Выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Объект исследования: подготовительная работа дошкольников к обучению грамоте.
Предмет исследования: методы и приемы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Задачи исследования:
Раскрыть лингвистические особенности по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Рассмотреть содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Предложить эффективные, приёмы и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к обучению грамоте.
Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

  ВВЕДЕНИЕ 

  Актуальность исследования. Важное место в работе с детьми дошкольного возраста принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, обратить внимание и привить интерес к речи, воспитать любовь к чтению, книге. Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.

     Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

     Работа по ознакомлению с основами грамоты у детей дошкольного возраста, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения. Развитие познавательных способностей способствует осознанному отношению детей к различным сторонам речевой деятельности (звуковой и знаковой), ведёт к формированию основ грамотности.

     Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.

     Обучение  письму и чтению в дошкольном возрасте помогает избежать огромное напряжения, которое испытывает ребенок, приступая  к началу школьного обучения.

      Исследования ученых позволили установить оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, «ребенок как бы теряет свои лингвистические способности», как говорит Д.Н. Богоявленский. Пятилетний ребёнок обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому работа со словом должна идти в другом направлении: от смыслового значения слова осуществляется переход к звуковому.

      Введение ребенка в языковую действительность в момент, когда у него особенно обострено «языковое чутьё», является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью.

      Особый интерес современных детей к чтению и социальный заказ родителей обусловили изменение содержания занятий по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду. Появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений. К числу первостепенных задач относится обучение дошкольников чтению. Многие педагоги используют разнообразные прописи для дошкольников, которые предлагают нам различные книжные издательства.

     Обучение  грамоте предполагает разнообразные  виды речевой и мыслительной деятельности: живые беседы, рассказы, наблюдения, отгадывание загадок, пересказ, воспроизведение звукозаписи. Эти виды работ способствуют созданию речевых ситуаций, осмысливающих процессы чтения и письма.

       Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

       Идея  обучения детей грамоте в детском  саду возникла давно. Психологами и  педагогами проводились в этом направлении  большая экспериментальная работа. На основе исследований таких ученых, как Л.С. Выготский, Л.И Божович, А.П. Усова, методистов дошкольного воспитания Е.И. Тихеевой, Ю.И. Фаусек был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте вполне возможно. В 1956-1959 гг. известный советский методист А.И. Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании которой разработала методические указания к занятиям по обучению грамоте в детском саду.

      Цель  исследования выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.

     Объект  исследования:  подготовительная работа дошкольников к обучению грамоте.

     Предмет исследования: методы и приемы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.

        Задачи исследования:

  1. Раскрыть лингвистические особенности по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
  2. Рассмотреть содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
  3. Предложить эффективные, приёмы и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к обучению грамоте.
  4. Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования.

    Гипотеза: Если на занятиях по развитию речи систематически

применять методы (наглядные, словесные, практические) и приёмы (хоровое и индивидуальное повторение, речевой образец, образная физкультурная пауза и т.д.), то это будет способствовать готовности дошкольников к обучению грамоте в школе.

       Методологическую основу исследования составили теории:

 психолого-педагогических  исследований особенностей речи (Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.Е.  Журова, Н.С Варенцова,); развития  детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И.  Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева,  В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич); 

        Методы исследования:

  1. Анализ методической, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования.
  2. Обобщение.
  3. Проведение экспериментального исследования.

  Источники исследования: теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования; опытно-экспериментальная работа проводилось на базе детского сада № 5 с. Новоназимово в старшей группе в период с февраля по сентябрь 2011 года.

     Практическая  значимость: материалы работы могут быть использованы в качестве руководства для воспитателей детских садов, а также для студентов во время прохождения практики.

     Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 31 источник, 6 рисунков, 8 приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
 
    1.  Лингвистические особенности работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте
 

     Обучающийся грамоте учится переводить звуки  в буквы, т.е. писать, и, наоборот, переводить сочетание букв в знаковую форму слов, т.е. читать. Поэтому, чтобы правильно обучать грамоте, нужно чётко представлять различие между звуками и буквами.

     В русском языке 42 основных  звука  – фонемы. Фонемы – это основные звуки речи. Каждая из них – это  опорный звук нашей речи. Букв в русском алфавите – 33.  Из них 20 согласных букв, хотя согласных звуков гораздо больше. Гласных в русском алфавите 10 (а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я), а звуков только 6 ( а, о, у, ы, и, э).

     Очень важно для обучения грамоте, какие звуковые единицы в русском языке выполняют смыслоразличительную функцию (т. е. являются фонемами, «основными звуками»), а какие такой функции не выполняют (варианты «основных звуков» — фонемы в слабых позициях).

     В русском языке 6 гласных фонем: а, о, у, ы, и, э — и 37 согласных фонем: твердые п, б, м, ф, в, т, д, с, з, л, н, ш, ж, р, г, к, х, ц, мягкие п', б', м', ф', в', т', д', с', з', л', н', р', долгий ш(ш'), долгий ж(ж'), ч, й. Фонемы г, к, х выступают в своих мягких вариантах лишь перед гласными е, и. Сильные позиции для гласных фонем — стоят под ударением, сильные позиции для согласных фонем (кроме и) — находятся перед гласными а, о, у, и (для парных по звонкости-глухости и по твердости-мягкости имеются дополнительные случаи, которые изложены в учебнике «Современный русский язык»). Фонема й перед ударными гласными стоит в сильной позиции, а в остальных случаях она выступает в слабой позиции (так называемый неслоговой и: мой — мой).  

