Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 21:21, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и задачи трудового воспитания.
2. Показать значение трудового воспитания в развитии психических, личностных качеств младшего школьника.
Введение ...................................................................................................3
1. Теоретические основы трудового воспитания
1. Значение труда в развитии личности..................................................5
2. Цели и задачи трудового воспитания .................................................8
3. Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников.............................................................................................9
2. Роль педагога и семьи в трудовом воспитании школьников
1. Трудовое воспитание младших школьников в семье .......................20
2. Роль педагога в трудовом воспитании школьников .........................22
Заключение .................................................................................................... 24
Список литературы .......................................................................................25
Тема:
Теоретические основы
трудового воспитания
младших школьников
Содержание
Введение
..............................
Заключение
..............................
Список
литературы ..............................
Введение
Одной из задач школьного воспитания является формирование базовой культуры личности. Трудовое воспитание способствует формированию одного из компонентов этой базы – культуры труда.
Задачи трудового воспитания
личности решаются еще в
В современном обществе
Проблема исследования – какова роль труда в развитии младшего школьника?
Цель исследования: показать значение трудовой деятельности в развитии личности младшего школьника.
Объект исследования: процесс воспитания младших школьников.
Предмет исследования: влияние трудовой деятельности на развитие личности.
Гипотеза: знание и понимание учителем роли труда в развитии личности ребенка является одним из педагогических условий правильной его организации.
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ педагогической литературы, реферирование.
Теоретическая значимость: показана роль труда в развитии личности младшего школьника.
Практическая значимость: материал работы может служить основой для проведения практического исследования.
Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы.
1.1.
Значение труда в развитии
личности
Значение труда в развитии
личности общепризнанно. В чем конкретно
состоит развивающая роль труда, какие
его особенности выступают как главные
условия развития человека? Возможности
для этого развития содержатся уже в самих
орудиях, предметах и результатах труда.
В орудиях труда, кроме назначения, воплощены
познанные человеком явления, законы,
свойства и условия существования предметов.
Условия труда тоже должны быть познаны
человеком. Предмет, орудие и условия труда
являются богатейшим источником знаний
о существенной части окружающей действительности.
Эти знания являются основным звеном в
мировоззрении человека.
Для
успешного осуществления
Важной производной этих социально-психологических
факторов является
формирование ответственности за результаты
труда коллектива.
Большое требование к человеку предъявляют
результаты труда. Таким
образом, требования предмета, орудий,
условий и результатов труда являются
важнейшим условием развития психики
человека в процессе трудовой деятельности.
Вторым условием развития психики человека
пол влиянием труда является целесообразная
деятельность самого субъекта. Преобразуя
предмет труда, создавая общественно ценные
продукты, он преобразует себя. Для более
полного использования развивающих возможностей
труда они должны быть дополнены деятельностью
старших - обучением и воспитанием. Деятельность
воспитателя является третьим условием
развития психики в процессе труда.
Во
всех видах труда формируется такое важное
качество личности, как практичность.
Человек с этим качеством свободно ориентируется
на производстве и в быту. Участвуя в коллективном
труде, индивид познает не только других,
но и себя: кто он есть, какую ценность
представляет для других, что он может.
Дети, как показали психологические исследования,
плохо знают себя, свои возможности, свое
положение в коллективно. Но в результате
трудовой деятельности происходят существенные
изменения. Прежде всего, изменяется его
отношение к себе, а затем и отношение
коллектива и педагогов. В психологии
накоплено много фактов, показывающих,
что трудовая деятельность побуждается
тем, на сколько высоки результаты ее результаты.
С этим связано формирование таких мотивов
как личностная значимость труда, сознание
его общественной значимости, притязания
на более высокий уровень достижений в
труде.
Труд имеет большое значение
в развитии способностей учащегося.
Способности развиваются, главным образом,
в условиях ведущей деятельности: в дошкольном
возрасте - в игре, в младшем и среднем
школьных возрастах – в учении, в юношеском
- в профессионально-трудовой подготовке.
Формирование способностей
осуществляется в той или иной деятельности.
В процессе труда, например,
распределение внимания становится более
широким, а его переключение более быстрым.
Велика роль труда в развитии мышления.
По мере овладения трудовыми навыками
развиваются его новые формы: технические,
практические, логические. В процессе
труда и общения с другими членами трудового
коллектива происходит развитие чувств.
Включаясь в трудовой процесс
ребенок коренным образом меняет свое
представление о себе и о окружающем мире.
Радикальным образом изменяется самооценка.
В процессе общения и овладения новыми
знаниями формируется мировоззрение школьника.
