Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:14, доклад
Прямодушие и искренность именно те черты, которые я в вас более всего люблю и
ценю. Судите же сами, как меня должно было поразить ваше письмо[2]. Эти самые
любезные свойства ваши и очаровали меня при нашем знакомстве, они-то и побудили
меня заговорить с вами о религии. Все вокруг вас призывало меня к молчанию.
Повторяю, посудите каково же было мое удив
мы помним не более того, что желаем вспомнить; иначе весь ряд событий,
сменявшихся на протяжении моей жизни, оставался бы постоянно в моей памяти,
теснился бы без перерыва у меня в голове; а между тем, наоборот, даже в то время,
когда я даю полную свободу своим мыслям я воспринимаю лишь реминисценции,
соответствующие данному состоянию моей души, волнующему меня чувству, занимающей
меня мысли. Мы строим образы прошлого точно так же, как и образы будущего. Что
же мешает мне отбросить призрак прошлого, неподвижно стоящий позади меня,
подобно тому, как я могу по желанию уничтожить колеблющееся видение будущего,
парящее впереди, и выйти из того промежуточного момента, называемого настоящим,
момента столь краткого, что его уже нет в то самое мгновение, когда я произношу
выражающее его слово? Все времена мы создаем себе сами, в этом нет сомнения; Бог
времени не создал; он дозволил его создать человеку. Но в таком случае, куда
делось бы время, эта пагубная мысль, обступающая и гнетущая меня отовсюду? Не
исчезнет ли оно совершенно из моего сознания, не рассеется ли без остатка мнимая
его реальность, столь жестко меня подавляющая? Моему существованию нет более
предела; нет преград видению безграничного; мой взор погружается в вечность;
земной горизонт исчез; небесный свод не упирается в землю на краях безграничной
равнины, стелющейся перед моими глазами; я вижу себя в беспредельном пребывании,
не разделенном на дни, на часы, на мимолетные мгновения, но в пребывании вечно
едином, без движения и без перемен, где все отдельные существа исчезли друг в
друге, словом, где все пребывает вечно. Всякий раз, как дух наш успевает
сбросить с себя оковы, которые он сам же себе и выковал, ему доступен этот род
времени, точно так, как и тот, в котором он ныне пребывает. Зачем устремляется
он постоянно за пределы непосредственной смены вещей, измеряемой монотонными
колебаниями маятника? Зачем кидается он беспрестанно в иной мир, где не слышен
роковой бой часов? Дело и том, что беспредельность есть естественная оболочка
мысли; в ней-то и есть единственное, истинное время, а другое - мы создаем себе
сами, а для чего - не знаю.
Обратимся к пространству: но ведь всем известно, что мысль не пребывает в нем;
она логически приемлет условия осязаемого мира, но сама она в нем не обитает.
Какую бы, следовательно, реальность ни придавали пространству, это факт вне
мысли, и у него нет ничего общего с сущностью духа; эта форма, пускай неизбежная,
но все же лишь одна форма, в которой нам представляется внешний мир.
Следовательно, пространство еще менее, чем время, может закрыть путь в то новое
бытие, о котором здесь идет речь.
Так вот та высшая жизнь, к которой должен стремиться человек, жизнь совершенства,
достоверности, ясности, беспредельного знания, но прежде всего - жизнь
совершенной подчиненности; жизнь, которой он некогда обладал, но которая ему
также обещана и в будущем. А знаете ли вы, что это за жизнь? Это Небо: и другого
неба помимо этого нет. Вступить в него нам позволено отныне же сомнений тут быть
не должно. Ведь это не что иное, как полное обновление нашей природы в данных
условиях, последняя грань усилий разумного существа, конечное предназначение
духа в мире. Я не знаю, призван ли каждый из нас вступить на это поприще,
достигнет ли он его славной конечной цели, но то, что предельной точкой нашего
прогресса только и может быть полное
слияние нашей природы с
это я знаю, ибо только таким
образом может наш дух
совершенству, а это и есть подлинное выражение высшего разума[5].