      По  степени участия голоса при произношении звуков согласные делятся на группы: сонорные (л, р, м, н)  и шумные; звонкие (б, в, г, д, ж, з) и глухие (к, п, т, с, ф, х, ч, ц, ш, щ).

      При обучении грамоте нужно также  знать, что согласные подразделяются на длительные (м, ш, р, л, н, с, х, з, щ, ф) и  мгновенные, или взрывные (к, п, т, д, б, г). Звук щ произносится как мягкий длительный звук ш. Буквы ц, ч обозначают слитные звуки – тс(ц) и тьшь (ч).

         Если за согласными следуют гласные ы,  а, о, у,  то читаются твёрдые согласные звуки, ели следуют гласные и, я, е, ё, ю, то произносятся мягкие согласные звуки, хотя согласные буквы остаются в том и другом случае одинаковыми.

     В современной школе принят звуковой метод обучения грамоте. Школьники  выделяют звуки, их анализируют, синтезируют  и на этой основе усваивают буквы  и весь процесс чтения. В этой работе нужно учитывать особенности русской графической системы, особенности обозначения звуков на письме. Наиболее важны для методики обучения грамоте следующие особенности графической системы русского языка.

        В основе русской графики лежит слоговой принцип. Он состоит в том, что отдельно взятая буква (графема), как правило, не может быть прочитана, так как она читается с учетом последующих букв. Например, мы не можем прочесть букву л, так как, не видя следующей буквы, не знаем, твердый это л или мягкий; но две буквы ли или лу мы прочитываем безошибочно: в первом случае л мягкий, во втором — л твердый.

      Большинство русских согласных букв б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х бывают и  твердыми и мягкими и обозначают два звука: рама, река. Буквы ч, щ однозначны: они обозначают всегда мягкие звуки, а буквы ц, ш, ж — всегда твердые звуки.

     Мягкость  согласных обозначается в русской  графике несколькими способами: во-первых, ь (угол — уголь), во-вторых, последующими гласными и, е, я, ё, ю (липа, Лена, мягкий, лён, Люба — [л'и]па, [Л'э]на, [м'а]гкий, [л'он], [Л'у]ба); в-третьих, последующими мягкими согласными: [п'эс'н'ь]. С первыми двумя способами обозначения мягкости согласных первоклассники знакомятся без теории, практически; третий не затрагивается вовсе.

     При слоговом чтении различение мягких и  твердых согласных не вызывает у  учащихся затруднений. Наиболее трудный  случай — с мягким согласным на конце слова: кон — конь, угол — уголь, а также внутри слова: вал — вял, мал — мял, ложа —  лёжа и т. п. Для усвоения мягких согласных, в отличие от твердых, используется сопоставительное чтение и разъяснение значения слов, различающихся только мягкостью или твердостью одного согласного (случаи, когда твердость-мягкость выступает в смыслоразличительной функции).

     Большинство русских согласных букв б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х бывают твёрдыми и мягкими; буквы ц, ш, ж – всегда твёрдые звуки.

       Звуки русского языка в словах  стоят в сильных и слабых  позициях. Так, для гласных сильная  позиция — под ударением, слабая позиция — безударная. Независимо от сильной или слабой позиции, звук (точнее, фонема) обозначается одной и той же буквой. Несовпадение звука и буквы в слабых позициях необходимо учитывать в методике: на первых порах стараются избегать слов с безударными гласными, с звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова — вводят эти орфографические трудности постепенно, сопоставляя слабые позиций с сильными (мороз — морозы, дома — дом) [19:36].

      Не  следует забывать, что все буквы  русского алфавита используются в четырех вариантах: печатные и письменные, заглавные и строчные. Для нормального чтения необходимо усвоить и некоторые пунктограммы — точку, вопросительный и восклицательный знаки, запятую, двоеточие, тире.

     Немаловажное  значение для решения методических вопросов имеет слогоделение. Слог, с точки зрения образования, представляет собой несколько звуков (или один звук), произносимых одним выдыхательным толчком. В слоге в роли его основы выделяется гласный звук своей наибольшей звучностью (в процессе произношения слога гласный выполняет роль «ротораскрывателя», а согласные — роль «ротосмыкателей»). Слоги бывают открытые типа сг (согласный+гласный) — ма, закрытый типа гс — ам, и типа сгс — мак, а также эти же типы со стечением согласных: ссг — три, сссг — стро и некоторые другие. Трудность слогов зависит от их структуры: самыми легкими для учащихся слогами принято считать слоги типа сг и гс. Открытые слоги наиболее характерны для русского языка: го-ло-ва, ру-ка.

Информация о работе Выявление эффективных методов и приёмов работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте