Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 14:40, реферат
Бердяев Николай Александрович (1874-1948), русский религиозный философ. Участвовал в сборниках 'Вехи' (1909), 'Из глубины' (1918). В 1922 выслан из Советской России. С 1925 - во Франции, издавал религиозно-философский журнал 'Путь' (Париж, 1925-40). От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Основные сочинения (переведены на многие языки): 'Смысл творчества' (1916), 'Миросозерцание Достоевского' (1923), 'Философия свободного духа', 'Русская идея' (1948), 'Самопознание' (1949).
Бердяев Николай Александрович
Бердяев Николай Александрович (1874-1948), русский религиозный философ. Участвовал в сборниках 'Вехи' (1909), 'Из глубины' (1918). В 1922 выслан из Советской России. С 1925 - во Франции, издавал религиозно-философский журнал 'Путь' (Париж, 1925-40). От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Основные сочинения (переведены на многие языки): 'Смысл творчества' (1916), 'Миросозерцание Достоевского' (1923), 'Философия свободного духа', 'Русская идея' (1948), 'Самопознание' (1949).
Ранний период
Бердяев принадлежал к знатному военно-дворянскому роду. Учился в Киевском кадетском корпусе (1884-94) и Киевском университете (1894-98) на естественном, затем на юридическом факультетах. С 1894 примкнул к марксистским кружкам, в 1898 за участие в них исключен из университета, арестован и выслан на 3 года в Вологду. В 1901-02 Бердяев проделал эволюцию, характерную для идейной жизни России тех лет и получившую название 'движение от марксизма к идеализму'. Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев становится одной из ведущих фигур этого движения, которое заявило о себе сборником 'Проблемы идеализма' (1902) и положило начало религиозно-философскому возрождению в России. С 1904 Бердяев живет в Петербурге, руководит журналом 'Новый путь' и 'Вопросы жизни'. Он сближается с кругом Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, В. В. Розанова и др., где возникло течение, названное 'новым религиозным состоянием'. Статьи этих лет собраны Бердяевым в книгах 'Sub specie aeternitatis: Опыты философские, социальные и литературные 1900-1906' (1907) и 'Новое религиозное сознание и общественность' (1907); в них выразились, по его самооценке, 'тенденции религиозного Анархизма'. С 1908 жил в Москве, входил в круг деятелей книгоиздательства 'Путь' и Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева; участвовал в сборнике 'Вехи' (1909). Оригинальная философия Бердяева начинает складываться в 1911-12, когда после пребывания в Италии и размышлений о Ренессансе исконная у Бердяева тема свободы дополняется темой творчества и его неизбежной трагедии ('Смысл творчества', 1916).
Годы революции
Революционные годы - время интенсивной творческой и общественной деятельности Бердяева. Царский режим России он считал разложившимся и революцию оправданной; однако реальность победившей революции оттолкнула его, и в начале 1919 он написал книгу 'Философия неравенства' (издана 1923), в которой отвергал демократию и социализм как 'принудительную добродетель и принудительное братство'. Позднее он вернулся к признанию социалистической идеи, но всегда был противником большевистского тоталитаризма и видел свой долг в духовном противостоянии ему. Он проводит у себя дома еженедельные литературно-философские собрания, организует Вольную академию духовной культуры (конец 1918), читает публичные лекции и становится признанным лидером небольшевистской общественности. Участник сборника 'Из глубины' (1918). Дважды его арестовывают и осенью 1922 высылают в Германию в составе большой группы деятелей русской науки и культуры. В Берлине Бердяев организует Религиозно-философскую академию, участвует в создании Русского научного института, содействует становлению Русского студенческого христианского движения (РСХД).
