Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Вклад отечественных и зарубежных педагогов в развитие проблемы экологического воспитания 5
1.2 Сущность, цель и задачи экологического образования и воспитания у младших школьников экологической культуры 10
1.3 Средства, формы и методы экологического образования младших школьников 16
1.4 Экологическая направленность уроков природоведения 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1 Диагностика сформированности экологических качеств младших школьников в учебной деятельности 26
2.2 Методика экологического воспитания и обучения младших школьников на уроках природоведения 32
2.3 Оценка результатов эксперимента 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Оборудование:
материал для организации практической
деятельности учащихся: образцы видов
горных пород, пластилин, крупа, песок,
листы бумаги; схемы процессов, карточки
с названиями процессов, графики, копии
статьи из журнала «Юный эрудит», журналы
по географии, видеофильм «Геологи на
разведке полезных ископаемых», энциклопедии,
учебник «Окружающий мир» (автор: Е.В.Чудинова,
Е.Н.Букварева,-М.:Вита-Пресс,
Ход урока
Стадия вызова
у: - Из чего состоит земная кора? Что такое горные породы? и т. д.
У: - Значит тема нашего урока звучит так: Превращение горных пород, их виды. Основной объект изучения – горные породы, а также их превращения (без волшебства и магии нам не обойтись).
На доске представлена «Корзина» идей.
У:- Я думаю, что вы знаете больше различных фактов, идей по теме нашего урока, чем я. Много читали о Земле? Я попрошу каждого из вас задуматься, вспомнить все, что вы знаете о горных породах (1 минута). А теперь в группах обменяйтесь своими мнениями и предложите для общего обсуждения 1 факт, который вам кажется самым точным и важным (возможно это будут просто слова по теме урока, после работы в группах проверка идей и заполнение корзины с полной фиксацией на доске).
У:- Молодцы, вот и появилась наша корзина идей. А какой из способов познания вы можете предложить, чтобы узнать, что такое горная порода? (дети предлагают варианты «книга», «помощь взрослого», «наблюдение». Конечно, все эти способы нужны нам, но для начала рассмотрим горные пород и определим способы их превращения, а значит и ответим на вопрос урока
5. Решение У.З. путем выполнения практической работы.
У: - У вас на столах ящички с горной породой – гранит, рассмотрите ее внимательно. Из чего состоит порода? (ответы учащихся выслушиваются и делаем вывод: «Полевой кварц, шпат, слюда – не забуду никогда» (поговорка немецких горняков)
у: - частицы твердые, их много, плотно скреплены друг с другом
У: - А теперь рассмотрите горную породу – песок.
у: - Он сыпучий, мелкие частички
У: - Состоит
песок из кварца, пыли и др. частичек,
следовательно каким –то
5а. Предметное моделирование в группах.
У: - Попробуйте из материала на столе (отдельных кусочков бумаги, пластилина и крупы получить цельный объект. Какая группа успешнее справится? (работа в группах).
У: - У вас получилась модель гранита. Какие действия вы выполняли, чтобы его получить? Какие условия нужны для процесса образования горной породы гранит? (обсуждение в группе, выдвижение предположений, фиксация на доске и в рабочей тетради):
- давление
- температура
У:- Где может происходить данный процесс?
у: - Нужно сильное давление и высокая температура, следовательно, эти условия могут быть глубоко под землей, ближе к центру Земли, в магме. Как вы думаете, как можно назвать породу, которая образуется так глубоко и которую трудно повредить?
у: - учащиеся предлагают свои варианты от групп.
У: - Чтобы узнать, какая из групп более точно ответила на вопрос, посмотрите отрывок из научного фильма о геологах (геодинамические исследования в горном массиве Тянь-Шаня), вы услышите от геологов как научно называется этот вид горной породы.
5б. Демонстрация видеофильма
5в. Фиксация на доске названий видов горных пород:
Магматические (вулканические) породы
У: - Вулканические породы самые твердые, сначала застывают темные компоненты, потом шпат, и последним – кварц. А можно ли из гранита получить песок? (ответы учащихся). Как это можно сделать, попробуйте на своей модели.
5г. Предметное
моделирование в группах. (учащиеся
от куска гранита отделяют
мелкие кусочки). По окончанию
работы учитель спрашивает: -Долго
протекал ваш процесс, можно
ли это сделать мгновенно?
У: - Как в природе от гранита могут отделяться частички?
