Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Стертая форма дизартрии – распространенное нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня можно считать доказанным, что у детей со стертой формой дизартрии помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи. Недостаточность теоретического и практического материала по данной проблеме, расхождения у исследователей в ряде вопросов, вплоть до названия этого нарушения, отсутствие методик, позволяющих проводить дифференциальную диагностику, и рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы, направленной на профилактику нарушений у детей со стертой формой дизартрии, побудило к исследованию в этой области.

Содержание

Введение 3
1.Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс……………4
1.1. Современный взгляд на проблему…………………………………………4
1.2. Характеристика старших дошкольников со стертой формой дизартрии ..8
2.Диагностика стертой формы дизартрии 13
2.1. Изучение и анализ анамнестических данных …………………………..14
2.2. Обследование состояния высших психических функций и процессов...14
3.Коррекция стертой формы дизартрии у дошкольников 30
3.1. Двигательная сфера……………………………………………………..31
3.2. Постановка и развитие навыков правильного дыхания………………….37
3.3. Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодическая сторона речи) ………………………………………………………………………40
3.4. Мимические и артикуляционные упражнения……………………………41
3.5. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений …………………………………… 44
3.6. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза …………...54
3.7.Коррекция звукопроизносительной стороны речи………………………59
Заключение 63
Литература …………………………………………………………………….64
Приложение. Анамнестические данные………………………………...…65
Альбом для диагностики стертой формы дизартрии …………………… …66

Работа содержит 1 файл

Курсовик 1.doc

— 432.00 Кб (Скачать)

              Содержание

Введение 3

1.Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс……………4

    1.1. Современный взгляд на проблему…………………………………………4

    1.2. Характеристика старших дошкольников со стертой формой дизартрии ..8

2.Диагностика стертой формы дизартрии 13

    2.1.  Изучение и анализ анамнестических данных …………………………..14

    2.2.  Обследование состояния высших психических функций и процессов...14

3.Коррекция стертой формы дизартрии у дошкольников 30

      3.1.  Двигательная сфера……………………………………………………..31

    3.2.  Постановка и развитие навыков правильного дыхания………………….37

      3.3. Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодическая сторона речи) ………………………………………………………………………40

    3.4.  Мимические и артикуляционные упражнения……………………………41

          3.5. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза,                 пространственных представлений …………………………………… 44 

    3.6. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза …………...54

    3.7.Коррекция звукопроизносительной стороны речи………………………59

    Заключение 63

    Литература  …………………………………………………………………….64

      Приложение. Анамнестические данные………………………………...…65 

Альбом  для диагностики  стертой формы  дизартрии ……………………   …66 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

   Стертая форма дизартрии – распространенное нарушение речи у детей дошкольного  и младшего школьного возраста. Сегодня можно считать доказанным, что у детей со стертой формой дизартрии помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи.

   Актуальность проблемы. Недостаточность теоретического и практического материала по данной проблеме, расхождения у исследователей в ряде вопросов, вплоть до названия этого нарушения, отсутствие методик, позволяющих проводить дифференциальную диагностику, и рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы, направленной на профилактику нарушений у детей со стертой формой дизартрии, побудило к  исследованию в этой области.

   Цель  исследования – методики обследования в сочетании с традиционными логопедическими приемами и с некоторыми нейропсихологическими и психологическими пробами (А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова, А.В.Семенович и др.) для оценки состояния высших психических функций.

   Объектом  исследования является старший дошкольник со стертой формой дизартрии.

   Предметом коррекционной работы является комплексный дифференцированный подход, учитывающий основные этапы формирования мозговой организации психических процессов в норме и у детей со стертой формой дизартрии.

   Задачи  исследования.

   1.В методике учитывать типологические и индивидуальные особенности данной категории детей.

   2.Работу выстроить поэтапно и четко структурировать.

   3.Обеспечить ее эффективность последовательностью задач, выдвигаемых на каждом этапе обучения.

   4.В систему занятий включить разнообразные виды упражнений, специально направленных на профилактику нарушений речи, а в дальнейшем и письма у детей с данной категорией нарушения.

   Для коррекции стертой формы дизартрии  прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Рассмотреть и подобрать диагностические данные и методики коррекции стертой формы дизартрии для устранения самого дефекта. 
 

    Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс 

          1. Современный взгляд на проблему

   Как особый вид речевого расстройства стертая форма дизартрии стала выделяться в логопедии относительно недавно — в 50-60-х годах XX века.

   В своей классификации нарушений звукопроизносительной стороны речи, основанной на патогенетическом принципе, Р.А. Белова-Давид отграничила два основных вида: дислалию, связанную с функциональным характером нарушения, и дизартрию, обусловленную органическим повреждением центральной нервной системы.

   Систематизируя нарушения звукопроизношения у дошкольников с учетом патогенеза звукопроизносительных расстройств, Е.Ф.Соботович выделила недостатки звукопроизношения, которые проявлялись на фоне неврологической симптоматики и имели органическую основу, однако носили стертый, невыраженный характер. Она квалифицировала их как расстройства дизартрического ряда, отмечая при этом, что симптоматика этих нарушений отличается от проявлений тех классических форм дизартрии, которые имеют место при ДЦП.

   Другие отечественные и зарубежные исследователи также указывали, что существует группа детей с нарушениями формирования звуковой стороны речи, симптоматика и природа которых не соответствуют ни дислалии, ни дизартрии.

   Длительное время природа указанных расстройств оставалась неясной, что проявилось и в вариативности терминологии (апрактическая дизартрия, артикуляторная диспраксия, органическая, центральная или усложненная — «затяжная» — дислалия, функциональная дизартрия, малые дизартрии, минимальные дизартрические расстройства и др.). В дальнейших исследованиях Е.Ф.Соботович, Р.И.Мартыновой, Э.Я.Сизовой, Э.К.Макаровой, Л.ВЛопатиной и других эти нарушения стали обозначаться как стертая дизартрия или как стертая форма дизартрии.

   Сам термин «стертая форма дизартрии» впервые был употреблен    Токаревой О.А., по мнению которой дети, страдающие данной патологией, большинство звуков могут произносить правильно, но в спонтанной речи их слабо автоматизируют и дифференцируют.

   Очевидно, что первоначально исследователи относили стертую форму дизартрии к собственно звукопроизносительным расстройствам, но впоследствии эти нарушения многими авторами стали трактоваться как симптомокомплекс, включающий в себя речевые и неречевые симптомы. В настоящее время в отечественной литературе стертая форма дизартрии рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушениями звукопроизносительной стороны речи, наблюдаются нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций. В литературе подчеркивается, что стертая форма дизартрии по своим проявлениям характеризуется сглаженностью симптомов, их неоднородностью, вариативностью, различным соотношением речевой и неречевой симптоматики, нарушениями знакового (языкового) и незнакового (сенсомоторного) уровней. Поэтому она представляет значительную трудность для дифференциальной диагностики.

   Этиологию стертой формы дизартрии отечественные авторы связывают с органическими причинами, действующими на мозговые структуры в пренатальный, натальный и ранний постнатальный периоды. Во многих случаях в анамнезе имеет место цепочка вредностей всех трех периодов развития ребенка. Исследователи отмечают, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение имеет распространенный характер и может способствовать задержке созревания и нарушению функционирования структур головного мозга.

   В иностранной литературе для подобных нарушений используется понятие «речевая, или артикуляционная, диспраксия развития» (Development apraxia of speech — DAS). Среди причин, вызывающих DAS, обычно называют нарушение иннервации артикуляционного аппарата, двигательные расстройства, оральную апраксию как нарушение центральной программы временного согласования произвольных мускульных движений артикуляционного аппарата, минимальную мозговую дисфункцию.

   Отечественные и зарубежные исследователи отмечают наличие многообразной неврологической симптоматики у детей со стертой формой дизартрии.

   Симптомы органического поражения центральной нервной системы обнаруживаются в форме стертых парезов, изменении тонуса мышц, гиперкинезах (избыточных непроизвольных движениях), проявляющихся преимущественно в мимической и артикуляционной мускулатуре, в наличии патологических рефлексов, нарушении вегетативной нервной системы.

   Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Б.А.Архипов указывают на нарушение функции глазодвигательных нервов у детей со стертой формой дизартрии, проявляющееся в одностороннем птозе, косоглазии, ограничении объема движения глазных яблок.