[Но пока мы еще не достигли предела нашего паломничества, до того как совершится
это великое слияние нашего существа с существом всемирным, не можем мы по
крайней мере раствориться в мире духовном? Разве не в нашей власти в любой
степени отождествлять себя с подобными нам существами? Мы ведь способны
усваивать себе их нужды, их выгоды, приспосабливаться к их чувствам так, чтобы,
в конце концов, жить только для них и чувствовать только через них. Это без
сомнения верно. Как бы вы ни называли эту нашу удивительную способность
сливаться с тем, что происходит вокруг нас, - симпатией, любовью, состраданием -
она во всяком случае присуща нашей природе. Мы при желании можем до такой
степени сродниться с нравственным миром, что все совершающееся в нем и нам
известное мы будем переживать как происходящее с нами; более того, если даже
мировые события нас и не очень заботят, довольно одной уже общей, но глубокой
мысли о делах других людей: одного только внутреннего сознания нашей
действительной связи с
в такт с судьбою всего человеческого рода, а все наши мысли и все наши поступки
сливать с мыслями и поступками всех людей в одно созвучное целое. Воспитывая это
замечательное свойство нашей природы, все более и более развивая его в душе, мы
достигаем таких высот, с которых целиком раскроется перед нами остальная часть
всего предстоящего нам пути; и благо тем из смертных, кто, раз поднявшись на эту
высоту, сумеет на ней удержаться, а не низринется вновь туда, вниз, откуда
началось его восхождение! Все существование наше до тех пор было непрерывным
колебанием между жизнью и смертью, длительной агонией; тут началась настоящая
жизнь, с этого часа от нас, одних зависит идти по пути правды и добра, ибо с
этой поры закон духовного мира перестал быть для нас непроницаемой тайной][46].
Но так ли протекает жизнь кругом нас? Совсем наоборот. Закон духовной природы
обнаруживается в жизни поздно и неясно, но, как вы видите, его вовсе не
приходится измышлять, как и закон физический. Все, что нам доступно, это - иметь
душу, раскрытую для этого познания, когда оно предстанет перед нашим умственным
взором. В обычном ходе жизни, в повседневных заботах нашего ума, в привычной
дремоте души нравственный закон проявляется гораздо менее явственно, чем закон
физический. Правда, он над нами безраздельно господствует, определяет каждое
наше действие, каждое движение нашего разума, но вместе с тем, сохраняя в нас
посредством какого-то дивного сочетания, через непрерывно длящееся чудо[47],
сознание нашей собственной деятельности, он налагает на нас грозную
ответственность за все, что мы делаем, за каждое биение нашего сердца, даже за
каждую мимолетную мысль, едва затронувшую наш ум; и несмотря на это, он
ускользает от нашего разумения в глубочайшем мраке. Что же происходит? Не зная
истинного, двигателя, бессознательным орудием которого он служит, человек
создает себе свой собственный закон, и этот-то закон, который он по своему
почину себе предписывает, и есть то, что он называет нравственный закон, иначе -
мудрость, высшее благо, или просто закон, или еще иначе[6]. И этому-то хрупкому
произведению собственных рук, произведению, которое он может по произволу
разрушить и действительно ежедневно и ежеминутно разрушает, человек приписывает
в своем ослеплении все положительное, абсолютное, все непреложное, присущее
настоящему закону его бытия, а между тем, при помощи одного только своего разума,
он, очевидно, мог бы постигнуть относительно этого сокровенного начала одну лишь
его неизбежную необходимость - ничего более.
Впрочем, хотя нравственный закон пребывает вне нас и независимо от нашего знания
его, совершенно так, как и закон физический, есть все же существенное различие
между этими двумя законами. Бесчисленное множество людей жило и теперь еще живет
без малейшего понятия о
человеческий разум открывал их самостоятельно и постепенно. Но каким бы отсталым
ни было разумное существо, как бы ни были ограничены его способности, оно всегда
имеет некоторое понятие о начале, побуждающем его действовать. Чтобы размышлять,
чтобы судить о вещах, необходимо иметь понятие о добре и зле[48]. Отнимите у
человека это понятие, и он не будет ни размышлять, ни судить, он не будет
существом разумным. Этого понятия Бог не мог лишить нас ни на мгновение; он нас
и создал с ним. И эта-то несовершенная идея, непостижимым образом вложенная в
нашу душу, составляет всю сущность разумного человека. Вы только что видели, что
можно было бы извлечь из этой идеи, если бы удалось восстановить ее в ее
первоначальной чистоте, как она была нам сообщена изначально; следует, однако,
рассмотреть и то, чего можно достичь, если отыскивать начало всех наших познаний
единственно в собственной нашей природе.
