Философические письма

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:14, доклад

Описание работы

Прямодушие и искренность именно те черты, которые я в вас более всего люблю и
ценю. Судите же сами, как меня должно было поразить ваше письмо[2]. Эти самые
любезные свойства ваши и очаровали меня при нашем знакомстве, они-то и побудили
меня заговорить с вами о религии. Все вокруг вас призывало меня к молчанию.
Повторяю, посудите каково же было мое удив

Работа содержит 1 файл

pisma.doc

— 831.00 Кб (Скачать)

времен. Чуждые этому чудотворному началу, мы стали жертвой завоевания. И когда,

затем, освободившись от чужеземного ига, мы могли бы воспользоваться идеями,

расцветшими за это время среди  наших братьев на Западе, мы оказались 

отторгнутыми от общей семьи, мы подпали рабству, еще более тяжкому, и притом

освященному самим фактом нашего освобождения.

 

Сколько ярких лучей тогда уже  вспыхнуло среди кажущегося мрака, покрывающего

Европу. Большинство знаний, которыми ныне гордится человеческий ум, уже 

угадывалось в умах; характер нового общества уже определился и, обращаясь  назад 

к языческой древности, мир христианский снова обрел формат прекрасного, которых

ему еще недоставало. До нас же, замкнувшихся в нашем расколе, ничего из

происходившего в Европе не доходило. Нам не было никакого дела до великой 

всемирной работы. Выдающиеся качества, которыми религия одарила современные

народы и которые в глазах здравого смысла ставят их настолько  выше древних,

насколько последние выше готтентотов  или лопарей; эти новые силы, которыми она 

обогатила человеческий ум; эти нравы, которые под влиянием подчинения безоружной

власти стали столь же мягкими, как ранее они были жестоки, - все  это прошло мимо

нас. Вопреки имени христиан, которое  мы носили, в то самое время, когда 

христианство величественно шествовало по пути, указанному божественным его 

основателем, и увлекало за собой поколения, мы не двигались с места. Весь мир

перестраивался заново, у нас  же ничего не созидалось: мы по-прежнему ютились в 

своих лачугах из бревен и соломы. Словом, новые судьбы человеческого  рода не для 

нас свершались. Хотя мы и христиане, не для нас созревали плоды христианства.

 

Я вас спрашиваю: не нелепость ли господствующее у нас предположение, будто этот

прогресс народов Европы, столь  медленно совершившийся и притом под прямым и 

явным воздействием одной нравственной силы, мы можем себе сразу усвоить, даже не

потрудившись узнать, как он совершился?

 

Ничего не понимают в христианстве те, которые не замечают в его  чисто 

исторической стороне, составляющей столь существенную часть вероучения, что в 

ней до некоторой степени заключается вся философия христианства, так как именно

здесь обнаруживается, что оно сделало  для людей и что ему предстоит  сделать для 

них в будущем. В этом смысле христианская религия раскрывается не только как 

система нравственности, воспринятая  в преходящих формах человеческого разума, но

еще как божественная вечная сила, действующая всеобщим образом в  духовном мире,

так что ее видимое проявление должно служить нам постоянным поучением. В этом и 

заключается собственный смысл  догмата, выраженного в символе веры единой

вселенской церкви[14].

 

В мире христианском все должно непременно способствовать установлению

совершенного строя на земле, да и ведет к этому на самом  деле. В противном 

случае дела опровергли бы слова  Спасителя. Он бы не был среди своей церкви до

скончания веков. Новый строй - царство  Божье, который должен наступить  благодаря 

искуплению, - не отличался бы от старого  строя, - от царства зла, - который 

должен быть искуплением искоренен, и мы снова остались бы с этим воображаемым

свойством непременного совершенствования, о котором мечтает философия и которое

опровергается на каждой странице истории: это пустое возбуждение ума, которое 

удовлетворяет лишь потребностям материального  бытия и которое, если и поднимает 

человека на некоторую высоту, то всегда лишь с тем, чтобы низвергнуть его в еще

более глубокую пропасть.

 

Но разве мы не христиане, скажете  вы, и разве нельзя быть цивилизованным не по

европейскому образцу? Да, мы без  всякого сомнения христиане, но не христиане  ли

и абиссинцы? И можно быть, конечно, цивилизованным иначе, чем в Европе; разве не

цивилизована Япония, да еще и  в большей степени, чем Россия, если верить одному

из наших соотечественников[15]? Но разве вы думаете, что в христианстве

абиссинцев и в цивилизации японцев осуществлен тот порядок вещей, о котором я

только что говорил и который  составляет конечное назначение человеческого  рода?