   В двигательной сфере у данной категории детей наблюдается одинаковое развитие функций обеих рук и псевдолеворукость. Исследователи отмечают замедленность, неловкость, недостаточность движений при относительной сохранности их объема, подчеркивая, что ограничение объема движений верхних и нижних конечностей выявляется преимущественно с одной стороны.

   Отметим, что общая моторика детей со стертой формой дизартрии недостаточно исследовалась в отличие от тонкой моторики, нарушение которой, наряду с артикуляционной, определяется авторами как один из ведущих симптомов при стертой форме дизартрии. Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова, описывая нарушения ручной моторики у этих детей, отмечают неточность, некоординированность, недостаточную динамическую организованность движений. А.В.Семенович указывает на грубые нарушения реципрокных и синергетических сенсомоторных координации, обилие синкинезий.

   Исследования артикуляционной моторики показали, что у детей со стертой формой дизартрии имеется нарушение функций мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного нерва, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами. Нарушения функций тройничного нерва (V пара) проявляются в сужении объема движений нижней челюсти. При этом отмечается неточность, ограниченность движений, синкинезий губ и языка. Нарушения функции лицевого нерва (VII пара) у детей со стертой формой дизартрии проявляются в сглаженности, асимметричности носогубных складок, недостаточном объеме мимических движений, движений губ при оскаливании. Нарушения иннервации подъязычного нерва (XII пара) проявляются в невозможности удержания статической позы, треморе кончика языка, трудностях поднятия вверх языка, гиперили гипотонусе мышц. Нарушения функции языкогло-точного нерва (IX пара) проявляются в недостаточном поднятии мягкого неба (Uvula), назализованном оттенке речи, саливации, ограниченном объеме движений средней части и корня языка.

   Наблюдаются трудности переключения движений, воспроизведения одновременных движений артикуляционных органов, персеверации (навязчиво повторяющиеся движения), перестановки при воспроизведении серии движений.

   Перечисленные нарушения моторики артикуляционного аппарата определяют разнообразные фонетические недостатки, которые, по мнению большинства исследователей, являются доминирующими в структуре дефекта при стертой форме дизартрии. О.А.Токарева указывает, что у данной категории детей имеются более грубые проявления нарушений звукопроизношения, чем при дислалии, требующие длительного логопедического воздействия для их устранения. Особенности звукопроизношения определяются характером нарушений иннервации, состоянием нервно-мышечного аппарата артикуляционных органов. Поданным Г.В.Гуровец и С.И.Маевской, наиболее распространенные искажения — боковое, межзубное, смягченное произношение звуков. Дети со стертой формой дизартрии сложные звуки часто заменяют артикуляционно более простыми, аффрикаты расщепляют на составляющие их компоненты, щелевые заменяют смычными, твердые — мягкими.

   Большинство исследователей отмечают, что для детей с этим дефектом характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, которое проявляется в искажениях и отсутствии преимущественно трех групп звуков: свистящих, шипящих, соноров.

   Менее выражены у данной категории детей просодические (голосовые) расстройства. Указывается на отклонения в темповой и динамической организации речи. Отмечаются особенности тембра голоса (высокий, громкий, крикливый, срывающийся на фальцет или, наоборот, — тихий, низкий, слабый), недостаточное дифференцирование различных видов интонации. Речь характеризуется малой выразительностью, монотонностью, «смазанным» интонационным рисунком.

   Во многих исследованиях, посвященных изучению проблемы стертой формы дизартрии (Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Е.Ф.Соботович, Л.ВЛопатина и др.), отмечается, что у детей данной категории распространены нарушения фонематического восприятия. Им трудно различать на слух твердые-мягкие, звонкие-глухие звуки, аффрикаты и составляющие их элементы. Для них характерны искажения звукослоговой структуры слов, трудности в овладении звукослоговым анализом и синтезом, формирования фонематических представлений.

    По данным исследований Л.В.Лопатиной, у дошкольников со стертой формой дизартрии существование нечетких артикуляторных образов приводит к тому, что грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков стираются, а отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Как отмечала Р. Е. Левина, такое явление наблюдается при нарушении речевых кинестезии, имеющих место при морфологических и двигательных поражениях органов речи. Таким образом, в современной дефектологической литературе фонематическое недоразвитие в структуре дефекта при стертой форме дизартрии рассматривается как вторичное нарушение.

Информация о работе Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс