Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе в связи с переходом к рыночным отношениям наблюдается тенденция к общему экономическому упадку отечественной школы. В первую очередь подобные тенденции отражаются на прикладных аспектах обучения.
Спад производства приводит к тому, что школа начинает терять уставленные ранее связи с различными предприятиями города. Утрачиваются годами налаженные традиции, а вмести с ними и важные аспекты воспитания детей

Содержание

Введение 3
Сущность трудового воспитания 4
Задачи трудового воспитания 12
Особенности трудового воспитания младших школьников 16
Труд и всестороннее развитие личности 27
Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников. 33
Заключение 34
Список литературы. 35

Работа содержит 1 файл

Трудовое воспитание.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

      В современном обществе в связи  с переходом к рыночным отношениям наблюдается тенденция к общему экономическому упадку отечественной  школы. В первую очередь подобные тенденции отражаются на прикладных аспектах обучения.

      Спад  производства приводит к тому, что  школа начинает терять уставленные  ранее связи с различными предприятиями  города. Утрачиваются годами налаженные традиции, а вмести с ними и важные аспекты воспитания детей.

      Поэтому в настоящее время актуальной становится тема трудового воспитания школьников. Ведь именно трудовое воспитание позволяет сформировать те качества личности, которые так необходимы в условиях высокой конкуренции на бирже труда. Ведь в первую очередь от того, насколько человек умеет трудиться зависит то, насколько хорошим профессионалом он станет.

      И здесь важно помнить, что качества личности, проявляющиеся в трудовой деятельности и отношение к труду в целом, формируются еще в детстве. Особая роль в становлении этих особенностей личности принадлежит младшему школьному возрасту, когда ребенок наиболее восприимчив к воздействию педагогов и ориентирован на выполнение социально-полезной деятельности. Стремление младших школьников занять свое место в социальной иерархии, приносить пользу обществу, делает этот возраст сенситивным для развития отношения к труду и формирования качества трудолюбия (3).

      Таким образом, в связи с особенностями  младшего школьного возраста, трудовое воспитание в начальной школе  приобретает важное значение и должно опираться на имеющиеся представления о психолого-педагогических закономерностях развития и воспитания в целом.

 

Сущность  трудового воспитания

     Сухомлинский  неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и  умственного труда: умны, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.

     Очень важным моментом в системе трудового воспитания является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

     Сущность  гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи  трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду.

      Значимость  трудового обучения в том, что  благодаря его практическому, прикладному характеру есть возможность учить школьников эффективно работать, творить, созидать, соединяя умственную деятельность с физической.

     Учебный процесс в школе выступает  одним из важнейших звеньев содержания трудового воспитания. Его воспитательные возможности заключаются в реализации идейно-нравствепной, практической, профориентационной направленности содержания учебных предметов, в соответствующей организации и методах обучения, повышающих трудовую активность школьников, формирующих творческое отношение к труду, развивающих познавательный интерес к науке и технике, обеспечивающих связь обучения с общественно полезным трудом (1).

      Известно, что становление общественно  ценных мотивов труда может происходить прежде всего в процессе производства материальных ценностей. Но и в учебном труде по овладению основами наук или в самообслуживающем труде (на пользу своим товарищам, в труде на пользу воспитанников детского сада или группы продленного дня, в труде на пользу жителей микрорайона или рабочих базового предприятия) также происходит формирование трудолюбия, дисциплинированности, активности и самостоятельности, что свидетельствует об определенном уровне воспитанности личности школьника. Следовательно, в целях воспитания может быть использована различная общественно значимая деятельность, в которую включаются школьники не только на уроках, но и во внеурочное время. Важно только, чтобы это была активная, педагогически целесообразная деятельность самих воспитанников. Именно в процессе деятельности человек получает не только преобразованный предмет своей деятельности, но и те дополнительные результаты, которые обеспечивают развитие личности: новый опыт, новые отношения, потребности, а стало быть, и новые цели, мотивы и т.д.

