Выявление особенностей словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3, 4 уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучение особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3, 4 уровня.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: выявление особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3, 4 уровня.
Гипотеза. Исследование строиться на предположении о том, что предложенная в исследовании диагностическая программа позволит объективно выявить особенности словообразования у данной категории детей.

Содержание

Глава 1. Теоретический аспект выявления особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3,4 уровня 6
1.1. Развитие словообразования у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 17
1.3. Теоретический анализ подходов к диагностике по выявлению особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 24
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3,4 уровня 31
2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3,4 уровня 31
2.2. Результаты диагностического исследования 35
2.3. Рекомендации по коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3,4 уровня 39
Выводы по 2 главе 45
Заключение 46
Литература 48
Приложения 52

Работа содержит 1 файл

Выявление особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3,4 уровня.doc

— 359.50 Кб (Скачать)

 

Выводы  по 2 главе

 

     Для проверки теоретических положений данного исследования нами была организована опытно-экспериментальная работа. Ее целью являлось выявление особенностей слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях МДОУ № 121 комбинированного вида.

     В эксперименте были задействованы 5 детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3, 4 уровня.

     В эксперименте применялась методика «Исследование способности словообразования» (Алексеева М.М., Лямина В.И.).

     Тестирование по данной методике выявило  преимущественно низкий уровень словообразования в экспериментальной группе.

     Для развития словообразования у старших  дошкольников может быть использована специальная программа занятий с использованием дидактических игр, учитывающих возрастные особенности старших дошкольников. 

 

Заключение

 

     Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования представляет собой сложный многообразный  процесс. Дети не сразу и не вдруг  овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением  и т.д. Поэтому на различных стадиях  развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще частично.

     Дети  с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся  сверстников особенностями психических  процессов, поэтому процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.

     Успешное  преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи  и преемственности в работе всего  педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.

       Обследование особенностей словообразования у детей с ОНР необходимо: для выявления уровня речевого развития, на котором находиться ребенок; для выявления особенностей словообразования ребенка данной категории; для определения путей и методов коррекционной работы.

     Для проверки теоретических положений  данного исследования нами была организована опытно-экспериментальная работа. Ее целью являлось выявление особенностей слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях МДОУ № 121 комбинированного вида.

     В эксперименте были задействованы 5 детей  старшего дошкольного возраста с  ОНР 3, 4 уровня.

     В эксперименте применялась методика «Исследование способности словообразования» (Алексеева М.М., Лямина В.И.).

     Тестирование по данной методике выявило  преимущественно низкий уровень словообразования в экспериментальной группе.

     Для развития словообразования у старших  дошкольников может быть использована специальная программа занятий с использованием дидактических игр, учитывающих возрастные особенности старших дошкольников. 

 

Список  литературы

 
  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку  у дошкольников». - М.: Просвещение, 1997.
  2. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования//Филологические науки. - 1960, №2.
  3. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития. - 1998.
  4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1974.
  5. Бородич А.М. «Методика развития речи детей». – М.: Просвещение, 1981.
  6. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М.: Педагогика, 1990.
  7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Педагогика, 1961.
  8. Гербова В.В., «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». – М.: Просвещение, 1984.
  9. Дошкольная педагогика /под ред. В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина -2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986.
  10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Педагогика, 1985.
  11. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М.: Просвещение, 1994.
  12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург, 1998.
  13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
  14. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование, М., 1973.
  15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб, 1999.
  16. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии, М.:П., 1968.
  17. Лингвистический энциклопедический словарь /Главн. ред. В.Н.Ярцева. – М., 1990.
  18. Логопедия /под ред. Л.С.Волковой. – М.: Просвещение, 1989.
  19. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998.
  20. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. – М.: Аквариум, 1995.
  21. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  22. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие для учащихся дошк. пед. уч-щ/Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичёва, В.К.Лотарев. - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.
  23. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991.
  24. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Гринго, 1995.
  25. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
  26. Подласый И.П. Новый курс: учебник для студ. педвузов: в 2 кн. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000.
  27. Программа воспитания и обучения в детском саду/под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1985.
  28. Развитие речи детей дошкольного возраста /под ред. Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1976.
  29. Селивёрстова В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Просвещение, 1994.
  30. Сластёнин В.А. и др. Педагогика. - М.: Школа-Пресс, 2000.
  31. Современный русский язык в трех частях/Шанский Н.М., Тихонов А.Н.., ч.2. Морфология. - М ., 1981.
  32. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1982.
  33. Титов В.А. Дошкольная педагогика (конспект лекций). - М.: «Приориздат», 2002.
  34. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1972.
  35. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ под ред.Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-1940.
  36. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология. - 2004, №4.
  37. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
  38. Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1994.
  39. Филичёва Т.Б., Соболева А.Г. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.
  40. Филичёва Т.Б., Тучкова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: Просвещение, 1999.
  41. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи. – М.: Просвещение, 1994.
  42. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. – М.: Педагогика, 1991.
  43. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: Педагогика, 1993.
  44. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. - 6-е изд. - Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000.
  45. Хрестоматия по логопедии/под ред. Волковой Л.С. – М.: Просвещение, 1997.
  46. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А., Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. Пособие для студентов выс. пед. заведений. - М.: изд. Центр «Академия», 2003.
  47. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999.
  48. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.
  49. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. – М.: Индрик, 2001.
  50. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для учителя-логопеда. – М.: Педагогика, 1984.

 

Приложения

 

     Приложение 1.

     Игры  для закрепления формы множественного числа:

     1. Игра «Один - много».

     Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного  числа.

     Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

     Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро  – ведра и т.д.

     Логопед показывает картинку и называет: шар.

     - А у тебя, - спрашивает логопед, - что на картинке?

     Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

     Таким образом предлагается назвать все  картинки (5-6 картинок).

     2. Игра «Лови и называй».

     Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много  предметов.

     Эта игра напоминает нам правила игры «Один много».

     Логопед бросает мяч ребенку, называя  слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить  ребенка сочетать движение со словом. Логопед называет от пяти до восьми слов.

     3. Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы».

     4. Игра «Измени слово». Логопед  называет слово в единственном  числе и бросает мяч одному  из детей, который должен назвать  форму множественного числа.

     5.  Придумывание слов, обозначающих  несколько предметов.

     Игры  для уточнения формы родительного падежа:

  1. «Угадай, чьи это вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).
  2. Игра «Угадай, чьи это хвосты». На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Логопед показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост. Аналогичным образом проводится игра «Чей клюв?».

     Игры  для уточнения формы дательного падежа:

  1. Игра «Кому нужны эти вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).

     2. Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?). Например: Бабушка дает внучке ленту;  Папа дарит маме цветы; Мама  дает дочке куклу.

     3. Игра «Гости». На картинке изображен  стол, на котором тарелки с  различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: «Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.».

     Игры  для уточнения формы винительного падежа:

    1. Игра «Кто самый наблюдательный». Дети должны называть, что они видят: «Я вижу стол, стул, окно» и т.д.
    2. Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:

     а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда?

     б) Что ты любишь?

     в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д.

     Игры  для уточнения формы творительного  падежа:

  1. Ответы на вопрос «кто чем работает?» по картинкам (парикмахер – ножницами, маляр – кистью и т.д.).
  2. Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.
  3. Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.

     Игра  для уточнения формы предложного  падежа:

       Игра «Помоги животным найти  свой домик». Предлагают две группы  картинок: на одних изображены  животные, на других – их жилища. Логопед предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища [27].

Игры  для формирования умения употреблять  уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.

     1. Игра «Большой маленький».

     Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных  уменьшительно-ласкательного значения.

     Оборудование: Картинки с изображением больших  и маленьких предметов.

     Ход: Красные кружки – большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

     Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».

     Это? – показывает на маленький кружок.

     Ответ ребенка: кружок.

     А это? – показывает логопед на большой круг.

       Ответ ребенка: круг.

     Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать  картинки.

     Маленькие предметы на картинках положить под  кружочком, большие предметы – под  кругом.

     Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

     Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.

     Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.

     Логопед предлагает назвать сначала большие  предметы, а затем маленькие.

     Ответ ребенка: елка, шар, мяч;

     елочка, шарик, мячик.

     2. Игра в употреблении уменьшительно-ласкательных  и пренебрежительно-увеличительных  суффиксов соревнование двух  команд: Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря:

     Мальчик-с-пальчик   Иван-богатырь

           Иванушка     Иван

           рубашечка     рубашища

           сапожки     сапожища

           кармашек     карманище

           ремешок     ремнище

           топорик     топорище

Информация о работе Выявление особенностей словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3, 4 уровня