Сокольники, 1 июня[49].
ПИСЬМО ЧЕТВЕРТОЕ
Воля есть не что иное, как род
мышления. Представлять ли себе
волю конечною или бесконечною, все
равно приходится признать некую
причину, которая заставляет ее действовать:
поэтому ее должно рассматривать
не как начало свободное,
а как начало обусловленное
Спиноза De anima[50]
Как мы видели, всякое естественное явление
можно рассматривать как
его можно также рассматривать как число. При этом или заставляют природу
выразиться в числе и
в отвлечении - это вычисление; или же, наконец, за единицы принимаются найденные
в природе величины, и производят вычисления над ними; в этом случае применяют
вычисление к наблюдению и этим пополняют науку. Вот и весь круг положительного
знания. Необходимо только иметь в виду, что количеств как таковых в природе не
существует; если бы они там были, то аналитический вывод был бы равнозначным
божественному Fiat, ибо совершенная достоверность его не была ничем ограничена и,
следовательно, была бы всемогуществом[7]. Бессилие то же, что заблуждение; выше
совершенной истины нет ничего. Действительные величины, т.е. абсолютные единицы,
имеются лишь в нашем уме; во вселенной находятся лишь числовые видимости. Эти
видимости, в форме которых материальность открывается нашим взорам, они-то и
дают нам понятие о
числовое выражение предметов не что иное, как мыслительный механизм, который мы
создаем из данных природы. Сначала мы переводим эти данные в область абстракции,
затем мы их воспринимаем как величины; и, наконец, поступаем с ними по своему
усмотрению. Математическая достоверность, следовательно, имеет также свой предел;
будем остерегаться упустить это из виду.
В применении к явлениям природы наука чисел без сомнения вполне достаточна для
эмпирического познания, а также и для удовлетворения материальных нужд человека;
но никак нельзя сказать, чтобы она в той же мере соответствовала требуемой умом
достоверности в абстрактном познании. Устойчивое, неподвижное, геометрическое
рассуждение, каким его по большей части воспринимают геометры, есть нечто,
лишенное разума, безбожное. Если бы в математике заключалась совершенная
достоверность, число было бы чем-то реальным. Так понимали его, например,
пифагорейцы[51], каббалисты[52] и им подобные, приписывавшие числам свойства
разного рода и находившие в них начало и сущность всех вещей. Они были вполне
последовательны, так как мыслили природу состоящей из числовых величин, и ни о
чем другом не помышляли. Но мы видим еще в природе кое-что, кроме цифр, мы с
полным сознанием верим в Бога и когда мы осмеливаемся вкладывать в руку
Создателя циркуль, то допускаем нелепость; мы забываем, что мера и предел одно и
то же, что бесконечность есть первое из свойств божества, именно она, можно
сказать, и составляет его божественность, так что, превращая Высшее Существо в
геометра, мы лишаем его свойственной ему вечной природы и низводим его до нашего
уровня. Бессознательно мы еще находимся
под властью языческих
почему и впадаем в такого рода заблуждения. Число не могло заключаться в
божественной мысли; творения истекают из Бога, как воды потока, без меры и конца,
но человеку необходима точка соприкосновения между его ограниченным разумом и
бесконечным разумом Бога, разделенными беспредельностью, и вот почему он так
любит замыкать божественное всемогущество в размеры собственной природы. Здесь
мы видим настоящий
антропоморфизм простаков, не способных в своем пламенном устремлении
приблизиться к Богу и представить себе духовное существо иным, что то, которое
доступно их пониманию, и поэтому низводящих божество до существа, подобного себе.
В сущности и философы поступают не лучше. "Они приписывают Богу, - сказал
великий мыслитель, который в этом хорошо разбирался, - разум, подобный их
собственному. Почему? Потому что они в своей природе не знают ничего лучше
собственного разума. А между тем божественный разум есть причина всего, разум
человека есть лишь следствие; что же может быть общего между тем и другим? Разве