эксплуатация и отсутствует государственное
регулирование общественной и в том числе экономической жизни. Это должно
быть «трудовое общество с профессиональными представительствами, общество
цеховое, корпоративное и синдикалистское», руководствующееся принципом
максимума свободы личности.[11].
Личное начало
неразрывно связано с
вселенной; оно предполагает различия, возвышения, качественные несходства.
Личность погибает, когда ее держат в принудительном равенстве со всеми
другими личностями, когда всякое нарастание ее силы, ее значительности, ее
качественного своеобразия
задерживается и умеряется
Это обида для лучших, потворство худшим. Разрушение всякого иерархизма в
государстве, в обществе, культуре, в жизни религиозной есть возвращение к
первоначальному хаотическому состоянию, оно разрушает человека, который
есть высший иерархический чин во вселенной, и отдает человека во власть
низших стихий, которые претендуют на равенство с человеком.[5]. «Личность
поэтому только и существует, что в ней есть сверхличное, ценное содержание,
что она принадлежит к иерархическому миру, в котором существуют
качественные различия и расстояния. Природа личности не выносит смешения и
бескачественного уравнения». [1].
Свобода
- главная тема жизни Бердяева
и главное слово его
«Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я
положил в основание философии не бытие, а свободу... В такой радикальной
форме этого, кажется, не делал ни один философ. В свободе скрыта тайна
мира. Бог захотел свободы и отсюда произошла трагедия мира. Свобода в
начале и свобода в конце. У меня есть основное убеждение, что Бог
присутствует лишь в свободе и действует лишь через свободу. Лишь свобода
должна быть сокрализована». [6]. Философ убежден в самоочевидности свободы
человека. Свобода Бердяева - это свобода духа человека, его сознания и
самосознания. Он считает невозможным объяснить ее причинно; в ней можно
лишь «изначально пребывать». «Существует две свободы: первая и последняя;
свобода избрания добра и зла и свобода в добре; или свобода иррациональная
и свобода в разуме; свобода в избрании истины и свобода в истине». Между
этими двумя свободами лежит путь человека, полный мук и страдания, путь
раздвоения. [4]. Бердяев говорит о свободе «первоначальной, безосновной, ни
в чем не выразимой бездне, абсолютной, иррациональной, не соизмеримой ни с
какими нашими категориями». Он утверждает ее как первоначальный исток, в
котором совершается Богорождение и из которого Бог создает мир и человека.
Первая свобода - нечто существующее до бытия и потому не может
характеризоваться рациональным понятием. Ее можно принять как факт