Работа в коллективе развивает социализацию
личности ребенка Развитие способностей,
чувств и мышления делает личность ребенка
более гармоничной.
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, эту проблему рассматривали в своих трудах такие педагоги прошлого, как Л.Н. Толстой, М.Горький, Н.К.Крупская, А.C. Макаренко, В.A. Сухомлинский и другие.
Так, Н.К.Крупская в обращении
к учителям, писала: «Надо сделать так,
чтобы труд был интересным и посильным,
и в тоже время,
чтобы это был творческий труд, а не только
механический» [14, 265].
Украинский педагог В.А.
Сухомлинский писал, что труд становится
великим воспитателем, когда он «...входит
в духовную жизнь наших воспитанников,
дает радость дружбы и товарищества, развивает
пытливость и любознательность, рождает
волнующую радость преодоление трудностей,
открывает все новую и новую красоту в
окружающем мире, пробуждает первое гражданское
чувство – чувство созидателя материальных
благ, без которых невозможна жизнь человека.
Радость труда – могучая воспитательная
сила. В годы детства ребенок должен глубоко
пережить это благородное чувство» [12,
271].
Труд для народа является не только жизненной
необходимостью, без которой не мысленно
человеческое существование, но и сферой
многогранных проявлений духовной жизни,
духовного богатства личности. В труде
распространяется богатство человеческих
отношений. Воспитать любовь к труду невозможно,
если ребенок не почувствует красоты этих
отношений. В трудовой деятельности педагогика
видит важнейшее средство самовыражения,
самоутверждения личности. Важная воспитательная
задача
в том, чтобы чувство личного достоинства,
личной гордости каждого
воспитанника основывалось на трудовом
успехе.
Следовательно,
труд является важнейшим фактором,
влияющим на развитие личности ребенка.
1.2.
Цели и задачи трудового
воспитания
Вся система учебной и внеклассной работы школы направлена на воспитание трудолюбия и формирование ответственного отношения к учебе, трудовым послушаниям и результатам своего и чужого труда. Основная задача трудового воспитания школьников - привить любовь к труду, отмечает Г.М.Коджаспирова [1, 34].
Цели и задачи трудового воспитания:
1. Воспитывать
уважительное отношение к
2. Формировать психологическую установку и понимание необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов и главного способа самореализации человека.
3. Вооружить учащихся основными трудовыми умениями и навыками (политехническими и по самообслуживанию).
4. Формировать убеждение в том, что труд по самообслуживанию -проявление принципа справедливости, это способ избежать эксплуатации одного человека другим на бытовом уровне.
Содержание
и организация трудовой
1. Наиважнейшее
значение в трудовой
2. Все
виды трудовой деятельности
3. В
организации трудовой
4. Организовывать
производительный труд
5. Трудовая
деятельность и трудовое
- предоставление
максимума информации о
- вооружение
информацией о порядке и
- помощь
учащимся в выборе профессии
на уровне социально-
- организация
обучения учащихся массовым
- организация экономического образования [2, 67].
Знание
педагогом целей и задач
1.3.
Психологические особенности
трудовой деятельности
школьников
Решение многих вопросов
трудового воспитания подрастающего поколения
существенно зависит от правильного понимания
функций, целей и
психологического содержания детского
труда. Труд школьника имеет свою специфику.
Прежде всего, труд учащихся отличается
от труда взрослых тем, ради чего он организован.
Детский труд организовывается прежде
всего с воспитательными целями. Труд
в обществе, как правило, носит коллективный
характер, поэтому от каждого участника
требуется умение взаимодействовать.
Следовательно, школьники должны включаться
в общественное производство.
Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться, указывал М.И.Рожков [6, 234]. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.
Формирование у школьника психологической
готовности к труду происходит в таких
видах деятельности как игра, учение, бытовой
и производительный труд, техническое
творчество. Как показывают наблюдения,
выпускники учебных заведений практически
и
психологически не готовы к участию в
производственному труду. С целью
лучшей адаптации школьников на производстве
необходимо восстанавливать и развивать
систему У.П.К., причем, непосредственно
на производстве. Главное, чтобы что бы
труд учащихся был непосредственно связан
с производством. Школьники должны выполнять
посильные заказы производства. Благодаря
такому подходу у учащихся труд приобретет
более высокое значение, создаются условия
для формирования общественно ценных
мотивов деятельности. Так как этот вид
деятельности не тождественен ни учебной
деятельности, ни трудовой деятельности
взрослых то мы условно выделяем ее как
учебно- трудовую. Ребенок после окончания
школы уже может иметь специальность,
что дает ему предпосылки для быстрой
адаптации на производстве.
Информация о работе Теоретические основы трудового воспитания младших школьников