у: - Природные процессы: выветривание, размывание, смена температур и т.д. + человеческий фактор
У: - Как называются
породы, образованные путем разрушения?
(выслушиваются предположения
Учитель читает
научную статью о граните и
о его разрушении, после чтения
ученики должны ответить на вопрос
«Из каких компонентов
Кварц - песчинки, полевой шпат – ил, глина
Физпауза.
Учитель показывает образцы горных пород: мел и мрамор, и спрашивает их названия. К какому виду горных пород относятся? (мнения групп учеников с доказательством, учитель подводит к тому, что эти породы особенные и по свойствам и по способу образования). Эти породы называются метаморфические, потому что преобразуются из осадочных. (схема видов горных пород дополняется, расставляются связи)
У: - Ответили мы на вопросы, которые возникли на прошлом уроке?
Так что же такое горная порода?
6.Измеритель
6а. Перевод информации.
У: -Посмотрите на диаграммы, какая информация дана?
Сделайте вывод о составе земной коры.
Задание для групп: учитель предлагает карточку с таблицей
магматиты | метаморфиты | Осадочные породы | |
Земля | |||
Крым |
Проверка работы
в группах (на доску вывешиваются
листы и оценивается
6б. Творческое задание.
У: -А теперь задание
для самой эрудированной
Итог. Просмотр «Корзины» идей. Что можете рассказать о горных породах? Горная порода – порода в горах?
Какие
вопросы мы еще не затронули? На какие
бы вы хотели получить ответ?
Урок №3. Тема: Почва. Состав почвы. Охрана почв.
Задачи:
Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;
Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;
Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность.
Оборудование: рабочий лист (13 шт.); лабораторные ящики(13 шт.); чашка фарфоровая (13 шт.); образцы почв (раздаточный материал 13 шт.); стеклянные палочки (13 шт.); (13стеклянные стаканы (13 шт.); стеклянная воронка (4 шт.); колба (4 шт.); бумажный фильтр (4 шт.); лупы (13); демонстрационный столик; штатив; сухое горючее или спиртовка; стекло; держатель; толковый словарь; презентация; компьютер; мультимедийный проектор; экран; учебник “Я и Украина” 3 класс, Рабочая тетрадь
Ход урока
I.
Оргмомент.
Вот звонок нам дал сигнал –
Поработать час настал.
II.
Эмоциональный настрой.
Ученик:
Есть
просто храм,
Есть храм науки.
А
есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу
и ветрам.
Учитель:
Он
свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Святыня
– это то, что является особенно
дорогим человеку, любовно хранимым
и чтимым.– Как вы думаете, ребята, какую
святыню природы можно назвать главной
для человека? Без какой святыни природы
его жизнь не возможна? (Без земли.)
– Еще эту святыню называют кладовой природы.
Послушайте рассказ “Чудесная кладовая”
(М.Ильин, Е Сегал)
Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
–
Сказка это или не сказка?
Нет, это не сказка. Чудесная кладовая
есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались,
как она называется?
– Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:
Бьют
меня ногами,
Режут ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять.
–
Интересно, не правда ли, какая же это
святыня, если ее бьют, колотят, ворочают
и режут?
– Да. Это земля. Слово “земля” имеет
много значений, Марина нашла в словаре
толкование этого слова, послушайте ее:
это и название нашей планеты, на которой мы живем;
это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.
– К нам в школу по электронной почте из научно-исследовательского института почвоведения пришло сообщение с просьбой изучить объект, изображенный на этой фотографии. Как вы думаете, что же это такое? (Фотография среза земли, взятого с обрыва)
–
Мы с вами сегодня будем говорить
о земле, на которой все растет,
о земле – матушке нашей кормилице или
... о чем? Каково ее научное название?
– Почва.
– Кто догадался, над какой темой будем
работать сегодня на уроке?
III. Сообщение темы и цели урока.
– Действительно, тема урока – “Почва. Ее состав и свойства”
– Сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники, которые изучают состав, свойства и виды почвы.
Правила работы в учебной лаборатории
– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.
– Научные сотрудники работают по плану.
– Я предлагаю и нам составить план работы на уроке.
– Согласны? С чего начнем?
– Знаете ли вы, что такое почва?
– Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве.
(На слайде появляется "Что такое почва?")
– Что еще хотели бы узнать о почве?
– И чего состоит почва?
(На
слайде появляется “Состав
Информация о работе Средства и методы экологического образования и воспитания младших школьников