Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:29, курсовая работа
Цель данной работы: изучение особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3, 4 уровня.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: выявление особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3, 4 уровня.
Гипотеза. Исследование строиться на предположении о том, что предложенная в исследовании диагностическая программа позволит объективно выявить особенности словообразования у данной категории детей.
Глава 1. Теоретический аспект выявления особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3,4 уровня 6
1.1. Развитие словообразования у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 17
1.3. Теоретический анализ подходов к диагностике по выявлению особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 24
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3,4 уровня 31
2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3,4 уровня 31
2.2. Результаты диагностического исследования 35
2.3. Рекомендации по коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3,4 уровня 39
Выводы по 2 главе 45
Заключение 46
Литература 48
Приложения 52
9-12 баллов – высокий
6-8 баллов – средний
0-5 баллов – низкий.
Задание №2. «Большой и маленький»
С
помощью данного задания
- Что это? (дом) Этот дом большой, а этот? (маленький). Как можно сказать, чтобы было понятно, что он маленький? (домик).
- Кто это? (заяц) Этот заяц большой, а этот? (маленький). Как его можно назвать, чтобы было понятно, что он маленький? (заинька, зайчонок).
- Кто это? (кошка) Эта кошка большая, а эта? (маленькая). Как ее можно назвать, чтобы было понятно, что она маленькая? (котенок, кошечка).
- Кто это? (утка) Эта утка большая, а эта? (маленькая) Как ее можно назвать, чтобы было понятно, что она маленькая? (утенок, уточка).
- Кто это? (лягушка) Эта лягушка большая, а эта? (маленькая) Как ее можно назвать, чтобы было понятно, что она маленькая? (лягушонок, лягушечка).
Оценка результатов.
Количество набранных баллов соответствует количеству правильных ответов на последний вопрос из серии «Кто это?», «Какой он?», «Как его можно назвать?». Максимальное количество 5 баллов.
Выводы об уровне развития:
5 баллов – очень высокий
4 балла – высокий
3 балла – средний
0-2 балла – низкий.
Задание №3. «Встреча гостей»
Тестовое задание направлено на проверку умения употреблять наименования предметов посуды. Педагог предлагает подумать, как накрыть стол к чаю, чтобы встретить гостей. Для всего есть своя посуда. Надо, чтобы все было красиво и удобно.
- Что мы поставили на стол? (чашки, блюдца и т.д.)
- Куда положили хлеб? (в хлебницу)
- Где будут лежать конфеты? (в конфетнице)
- Во что сыплем сахар? (в сахарницу)
- В чем будет стоять салфетки? (в салфетнице).
Оценка результатов.
Количество набранных баллов соответствует количеству правильных ответов на заданные вопросы. Максимальное количество 5 баллов.
Выводы об уровне развития:
5 баллов – очень высокий
4 балла – высокий
3 балла – средний
0-2 балла – низкий.
Задание №4. «Кто он такой»
Задание
предназначено для проверки языкового
чутья, восприятия и понимания
- Как ты объяснишь, кто – такой строитель?
- Как ты объяснишь, кто – такой учитель?
- Человек может работать читателем?
-
Можно назвать писателем
-
Можно назвать пианистом
Оценка результатов.
Количество набранных баллов соответствует количеству правильно определенных значений слов.
Выводы об уровне развития:
5 баллов – очень высокий
4 балла – высокий
3 балла – средний
0-2 балла – низкий.
Задание №5. «Правильно ли мы говорим?»
Целью задания является проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования. Детям прелагается послушать неправильные словоформы и высказать свое мнение.
- Масло лежит в «масленице»? (если, нет то как нужно правильно говорить?) (масленке).
- Соль насыпана в «соленицу»? (солонке).
-
Бабушка положила вкусное
-
На картинке нарисованы
-
На картинке нарисованы
Оценка результатов.
Количество набранных баллов соответствует количеству точно определенных неправильных словоформ. Максимальное количество 5 баллов.
Выводы об уровне развития:
5 баллов – очень высокий
4 балла – высокий
3 балла – средний
0-2 балла – низкий.
По данной методике нами было обследовано 5 детей с ОНР 3, 4 уровня и получены следующие результаты.
Таблица 1.
Результаты развития словообразования в экспериментальной группе
Имя Ф. / Речевое развитие. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | Задание №5 |
Егор Д .(ОНР 3 ур.). | 8 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Степа Ж. (ОНР, 3 ур.). | 5 | 2 | 2 | 0 | 0 |
Максим М. (ОНР 3 ур.). | 8 | 2 | 2 | 0 | 0 |
Ульяна П. (ОНР 3 ур.) | 7 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Тамара Ф. (ОНР 4 ур.). | 5 | 1 | 2 | 0 | 0 |
При проведении тестового задания №1 «Кто у кого» в экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 2). Для наглядности, данные результатов проверки умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе, в экспериментальной группе представлены в виде диаграммы (рис. 1).
Таблица
2
Результаты задания №1 в экспериментальной группе. |
| ||
Уровень развития | Количество человек | % | |
Очень высокий | - | - | |
Высокий | - | ||
Средний | 3 | 60% | |
Низкий | 2 | 40% | |
Всего | 5 | 100% | Рис. 1 |
Из таблицы 2 следует, что большинство детей в экспериментальной группе имеют средний (60%) и низкий (40%) уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе. Высокий уровень не выявлен.
При проведении тестового задания №2 «Большой и маленький» в экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 3). Для наглядности, данные результатов проверки умения употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в экспериментальной группе представлены в виде диаграмм (рис. 2).
Таблица
3
Результаты задания №2 в экспериментальной группе. |
| ||
Уровень развития | Количество человек | % | |
Очень высокий | - | - | |
Высокий | - | - | |
Средний | 1 | 20% | |
Низкий | 4 | 80% | |
Всего | 5 | 100% | Рис. 2 |
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что подавляющая часть детей (80%) в экспериментальной группе имеют низкий уровень умения употреблять в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, и лишь 20% (1 ребенок) - имеют средний уровень.
Количественное
выражение результатов
Таблица
4
Результаты задания №3 в экспериментальной группе. |
| ||
Уровень развития | Количество человек | % | |
Очень высокий | - | - | |
Высокий | - | - | |
Средний | 1 | 20% | |
Низкий | 4 | 80% | |
Всего | 5 | 100% | Рис. 3 |
Подавляющее большинство детей (80%) в экспериментальной группе не умеют употреблять в речи наименования предметов посуды, 20% детей имеют средний уровень по этому показателю.
При проведении тестового задания №4 «Кто он такой» в экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 5). Для наглядности, данные результатов проверки языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм в экспериментальной группе представлены на диаграммах (рис. 4).
Таблица
5
Результаты задания №4 в экспериментальной группе. |
| ||
Уровень развития | Количество человек | % | |
Очень высокий | - | - | |
Высокий | - | - | |
Средний | 2 | 40% | |
Низкий | 3 | 60% | |
Всего | 5 | 100% | Рис. 4 |