Неужели вы думаете, что эти нелепые  отступления от божеских и человеческих истин 

низведут небо на землю?

 

Христианство обладает двумя легко различимыми функциями. Во-первых, действием на

индивидуальное, во-вторых, действием  на общее сознание. В верховном  разуме то и 

другое естественно сливается  и приводит к одной и той  же цели. Но наш 

ограниченный взгляд не в силах  охватить все время, в которое осуществляются

вечные предначертания божественной мудрости. Нам необходимо различать 

божественное действие, проявляющееся  в данное время в жизни человека, от того

действия, которое проявляется  лишь в бесконечности. В день окончательного

завершения дела искупления все  сердца и все умы составят лишь одно чувство и 

лишь одну мысль, и падут все  стены, разделяющие народы и вероисповедания. Но в 

настоящее время каждому важно  знать свое место в общем строе  призвания христиан,

т.е. знать, каковы те средства, которые он находит в себе и вокруг себя, для

того, чтобы сотрудничать в достижении цели, стоящей перед всем человеческим

обществом в целом.

 

Непременно должен быть, следовательно, особенный круг идей, в пределах которого

идет брожение умов в том обществе, где цель эта должна осуществиться, т.е. там,

где идея откровения должна созреть  и достигнуть всей своей полноты. Этот круг

идей, эта нравственная сфера неизбежно  обусловливают особый образ жизни  и особую

точку зрения, которые, хотя могут и не совпадать у разных народов, однако по

отношению к нам, как и по отношению  ко всем неевропейским народам, создают  одну

и ту же особенность и поведении, как следствие той огромной духовной работы в 

течение восемнадцати веков, в которой участвовали все страсти, все интересы, все

страдания, все воображения, все  усилия разума.

 

Все народы Европы, подвигаясь из века в век, шли рука об руку. Что бы они сейчас

ни делали, каждый по-своему, они  все же постоянно сходятся на одном  и том же

пути. Чтобы понять семейное сходство в развитии этих народов, не надо даже

изучать историю: читайте только Тасса[16] и вы увидите все народы распростертыми

у подножия стен Иерусалима. Вспомните, что в течение пятнадцати веков  у них был 

только один язык при обращении к Богу, только один нравственный авторитет,

только одно убеждение; вспомните, что в течение пятнадцати веков  в один и тот же

год, в один и тот же день, в  один и тот же час, в одних и  тех же выражениях они 

возносили свой голос к Верховному Существу, прославляя его в величайшем из его

благодеяний: дивное созвучие, в тысячу раз более величественное, чем  все 

гармонии физического мира. После  этого ясно, что если та сфера, в  которой живут 

европейцы и которая одна лишь может  привести род человеческий к его конечному

назначению, есть результат влияния, произведенного на них религией, и  ясно, что 

если слабость наших верований  или несовершенство нашего вероучения удерживали

нас вне этого всеобщего движения, в котором социальная идея христианства

развилась и получила определенное выражение, а мы были отнесены к числу  народов,

которым суждено использовать воздействие  христианства во всей силе лишь косвенно

и с большим опозданием, то необходимо стремиться всеми способами оживить  наши

верования и наше воистину христианское побуждение, ибо ведь там все совершило

христианство. Так вот что я  имел в виду, говоря о необходимости  снова начать у 

нас воспитание человеческого рода.

 

Вся история нового общества происходит на почве убеждений. Значит, это настоящее 

воспитание. Утвержденное с самого начала на этой основе, новое общество

двигалось вперед лишь под влиянием мысли. Интересы в нем всегда следовали за

идеями и никогда им не предшествовали. В этом обществе постоянно из убеждений 

создавались интересы, никогда интересы не вызывали убеждений. Все политические

революции были там по сути революциями  нравственными. Искали истину и нашли 

свободу и благоденствие. Только так объясняется исключительное явление нового

общества и его цивилизации; иначе в нем ничего нельзя было бы понять.

 

Религиозные гонения, мученичества, распространение  христианства, ереси, соборы:

вот события, заполняющие первые века. Все достижения данной эпохи, не исключая и

вторжения варваров, целиком связываются  с младенческими усилиями нового духа.

Образование иерархии, сосредоточение духовной власти и продолжение 

распространения религии в странах  севера - вот чем была наполнена следующая

эпоха. Наступает затем высший восторженный подъем религиозного чувства и 

упрочение духовной власти. Философское  и литературное развитие сознания и 

улучшение нравов под влиянием религии  заканчивают эту историю, которую  можно 

назвать священной, подобно истории древнего избранного народа. Наконец, и

нынешнее состояние обществ  определяется религиозной реакцией, новым толчком,

сообщенным человеческому духу религией. Итак, главный, можно сказать 

единственный интерес у новых  народов заключался лишь в убеждении. Все интересы -

материальные, положительные, личные - поглощались этим интересом.

 

Я знаю, вместо преклонения перед  таким чудесным порывом человеческой природы к 

возможному совершенству, его называли фанатизмом и суеверием. Но что бы там ни

говорили, судите сами, какое глубокое впечатление должно было оставить на

характере этих народов социальное развитие, целиком вызванное, как  в добре, так 

и во зле, одним чувством. Пускай поверхностная  философия сколько угодно шумит  по

поводу религиозных войн, костров, зажженных нетерпимостью; что касается нас, мы

можем только завидовать судьбе народов, которые в этом столкновении убеждений, в 

этих кровавых схватках в защиту истины создали себе мир понятий, какого мы не

можем себе даже и представить, а не то что перенестись туда телом и душою, как

мы на это притязаем.

 

Повторю еще раз: разумеется, в странах  Европы не все исполнено ума, добродетели,

религии, совсем нет. Но все там  таинственно подчинено силе, безраздельно

царившей на протяжении столетий; все является результатом того продолжительного

сцепления актов и идей, которым  создано теперешнее состояние общества, и вот,

между прочим, тому пример. Народ, личность которого ярче всех обозначилась,

учреждения которого всегда более  отражают новый дух, - англичане, - собственно

говоря, не имеют истории, помимо церковной. Последняя их революция[17], которой 

они обязаны своей свободой и  процветанием, а также и вся  последовательность

событий, приведших к этой революции, начиная с Генриха VIII, не что иное как

религиозное развитие. Во всем этом периоде  интересы собственно политические

проявлялись лишь в качестве второстепенных побуждений, а подчас они совершенно

исчезали или же приносились  в жертву убеждениям. И когда я  пишу эти строки[2],

опять-таки религиозный вопрос волнует  эту избранную страну[18]. Да и вообще,

какой из народов Европы не нашел  бы в своем национальном самосознании, если бы

удосужился поискать, этой особой черты, которая, как святой завет, была

постоянным животворным началом, душой его социального бытия во все продолжение

его существования.

 

Действие христианства отнюдь не ограничивается его немедленным и прямым влиянием

на душу людей. Сильнейшее воздействие, которое оно призвано оказать,

осуществляется в множестве нравственных, умственных и социальных комбинаций, где

полная свобода человеческого  духа должна непременно найти неограниченный простор.

Итак, понятно, что все совершившееся  с первого дня нашей эры  или, вернее, с того

момента, как Спаситель мира сказал своим ученикам: "Идите, проповедуйте

Евангелие всякой твари"[19], заключается  целиком, со всеми нападками на

христианство в том числе, и  общей идее его влияния. Чтобы  убедиться в исполнении

пророчества Христа, достаточно наблюдать  повсеместное водворение владычества его

в сердцах, будь то с сознанием или  бессознательно, добровольно или  против воли.

И поэтому, невзирая на все незаконченное, порочное и преступное в европейском 

обществе, как оно сейчас сложилось, все же царство Божие в известном  смысле в

нем действительно осуществлено, потому, что общество это содержит в себе начало

бесконечного прогресса и обладает в зародыше и в элементах всем необходимым для 

его окончательного водворения в будущем  на земле.

 

Прежде чем заключить, сударыня, эти размышления о том воздействии, которое

религия оказала на общество, я  повторю здесь то, что сказал об этом когда-то в 

одном сочинении, вам неизвестном[20].

 

"Несомненно, - писал я, - что пока  не замечаешь влияния христианства  везде, где 

человеческая мысль с ним как бы то ни было сталкивается, хотя бы только с целью

борьбы, не имеешь о нем ясного представления. Всюду, где произнесено имя Христа,

Информация о работе Философические письма