В эмиграции во Франции
В 1924 он переезжает во Францию,
где, поселившись в Кламаре под
Парижем, становится редактором основанного
им журнала 'Путь' (1925-40), важнейшего философского
органа российской эмиграции. С небольшой
книги о смысле современной эпохи
'Новое средневековье' (1924) начинается
широкая европейская
Философия
Впервые выразив основные идеи в книге 'Смысл творчества', Бердяев затем варьирует и развивает их. Это идея свободы, идея творчества и объективации, идея личности и, наконец, идея 'метаисторического', эсхатологического смысла истории. В созданной Бердяевым дуалистической картине реальности друг другу противостоят, с одной стороны, дух (Бог), свобода, ноумен, субъект (личность, 'я'), с другой - эмпирический мир, необходимость, феномен, объект. Оба мира не существуют оторванно друг от друга (что, по Бердяеву, соответствует платонизму), а взаимодействуют между собой: дух и свобода прорываются из ноуменального в феноменальный мир и действуют в нем.
Творчество и объективация
Плоды действия духа в мире всегда принимают форму объектов, мертвых продуктов, которые отделены от субъекта и подчинены всем ограничениям эмпирии - законам пространства-времени, причинно-следственной связи, формальной логики. Это ниспадение свободы в необходимость, называемое Бердяевым объективацией, - бытийный корень страдания, рабства, зла. Но объективации противостоит в мире другое начало - творчество. Творя, субъект вбирает этот мир в себя, включает его в свою внутреннюю жизнь, открытую для свободы и духа, и тем преображает его, освобождает от объективации. Творческий акт - прорыв духа в мир объектов. Плоды его вновь окажутся в сфере объективации, но сам он как таковой этой сфере не принадлежит, он свободен. Творчество - путь к преодолению объективации, а это преодоление составляет смысл и назначение мировой истории. Но в рамках эмпирии, пространственно-временного бытия преодоление невозможно; само время с его несовместимостью прошлого, настоящего и будущего есть следствие объективации. Свободный от объективации мир лежит вне истории как иной 'эон', мир свободного духа, отождествляемый у Бердяева с евангельским Царством Божиим. Этот метаисторический эон существует извечно в некоем 'эсхатологическом' плане бытия, который может соприкоснуться со здешним миром в любое время и в любом месте. Творческий акт и есть такое касание, при котором в мире, в истории как вспышка, является их конец и смысл. История с точки зрения ее смысла не непрерывна, а дискретна, она есть 'прерывный, прорывный творческий процесс'. Подобная картина истории исключает все эволюционные и телеологические модели, теорию прогресса, а также и доктрину Божественного Провидения, которую Бердяев прямо называет 'ложным учением': Бог открывает Себя миру, но не управляет им.
Идея личности
Философия Бердяева - это философия личности, персонализм. Личность - это не эмпирическая индивидуальность, а человек взятый как творческое и свободное существо, неподвластное объективации. Выход к другим людям и единение с ними присущи, по Бердяеву, личности как неустранимая часть ее внутреннего мира: 'общество- часть личности' ('О рабстве и свободе человека'). Реализацию этой свободной внутренней cоциальности Бердяев называет 'соборностью' и противопоставляет ее принудительной социализации, которую несут личности все безлично-универсальные структуры коллективного, социальные институты - классы, партии, нации, церкви. Отсюда социальная и правовая позиция Бердяева: 'Нужно утверждать относительные формы, дающие максимум возможной свободы и достоинства личности, и примат права над государством' ('Опыт эсхатологической метафизики'). Будучи верующим, Бердяев в то же время критически относился ко всем овеществленным формам религиозного - догматам, церковной организации, историческому христианству как пораженным объективацией: творческое ее преодоление должно выявить духовную суть 'эсхатологического христианства' как непреходящего откровения о Боге и человеке.
ердяев, Николай Александрович (1874-1948) - русский философ-идеалист. В первой половине 90-х годов примыкал к марксистам, затем перешел, по его собственным словам, "от марксистской лже-соборности, от декадентско-романтического индивидуализма к соборности мистического неохристианства". Бердяев был одним из участников "Проблем идеализма" и сборника "Вехи". В 1922 г. выслан из России. Издавал в Париже журнал "Путь", именовавший себя "органом русской религиозной мысли".
