Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:29, курсовая работа
Цель данной работы: изучение особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3, 4 уровня.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: выявление особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3, 4 уровня.
Гипотеза. Исследование строиться на предположении о том, что предложенная в исследовании диагностическая программа позволит объективно выявить особенности словообразования у данной категории детей.
Глава 1. Теоретический аспект выявления особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3,4 уровня 6
1.1. Развитие словообразования у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 17
1.3. Теоретический анализ подходов к диагностике по выявлению особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 24
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3,4 уровня 31
2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3,4 уровня 31
2.2. Результаты диагностического исследования 35
2.3. Рекомендации по коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3,4 уровня 39
Выводы по 2 главе 45
Заключение 46
Литература 48
Приложения 52
Для проверки теоретических положений данного исследования нами была организована опытно-экспериментальная работа. Ее целью являлось выявление особенностей слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях МДОУ № 121 комбинированного вида.
В эксперименте были задействованы 5 детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3, 4 уровня.
В эксперименте применялась методика «Исследование способности словообразования» (Алексеева М.М., Лямина В.И.).
Тестирование по данной методике выявило преимущественно низкий уровень словообразования в экспериментальной группе.
Для
развития словообразования у старших
дошкольников может быть использована
специальная программа занятий с использованием
дидактических игр, учитывающих возрастные
особенности старших дошкольников.
Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования представляет собой сложный многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т.д. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще частично.
Дети
с общим недоразвитием речи отличаются
от своих нормально развивающихся
сверстников особенностями
Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.
Обследование особенностей словообразования у детей с ОНР необходимо: для выявления уровня речевого развития, на котором находиться ребенок; для выявления особенностей словообразования ребенка данной категории; для определения путей и методов коррекционной работы.
Для
проверки теоретических положений
данного исследования нами была организована
опытно-экспериментальная
В эксперименте были задействованы 5 детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3, 4 уровня.
В эксперименте применялась методика «Исследование способности словообразования» (Алексеева М.М., Лямина В.И.).
Тестирование по данной методике выявило преимущественно низкий уровень словообразования в экспериментальной группе.
Для
развития словообразования у старших
дошкольников может быть использована
специальная программа занятий с использованием
дидактических игр, учитывающих возрастные
особенности старших дошкольников.
Приложение 1.
Игры
для закрепления формы
1. Игра «Один - много».
Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.
Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.
Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра и т.д.
Логопед показывает картинку и называет: шар.
- А у тебя, - спрашивает логопед, - что на картинке?
Ответ ребенка: У меня на картинке шары.
Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).
2. Игра «Лови и называй».
Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.
Эта игра напоминает нам правила игры «Один много».
Логопед бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Логопед называет от пяти до восьми слов.
3. Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы».
4.
Игра «Измени слово». Логопед
называет слово в единственном
числе и бросает мяч одному
из детей, который должен
5. Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.
Игры
для уточнения формы
Игры для уточнения формы дательного падежа:
2. Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.
3.
Игра «Гости». На картинке
Игры
для уточнения формы
а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда?
б) Что ты любишь?
в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д.
Игры
для уточнения формы
Игра
для уточнения формы
Игра «Помоги животным найти свой домик». Предлагают две группы картинок: на одних изображены животные, на других – их жилища. Логопед предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища [27].
Игры
для формирования умения употреблять
уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-
1. Игра «Большой маленький».
Цель:
выявить умения детей образовывать
с помощью суффиксов
Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Ход: Красные кружки – большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.
Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».
Это? – показывает на маленький кружок.
Ответ ребенка: кружок.
А это? – показывает логопед на большой круг.
Ответ ребенка: круг.
Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.
Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы – под кругом.
Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.
Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.
Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.
Логопед предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.
Ответ ребенка: елка, шар, мяч;
елочка, шарик, мячик.
2.
Игра в употреблении
Мальчик-с-пальчик Иван-
Иванушка Иван
рубашечка
сапожки
кармашек
ремешок ремнище
топорик