Трудовое воспитание школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Введение
Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека.
Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения.

Содержание

Введение
Глава 1. Трудовое воспитание школьников
1.1 Труд и всестороннее развитие личности
1.2 Психологический аспект трудового воспитания школьников
Глава 2. Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.00 Кб (Скачать)

3) с ремонтом технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Одно и то же техническое устройство может  быть предметом труда для разных специалистов, например, см в табл.2.1

Таблица 2.1

 
Техническое устройство Монтаж, сборка Эксплуатация Ремонт  
Станок  с числовым программным управлением Слесарь механосборочных  работ Оператор станков  с ЧПУ, наладчик стан ков с ЧПУ Слесарь по ремонту  промышленного оборудования  
Энергетическая  установка Электромонтажник Оператор электропульта Слесарь по ремонту  электрооборудования  
Прибор Радиомонтажник Радиотехник Слесарь по ремонту  радиоаппаратуры  
Фотокино аппаратура Слесарь-сборщик  кинофотоаппаратуры Киномеханик, фотограф Слесарь по ремонту  Кинофотоаппаратуры  
         

Психологические требования профессий "человек-техника" к человеку: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.

III. "Человек  - знаковая система". Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т.п., то знакомьтесь с профессиями типа "человек - знаковая система". Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации и различается по особенностям предмета труда. Это могут быть:

1) тексты на  родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

2) цифры, формулы,  таблицы (программист, оператор  ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

3) чертежи, схемы,  карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман,  геодезист);

4) звуковые сигналы  (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий этого типа к человеку: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.

IV. "Человек  - художественный  образ". Большинство профессий этого типа связано:

1) с созданием,  проектированием художественных  произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист,  хореограф);

2) с воспроизведением, изготовлением различных изделий  по образцу (ювелир, реставратор,  гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

3) с размножением  художественных произведений в  массовом производстве (мастер по  росписи фарфора, шлифовщик по  камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий этого типа к человеку: художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. "Человек-человек". Большинство профессий этого типа связано:

1) с воспитанием,  обучением людей (воспитатель,  учитель, спортивный тренер);

2) с медицинским  обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра,  няня);

3) с бытовым  обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

4) с информационным  обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод,  лектор);

5) с защитой  общества и государства (юрист,  милиционер, инспектор, военнослужащий). Многие должности: директор, бригадир, начальник цеха, профсоюзный организатор  связаны с работой с людьми, поэтому ко всем руководителям  предъявляются те же требования, что и к специалистам профессий  типа человек-человек".

Психологические требования профессий этого типа к человеку стремление к общению; умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнения другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами: развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.

Проведенное тестирование школьников показало следующие результаты:

1. "Человек  - природа"

Мальчики - 0.

Девочки - 6

2. "Человек  - техника"

Мальчики - 5.

Девочки - 2.

3. "Человек  - знаковая система"

Мальчики - 2.

Девочки - 3

4. "Человек  - художественный образ"

Мальчики - 1

Девочки - 0

5. "Человек  - человек"

Мальчики - 3.

Девочки - 6.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что

Заключение

Таким образом, трудовая деятельность является одним  из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс  ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте.

Учитель должен поддержать и направить развивающийся  интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет  развиваться самопознание. Главная  развивающая функция труда - это  переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда  развиваются способности, умения и  навыки. В трудовой деятельности формируются  новые виды мышления. В следствии коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Главными задачами трудового воспитания являются:

Труд является равнозначным предметом программы  обучения. Правда в последнее время  в большинстве школ труд находится  в упадке. Это связано как с  общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием  социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более  широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но не исключая ее.

Список  использованной литературы

1. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. - Спб.: Нева, 2007г.

2. Платонов К.К.  Обобщение характеристик как  метод социально-психологического  изучения личности. - М.: Вега, 2008 г.

3. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. - М.: ИНФРА - М, 2007. 
 

Трудовое воспитание младших школьников  
 

 СОДЕРЖАНИЕ: 
 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Психолого-педагогические  аспекты трудового воспитания  школьни-ков…………………………………………………………………………… 6 

1.1. Формирование  и становление трудовой деятельности, ее роль в разви-тии младших школьников…………………………………………………. 6

1.2. Сущностные характеристики  трудового воспитания…………………… 15 
 

2. Прикладные аспекты  осуществления трудового воспитания  младших школьников…………………………………………………………………. 20 

2.1. Методологические  принципы трудового воспитания  учащихся………... 20

2.2. Основные условия  эффективного трудового воспитания  младшего школьника……………………………………………………………………  23 
 

 Заключение……………………………………………………………………….. 29 

 Литература………………………………………………………………………… 31 
 

Введение. 

Актуальность исследования. Трудовое воспитание учащихся общеобра-зовательных школ в целом ставит перед собой ряд задач, обусловленных, прежде всего подготовкой всесторонне развитой, творческой личности с ярко выраженной индивидуальностью, обладающую такими важными качествами, как ответственность, трудолюбие, работоспособность, коммуникабельность, толерантность, стрессоустойчивость; личность, легко адаптирующуюся к ок-ружающей среде, умеющую рационально организовывать и использовать свой потенциал[1],[9],[12],[13] и др.

Младший школьный возраст  в силу своих особенностей наиболее благо-приятный период для воспитательных воздействий, формирования необхо-димых качеств и свойств личности в контексте трудового воспитания. И здесь на первое место выходят уроки технологии в школе. Ведь именно на этих уроках создаются условия не только для формирования художественно-творческих способностей младшего школьника, эстетики восприятия окру-жающего мира, но и для овладения учащимися навыками самообслуживания, приучения их действовать самостоятельно, принимать решения, выходить из проблемных ситуаций собственным путем. Это также является немаловаж-ным компонентом в их воспитании.

Однако необходимо отметить, что исследования в области  трудового воспитания младших школьников в педагогической и психолого-педагогической науке проводились достаточно давно, большинство из них датируются советским  периодом. Сюда можно отнести работы многих авто-ров.

Так, например, А.С. Макаренко [9] указывал на общественный характер трудового воспитания школьников, а  поэтому видел необходимость  в воспитании не только исходя из интересов  ребенка, но и из общественной ценности, пользы трудовой деятельности.

А.Н. Белоус [1]исследовал то, как младшие школьники определяют со-держание труда родителей и на основании этого формируют собственные представления о труде. Этой же проблематике посвящены работы В.И. Логиновой, О.И. Соловьева, В.И. Глотова и др.

 Я.З. Неверович [11] занималась проблемой формирования у детей поло-жительного отношения к труду по самообслуживанию. Автором были выде-лены основные этапы формирования такого отношения, показана роль труда в психическом развитии личности.

 Известный отечественный  психолог П.П. Блонский [2] исследовал  и вы-делил специфические черты труда детей. Автор показал тесную вязь между трудовой и игровой деятельностью младших школьников, необходимость использования игры в качестве воспитания и развития трудовых мотивов ре-бенка.

И хотя исследования вышеприведенных авторов играют огромную роль в решении проблем  трудового воспитания младших школьников, однако они не отражают современные  социокультурные и экономические особенности нашего общества, переход нашего государства к рыночной экономике, прин-ципам демократии.

Таким образом, существуют противоречия между объективной  потреб-ностью общества в трудовой подготовке младших школьников в изменив-шемся социуме и реальными возможностями ее осуществления в деятельно-сти современной общеобразовательной школы, а также между социально и научно обоснованной потребностью системы образования в учителях на-чальных классов, готовых осуществлять трудовое воспитание младших школьников на уровне современных требований, и недостаточной теоретиче-ской разработанностью исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке.

 С учетом этих  противоречий была сформулирована  проблема исследо-вания : каковы психолого-педагогические условия эффективности трудового воспитания младших школьников в современной общеобразовательной шко-ле?

 Решение данной  проблемы составило цель исследования. 

Информация о работе Трудовое воспитание школьников