+ + +
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (6/18.03.1874-24.03.1948), философ, писатель. В 1890-е марксист. Позднее отошел от марксизма и вместе с С. Н. Булгаковым редактировал философский журнал “Вопросы жизни”. Его философия обычно именуется как христианский экзистенциализм или персонализм. Бердяев имел репутацию философа свободы, которую он считал предварительным условием всякого существования. Основные труды: “Философия неравенства”, “О рабстве и свободе человека”.
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (6[18].03.1874—24.03.1948), философ и публицист. Учился в Киевском университете (на физико-математическом и юридическом факультетах), откуда в 1898 исключен за участие в студенческих беспорядках. Примыкал к легальному марксизму, но впоследствии отошел от него.
В годы революции (1918—1922) Бердяев
вместе с др. философами и писателями
создает Вольную религиозно-
Бердяев впитал в себя самые
различные влияния. В. С. Соловьев и
Несмелов, Розанов и Мережковский
из русских мыслителей ярче всего
сказались в творчестве Бердяева,
но не менее сильно было и влияние
Ф. М. Достоевского, что отмечает и
сам Бердяев. Из иностранных писателей
больше всего повлияли на Бердяева
Шопенгауэр, Ницше и Беме, но он глубоко
впитал в себя и основные идеи трансцендентализма.
Широта и разносторонность философских
интересов, постоянное и пристальное
внимание к чужим идеям, к чужим
построениям — все это
Если внимательно проследить эволюцию моральных воззрений Бердяева, то становится ясно, что он не сразу осознал характерные для него моральные идеи. В начале своего творчества Бердяев еще не до конца осознал внутреннюю «независимость» этического сознания: он хотел, чтобы «идеал получил научную санкцию», он думал, что свобода в человеке открывается тогда, когда «необходимость благосклонна к нашему идеалу», принимает еще учение марксизма о том, что «свобода есть осознанная необходимость». Но критический идеализм его постепенно освобождает от исканий «научной санкции идеала» — и чуть позднее Бердяев учит об «абсолютности и вечности нравственного закона», о том, что он дан «для мира сего», но что «он не от мира сего». Свобода в человеке совсем и никак не связана с необходимостью («нравственный закон принадлежит царству свободы, а не царству необходимости». «Давно уже пора, — пишет он, — уничтожить этическую фикцию “ты”… отношение человека к человеку этически производно и зависит от отношения к самому себе». Моральное сознание осложняется у Бердяева при этом его религиозными и мистическими идеями: у него уже выступает идея «нового эона», он ищет «нового религиозного сознания». Т. к. по мысли Бердяева (которая отныне уже навсегда входит в предпосылки его морального сознания), «человек нового религиозного сознания не может отречься ни от язычества, ни от христианства», то у него начинается отрыв от христианской культуры, а позже и борьба с ней, и отвращение к ней (во имя «нового» религиозного сознания»).
Новый этап в эволюции морального
сознания Бердяева проглядывается в
книге «Смысл творчества». Книга
эта начинает период дуализма (с
которым так и остался до конца
дней Бердяев, хотя самые формулировки
дуализма несколько раз у него
менялись): «мир есть зло, — пишет
он, — из него нужно уйти. Свобода
от мира — пафос моей книги». Уже
из этих слов ясно основоположное значение
моральной сферы во всем творчестве
Бердяева (поскольку дуализм, вытекающий
из моральной основы, остался, как
еще увидим, решающей предпосылкой
всех его высказываний). С др. стороны,
уже вся эта книга есть такой
апофеоз человека, такое возвышение
его, что ни к кому в русской
философии не относится знакомый
уже нам упрек Леонтьева в
антрополатрии (т. е. в возведении человека
в предмет поклонения), как именно
к Бердяеву. «Бесконечный дух человека,
— читаем здесь, — претендует на
абсолютный, сверхприродный антропоцентризм,
он сознает себя абсолютным центром
не данной замкнутой планетной системы,
а всего бытия, всех миров». При
такой позиции (которая определяется
вовсе не онтологией человека, а
именно его моральным