      Своеобразие процесса трудового воспитания школьников состоит в том, что общественно ценные мотивы не могут быть сформированы посредством вербального общения с детьми, в различных формах общественно-политического, нравственного или трудового просвещения. Желание трудиться на пользу обществу, превращение общественных целей труда в мотивы и цели самой личности может быть осуществлено лишь в реальной деятельности школьника.

      Наиболее  успешно этот опыт приобретается  в процессе педагогически организованного общественно полезного труда (как на уроке, так и во внеурочное время).

      Внедрение достижений НТР, урбанизация, развитие сферы быта снижают долю домашнего, бытового труда, ограничивают участие детей в домашнем хозяйстве. Продление сроков обучения в связи с введением всеобщего среднего образования отодвигает время вступления молодежи в самостоятельную жизнь. В этих условиях соединение обучения в школе с производительным трудом предотвращает запоздалое социальное взросление, возможность развития у молодежи потребительской психологии. При осуществлении соединения обучения с производительным трудом в современных условиях максимально учитываются достижения и перспективы развития науки, техники, производства, новые формы организации общественного труда, повышающаяся роль трудовых коллективов и т. п. Открываются богатые возможности для экономического воспитания учащихся в процессе производительного труда и подготовки к ней (7).

      Производительный  труд выступает и как важное средство экологической подготовки учащихся: приобретение и применение экологических знаний, выработка убеждений в необходимости ответственного отношения к природе, уяснение зависимости труда человека от факторов окружающей среды, ознакомление с вопросами безотходной технологии взаимодействия природы и общества. Производительный труд способствует применению и закреплению полученных учащимися знании, побуждает к приобретению новых знании, являясь одновременно и их важным источником, расширяет общую ориентировку учащихся в общественном производстве, дает возможность упрочить знания и навыки, необходимые для освоения конкретной профессии. Воспитательная ценность труда школьников определяется не только и не столько его содержанием, сколько уровнем организации, включенностью школьников в процессе труда в определенную систему отношений. Важнейшим условием образования таких отношений является воспитание как целенаправленное воздействие на индивида всеми возможными средствами, которыми располагает общество, с целью выработки у каждого общественно значимых качеств, навыков поведения и убеждения.

      Трудовое воспитание рассматривается как педагогический процесс, составными элементами которого является деятельность педагогов и практическая деятельность учащихся (трудовое самовоспитание).

      Деятельность  педагогов включает в себя: практическую подготовку к труду — вооружение учащихся конкретными знаниями и умениями, обеспечивающими высокую культуру труда, желание применять имеющийся опыт в новых ситуациях; психологическую подготовку к труду — нравстенную, волевую, эмоциональную способность к творчеству; общетеоретическую и политехническую подготовку к труду — воспитание научного и технического мышления, формирование на его основе мировоззрения; эстетическую подготовку к труду — стремление к его качественному выполнению, чтобы результаты воспитывали потребность делать вещи красивыми; подготовку к выбору профессии — ознакомление с миром профессии и выявление и развитие профинтересов и профпригодности (5).

      Практическая  деятельность учащихся включает научное  и профессиональное самообразование, умение и стремление усваивать опыт других, организацию деятельности для достижения высокой работоспособности; самовоспитание способностей, т.е. активное участие самих детей в трудовом самосовершенствовании в связи с подготовкой к труду и выбором профессии.

      Учитель определяет на данный отрезок времени цели воспитания; делит процесс воспитания на ряд этапов как систему дел, объединенных вокруг главного мероприятия, обладающего наибольшими воспитательными возможностями в решении задач этапа (В. С. Ильин (5)). Чтобы система трудового воспитания соответствовала потребностям общества, необходимо, чтобы ее функции были адекватны целям формирования личности; в ней достаточно полно моделировалась общественная деятельность; все педагогические процессы, ее образующие, были объединены на основе единства их функций, целей, содержания и методов; автономность каждой подсистемы не разрушала бы их единства, а динамика воспитательной системы в целом развертывалась бы от младшего возраста к старшему в соответствии с потребностями гармоничного, целостного развития личности .

      При анализе эффективности различных форм трудового воспитания сам факт участия в труде нередко рассматривается как необходимый и достаточный показатель потребности личности в труде, ее воспитанности. Это приводит к увлечению педагогов-практиков количественной стороной дела, что порой вызывает необоснованную перегрузку учителей и учащихся и создает иногда иллюзию благополучия как трудового, так и нравственного воспитания. Какую позицию занимает при этом учитель? Сколько времени занимает трудовая деятельность? Эти показатели остаются за пределами внимания педагогов. Невысокую эффективность трудового воспитания школьников при этом нередко порождает отсутствие целенаправленного воздействия педагога на формирование общественной направленности личности школьника, его отношение к труду. Для педагогики чрезвычайно важно знать, как объективные составляющие процесса трудового воспитания (педагогические условия, методы и формы воздействия на становление потребности в труде), так и его субъективную сторону (изменения, происходящие в личности под влиянием этих воздействий). Изучение трудовой воспитанности школьников как важнейшей характеристики развитой личности, поиск объективных показателей ее проявлений в каждом периоде возрастного развития (младшие школьники, подростки, старшеклассники) на определенном этапе учебно-воспитательного процесса представляет насущную задачу педагогической теории и практики.

      Имеющиеся в педагогической науке попытки  изучения воспитанности личности (общей, нравственной, трудовой), как правило, сводятся к выделению ведущих признаков, характеризующих тот или иной уровень развития качеств личности. Показателями воспитанности в этом случае принято считать различные перечни свойств и качества личности. Однако, располагая данными о проявлении каждого из качеств, зачастую невозможно получить целостную картину воспитанности личности. Это объясняется, во-первых, тем, что разные исследователи вкладывают разный смысл в содержание понятия каждого качества; во-вторых, тем, что не учитывается установленный в психологии факт зависимости проявлений каждого качества от общей направленности личности, от доминирующих мотивов их участия в трудовой деятельности (9). Применительно к школьникам трудовая воспитанность может быть определена как устойчивая готовность к социально мотивированному, с полной отдачей сил выполнению ими своих учебных и общественио-трудовых обязанностей. Это своеобразная совокупность минимально необходимых требований, которые предъявляет общество к взрослому человеку и которые приобрели личностно значимый смысл.

      Воспитывать у школьников готовность к труду — это значит, опираясь на приобретенные в процессе обучения знания, умения и навыки, формировать способность актуализировать и применять их в общественно-трудовой деятельности; формировать у них устойчивую потребность в добросовестном и творческом труде как социально мотивированной деятельности на благо общества. Обозначенные характеристики трудовой воспитанности тесно взаимосвязаны. Сформированность каждой из них влияет на структуру, содержание и устойчивость готовности к труду в целом.

      Для оперативного анализа уровня трудовой воспитанности личности, отбора форм и методов эффективных целенаправленных воздействий на повышений этого  уровня необходим поиск интегративного критерия, достаточно валидного для характеристики изучаемого процесса.

      Такой интегратнвный критерий позволит учителю и воспитателю при минимальных затратах времени определять самое существенное в характеристике трудовой воспитанности школьника, видеть динамику ее становления.

      Результаты  исследований дают основание считать такой стержневой характеристикой уровень развития общественной направленности личности (преобладание в структуре личности общественно ценных мотивов участия в труде). Это утверждение основано на признанном в отечественной психологией положении о том, что «каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость, — как отмечал С. Л. Рубинштейн (8),—это в потенции будущая черта характера в ее генезисе, и черта характера —это сгусток мотивов, который, раз за разом реализуясь в поступках человека, оседая в нем, пере ходит в личностное свойство».

Информация о работе Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников