Трудовое воспитание школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Введение
Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека.
Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения.

Содержание

Введение
Глава 1. Трудовое воспитание школьников
1.1 Труд и всестороннее развитие личности
1.2 Психологический аспект трудового воспитания школьников
Глава 2. Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.00 Кб (Скачать)

Прежде всего здесь следует выделить проблему главного психологического “ядра" в трудовой подготовке школьников. Такое “ядро", как показали исследования Т.В. Кудрявцева, Э.А. Ферапоновой и других психологов, составляют формирование общетрудовых умений интеллектуального характера, умение выполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их творческих способностей и других качеств личности, важных для профессионального самоопределении школьников. Поскольку творчество является наиболее значительным проявлением человека, психологи ищут оптимальные пути и способы приобщения школьников к творческому труду.

Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду, как главной  ценности.

Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду, как главной  ценности.

Много внимания психологи уделяют изучению психологического содержания трудовой деятельности профессионалов и составлению на этой основе профессиограмм.

Во многих случаях  психологические знания используются с эвристическими целями для объяснения механизмов эффективности тех или  иных способов обучения и воспитания для предсказания результатов их применения. В качестве такого механизма  могут выступать мотив, потребность, интерес, самооценка.

Многие психологические  знания используются в целях объединения  психологически сходных трудовых целей  и способов действия, а также способов обучения и воспитания.

Педагогу необходимо усвоить общие закономерности развития личности. Личность формируется под  влиянием воспитания, социализации и  самовоспитания. Личность - результат  взаимодействия внешних влияний  с внутренними условиями индивидуума, к которым относятся его направленность, способности, характер и другие личностные свойства.

Познакомимся  с тем, как психологи исследуют  психологическое содержание трудового  воспитания, в частности, формирование всесторонне развитой личности средствами труда. По каким показателям судит психолог об изменениях, происходящих в облике личности под влиянием труда? Прежде всего по действиям и поступкам человека, по изменению производительности его труда, по отношению к труду, к своему коллективу, по сдвигам в его потребностях, интересах, самооценке и притязаниях

Психика работающего  человека, особенно его отношение  к труду, очень заметно проявляются  в продуктах его деятельности. Как школьник реагирует на неудачи  и успехи в труде, на оценку качества его работы, когда его личные интересы сталкиваются с общественными.

Наиболее распространенными  методами исследования психологических  проблем трудового воспитания являются наблюдения, эксперимент, опрос, тесты. С помощью наблюдений изучаются  важные в любом виде труда черты  характера: внимательность, самостоятельность, аккуратность и ряд других. Используется оно также для исследования взаимоотношений  в детском коллективе.

Богатым источником психологических знаний является эксперимент. Однако его использование связано  большими трудностями. во-первых, изменения в личности происходят постепенно, а исследователь не всегда располагает временем. Во-вторых, изменения в личности являются функцией не одного, а многих факторов, действующих в условиях трудового воспитания.

В результате проведенного эксперимента было установлено, что  общественная мотивация трудовой деятельности усиливает интерес детей к  труду. Другой разновидностью эксперимента является разработанная методика самооценивания через сравнение себя с другими. Результаты этого сравнения человеку не безразличны: он ими доволен или не доволен, успокаивается или начинает беспокоиться.

Эту методику применяли  для изучения отношения испытуемого  к своим достижениям в трудовой деятельности, а также для выявления  сдвигов в этом отношении при  переходе к другим видам деятельности, например, от учебной к трудовой. Для этого испытуемым предлагается сравнивать свои успехи с успехами других учащихся.

Таким образом, каждый оценивал не только других, но и  самого себя, так как одних учащихся он располагал впереди себя. Но это  самооценивание проводится не прямо, а косвенно. На основе ответов испытуемых затем определяются ранговые места испытуемого по самооценке.

Для выявления  основных тенденций в исследуемом  поведении (например, типичных мотивов  трудовой деятельности или выбора профессии, престижности различных профессий  среди детей одного и того же возраста и др.) широко используется анкетирование, успех которого зависит от компетентности составителя анкеты в изучаемой  проблематике. Например, при изучении основных мотивов трудовой деятельности старшеклассников с помощью закрытой анкеты составляют перечень наиболее распространенных побуждений к труду. Для этого изучается литература по психологии детского труда. В анкете предусматривается возможность  самостоятельного ответа по заданному  вопросу.

В ряде случаев  в анкету включается шкала полярных баллов, которая требует оценки привлекательности  для опрашиваемого того или иного  условия труда или профессии.

Предлагаемая  шкала: “очень нравится” - “6", “нравится" - “5", “больше нравится, чем не нравится” - “4"; “больше не нравится, чем нравится” - “3"; “не нравится” - “2"; “очень нравится” - “1".

При анкетировании  очень важно обеспечить искренность  ответов опрашиваемых. Это достигается  продуманным инструктажем, в котором  называется цель исследования и его  научная важность, а также гарантируется  конфиденциальность.

Но недостатком  анкет является то, что полученные с их помощью данные допускают  дифференцированного анализа, что  не позволяет соотнести ответы с  реальным поведением испытуемых, проверить  достоверность их ответов.

Для психологического изучения личности школьника широко применяется метод обобщения  независимых характеристик, предложенный психологом К.К. Платоновым. Он предусматривает  сбор и обобщение сведений о личности, получаемых различными лицами при наблюдении за ней в различных видах деятельности. В различных условиях общие свойства и качества личности (моральные качества, черты характера, темперамент) проявляются  по-разному, поэтому сведения собираются от различных лиц. Оценки этих людей  будут различны. Это является достоинством данного метода, позволяющим более  полно охарактеризовать личность, определить ей зону ближайшего развития, спроектировать ей дальнейшие пути развития.

Для изучения направленности личности, ее мотивов, интересов, склонностей  иногда применяют проективный метод (тест на завершение незаконченных  предложений, изображений и др.).

В основе этих методик  лежит несознательная склонность человека к проекции, то есть к приписыванию другим людям черт, стремлений, интересов  волнующих его самого. Так испытуемому  предлагается картинка с изображенными  на ней предметами, действующими лицами. Ситуация не определена. Испытуемому  предлагается рассказать, что по его мнению, было до этого, происходит сейчас, что будет в дальнейшем. По его высказываниям можно судить о мотивах.

Преимущество  этих методик заключается в том, что во время их применения снижается  смущение, настороженность испытуемого благодаря чему он максимально вовлекается в эксперимент. Недостаток - трудность в истолковании результатов.

Формирование  личности в процессе труда происходит не само собой, а лишь при определенной организации труда школьников.

Под организацией труда понимается его упорядочивание, придание ему планомерности. Организация  детского труда должна учитывать  возрастные и индивидуальные особенности  детей и закономерности их развития. В процессе труда осуществляется, эстетическое и физическое.

Такую организацию  труда призван обеспечить педагог. От него требуется быть примером, изучать  сильные и слабые стороны своих  учеников, организовывать деятельность и многое другое.

Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии  личным примером, в управлении воздействия  среды на личность, а также управление его трудовой деятельностью. Педагог  согласовывает содержание и формы  труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким  образом, чтобы она требовала  от учеников проявление тех или иных качеств, оценивает эффективность  воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику  повысить свой авторитет у сверстников.

В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.

Глава 2. Практическая часть

С 11.02.09. по 29.04.09 я находилась на психолого-педагогической практике. Местом прохождения практики была школа № 1 г. Стерлитамака. На время  прохождения практики за мной был  закреплен класс 8 "Б". в данном классе обучаются 28 человек. Из них: мальчиков - 11, девочек - 17.

Во время практики мной было проведено 2 классных часа, на тему: "Славен человек трудом" и Тестирование на профессиональную ориентацию".

Классный  час

На  тему "Славен человек  трудом"

Есть в труде  глубокое познанье,

Как в академических  томах:

По былинке, по ее качанью,

Пахари пророчат о громах,

Рыбаку не водная ль утроба

Лунные повадки  выдает?

Любопытство - древняя  учеба

Все науки двигает  вперед.

Но ведь воля, чувства и мышленье,

Друг для друга  действовать спеша,

Создают то самое  явленье, Что звалось по-старому  душа.

Значит, если мыслить  без рутины,

Ясно, что душа и труд - едины.

И затем еще  одно, пожалуй...

Хочется создать  мне иногда!

Красота берет  свое начало.

Всё", на что  я, мастер, посмотрю,

Приобщается великой  тайне:

В мире все, чего коснется труд

Обретает душу и дыханье.

И. Сельвинский

Вся жизнь человека наполнена трудом. Русские пословицы, вобравшие за сотни лет народную мудрость, во главе всего ставят работу и труд.

Даже самую  маленькую рыбку "без труда  не вынешь из пруда".

"Без труда  нет добра", "Будешь трудиться,  будешь кормиться", "Все надоедает,  кроме работы", "Дело мастера  боится", "Занятого человека  и грусть-тоска не берет", "Каков  мастер, такова и работа", "Кто  любит трудиться, тому на месте  не сидится", "Не то забота, что много работы, а то забота, как нет работы", "Рукам - работа, душе - праздник", "Руки  делают, а голова отвечай", "Скучен  день до вечера, когда делать нечего".

Важнейшая сторона  жизни человека отображена в этих коротких высказываниях. Главная мысль  заключается в том, что все  на свете добывается трудом.

Молодые сегодня  будто и понятия не имеют об этом. Слова "рабочий", "труд", труженик" совсем исчезли лексикона. Не звучат они и в средствах  массовой информации. Зато с экранов  телевизоров настойчиво твердят: " Бери от жизни все!". И если, к  примеру, тебе в жару хочется пить, кричи об этом на весь белый свет, бей стекла.

У молодежи в  ходу слова "бабки", "баксы", телевизионные игры предлагают "выиграть миллион", "сорвать куш", отхватить кусок лакомого пирога.

Понятие "труд" имеет две стороны: отношение  к труду и взаимоотношения  участников совместной работы. "Только тот, кто с детства знает, что  труд есть основа жизни, кто смолоду  понял, что хлеб добывается только в  поте лица, тот способен к подвигу, потому что у него найдется воля его выполнить и силы для этого" (Жюль Верн).

Один наставник  говорил своему ученику: "Ты на труд привык смотреть как на наказание. Так  ты всю жизнь можешь превратить в  каторгу. Приучай себя смотреть на дело, относиться к делу с удовольствием, вглядывайся в него, осваивай его, и оно отблагодарит тебя, смысл жизни придаст!"

Информация о работе Трудовое воспитание школьников