Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:29, курсовая работа
Цель данной работы: изучение особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3, 4 уровня.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: выявление особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3, 4 уровня.
Гипотеза. Исследование строиться на предположении о том, что предложенная в исследовании диагностическая программа позволит объективно выявить особенности словообразования у данной категории детей.
Глава 1. Теоретический аспект выявления особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3,4 уровня 6
1.1. Развитие словообразования у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 17
1.3. Теоретический анализ подходов к диагностике по выявлению особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 24
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3,4 уровня 31
2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3,4 уровня 31
2.2. Результаты диагностического исследования 35
2.3. Рекомендации по коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3,4 уровня 39
Выводы по 2 главе 45
Заключение 46
Литература 48
Приложения 52
В экспериментальной группе преобладает низкий (60%) уровень языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, средний уровень составляет 40%.
При проведении тестового задания №5 «Правильно ли мы говорим?» в экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 6). Для наглядности, данные результатов проверки умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования, в экспериментальной группе представлены на диаграмме (рис. 5).
Таблица
6
Результаты задания №5 в экспериментальной группе. |
| ||
Уровень развития | Количество человек | % | |
Очень высокий | - | - | |
Высокий | - | - | |
Средний | 2 | 40% | |
Низкий | 3 | 60% | |
Всего | 5 | 100% | Рис. 5 |
Большинство (60%) детей в экспериментальной группе имеют низкий уровень умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.
Таким образом, тестирование по данной методике выявило низкий исходный уровень словообразования в экспериментальной группе, сформированной из детей с ОНР 3 и 4 уровней.
Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности - все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Ослабленность условно-рефлекторной деятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкокость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры. У детей с речевыми нарушениями, нарушение общей и речевой моторики, вызывает быстрое утомление ребенка в игре, а так же трудности при необходимости быстрой переделки динамического стереотипа, поэтому в играх они не могут сразу переключится с одного вида деятельности на другой.
С.А. Миронова считает, что игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи.
Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, знакомятся со свойствами материалов, из которых они изготовлены.
Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В играх удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся более точными и координированными.
Как сюжетно-ролевых играх, так и в играх с правилами дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.
Что касается детей с общим недоразвитием речи, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, - так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.
В дошкольном возрасте проводятся сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. К последним относятся дидактические и подвижные. [35, c. 82-83]
Педагоги определяют дидактическую игру как игру познавательную, направленную на воспитание познавательных способностей. Именно в игре и через игру речь проявляется наиболее ярко. Необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры, стимулирует развитие словообразования у детей.
В развитии речи огромное значение имеют игры с дидактическими и образными игрушками.
В словесных играх дети учатся описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, учатся мыслить о вещах, с которыми в данное время не действуют. Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.
Вопросы
теории и практики дидактической
игры разрабатывались
В
создании современной системы
Она утверждает, что речь - неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый действенный навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Уже в раннем возрасте, отмечает Д.В. Менджерицкая, у ребенка с появлением новых слов возникает потребность называть предметы, делиться своими переживаниями и постепенно речь начинает сопровождать игру, дополнять действия ребенка. У малышей появляются игры с воображаемыми предметами, которые сопровождаются речью, что, помогает созданию образа. В более старшем дошкольном возрасте иногда целые игровые эпизоды создаются с помощью слова.
Подчеркивая, что игра - основной вид деятельности дошкольника, Е.И. Тихеева отмечает, что значительный опыт накапливается ребенком именно в игре. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.
"С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол." [59, c. 68]
Таким
образом, Е.И. Тихеева делает вывод,
как важно в интересах
Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Ф.А. Сохин отмечает, что большое влияние на развитие игры и речи в игре оказывают специальные занятия с игрушками. Во время игр создается возможность совместных действий и сопереживаний по поводу происходящего. Это способствует установлению соответствующего контакта между детьми и воспитателями. Дети и вне занятий легко обращаются к взрослым по разным поводам. Центральными обращениями, способствующими развитию речи, являются те, которые касаются способов действий с игрушками и самого игрового процесса. [43, c. 47]
Но есть игрушки, утверждает Е.И. Тихеева, значение которых как стимулов для проявления речи детей велико. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животные, людей. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. "Игра в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, которые они закрепляют в игре и каждый из которых требует речевого сотрудничества". [59, c. 70]
Е.И. Тихеева указывает не то, что в детском саду должна быть дидактически оборудованная кукла. Такая кукла и относящиеся к ее оборудованию предметы, сосредоточенные в уголке куклы, используется в организованных играх и занятиях, которые способствуют развитию речи.
С.Л. Новоселова рассматривает дидактическую игру, как эффективное средство в ознакомлении с окружающим, обучению родному языку. По характеру используемого материала, дидактические игры делятся на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. Рассмотрим некоторые из них.
Игрушка выдвигает возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм. Среди разнообразных видов организованных занятий по развитию речи детей Е.И. Тихеева придает особое значение играм с мелкими, дидактически подобранными игрушками. Игрушки эти подбираются по категории: люди, жилища людей, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, орудия труда.
По мнению С.Л. Новоселовой, в процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки, рассматривание картинок на кубе. Занятия с кубом полезны для тренировки движений пальцев, что оказывает влияние на развитие активной речи. Особую роль в речевом развитии детей отводит С.Л. Новоселова словесным и дидактическим играм. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.
В словесных играх, утверждает А.К. Бондаренко, ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением "небылиц" и так далее. [7, c. 10]
Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. "Игры и занятия с детьми, которые мало говорят, содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса слов. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит. Поэтому педагог не должен произносить лишних не нужных слов, но он не должен ударяться и в противоположную крайность: необоснованно скупиться на слова, лишать детей восприятия содержательного, развивающего слова, обуславливающего развитие их собственной активной речи". [59, c. 82]
Для
развития словообразования у старших
дошкольников может быть использована
специальная программа занятий с использованием
дидактических игр. При подборе дидактических
игр учитывались возрастные особенности
старших дошкольников (см. Приложение
1).