Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Вклад отечественных и зарубежных педагогов в развитие проблемы экологического воспитания 5
1.2 Сущность, цель и задачи экологического образования и воспитания у младших школьников экологической культуры 10
1.3 Средства, формы и методы экологического образования младших школьников 16
1.4 Экологическая направленность уроков природоведения 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1 Диагностика сформированности экологических качеств младших школьников в учебной деятельности 26
2.2 Методика экологического воспитания и обучения младших школьников на уроках природоведения 32
2.3 Оценка результатов эксперимента 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
¾ знания о природе и ее охране;
¾ эстетические и нравственные чувства к природе;
¾ позитивная деятельность в природе;
¾ мотивы, определяющие поступки детей в природе.
А.Н. Захлебный [12] считает, что целью экологического образования и воспитания являются формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности, формирование экологической культуры И.Т. Суравегина [23] определяет цель экологического образования как «формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления». Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности.
И.Д. Зверев [13] считает, что основной задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха.
Б.Т. Лихачев [15] методы и формы экологического образования и воспитания условно разделяет на несколько групп. Это: школьные и внешкольные методы формирования сознания и развития мышления, научение умениям и навыкам практически направленной деятельности, развитие нравственно-правовой ответственности, эстетического отношения к действительности, нравственного самосовершенствования.
А.Н. Захлебный [12] считает, что при разработке экологической программы особое значение приобретает изучение школьника как личности, факторов его обучения и воспитания.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема экологического воспитания школьников была поставлена давно. Она развивалась и решалась вместе с развитием педагогической науки и школьной практики. Первыми представителями педагогической науки, уделившие внимание воспитанию ребенка в тесной связи с природой были итальянские гуманисты, в частности, Витторино да Фельтре основал впервые школу, названную Домом радости для воспитания детей, максимально используя природу как средство образования и воспитания. В последние годы активизировались поиски эффективного включения в учебно-воспитательный процесс современных идей экологии, главным образом в связи с изучением биологии и географии
Экологическое образование и воспитание необходимо рассматривать как два тесно взаимосвязанных звена в целостном процессе развития экологической культуры личности.
Специфика процесса воспитания связана с воздействием на духовную сферу личности и оперированием системой понятий "ценности отношение - деятельность", специфика процесса экологического образования связана с воздействием на "рацио", интеллект, формирующиеся сознание и оперирование системой "сознание мышления - знание деятельность".
Экологическое образование обладает такими особенностями, как
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания, поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления, формируются на уроках природоведения, а так же в процессе внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию. Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
Цель
экологического воспитания - это формирование
бережного отношения к
Определяя сущность экологического воспитания М.С.Белая [3] выделяет:
1. Особенности этого процесса:
а) ступенчатый характер:
б) длительность;
в) сложность;
г) скачкообразность;
д) активность;
2.
Значение психологического
а) развитие экологического сознания;
б) формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности;
в) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
г) воспитание устойчивой воли;
д) формирование значимых целей экологической деятельности
Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.
Условием
экологического воспитания выступает
организация взаимосвязанной
Важнейшей задачей экологического воспитания является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) в учебном процессе. Эти задачи также решаются в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.
Другой важной задачей экологического воспитания является приобретение учащимися опыта и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы.
Успех
экологического воспитания во многом
определяется заинтересованным участием
всего или большей части
Формирование у детей ответственного отношения к природе - длительный и сложный результат. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
«Природа - великая воспитательница, - говорил К.Д.Ушинский, - она помогает воспитанию высоких моральных качеств, в том числе доброты и гуманности» [26, 54].
Среди
средств познания природы ведущее
место принадлежит
Н.С.Дежникова, Л.Ю.Иванова [5], говорят, что, важность экологического воспитания детей в современном технологическом мире переоценить невозможно. Главной задачей его они считают формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Только в этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически проекты решительно отвергаться, какую бы прибыль их внедрение не сулило. Проблема охраны природы становиться, таким образом, проблемой этики.
Г.П. Логовеева подчеркивает: «Острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается. Как следствие этого возрастает значимость и необходимость экологического воспитания каждого члена общества, в том числе учащихся начальной школы» [16, 98].
Наличие такой готовности предусматривает три ее основных параметра:
- ориентировку человека в разнообразных, объективно существующих взаимозависимостях природных предметах и явлений, зависимости человека и природы;
-
умение оценивать состояние
- умение и стремление действовать в природе так, чтобы не принести ей ущерба.
Именно
поэтому так важен в
Особую
роль в экологическом воспитании
играет эмпатия, то есть эмоциональная
отзывчивость к радости и горю
других людей. При этом педагогу важно
стремится к такой форме
Экологические задачи не только стимулируют детскую любознательность, но и способствуют проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы, дают детям основы знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира.
Особое внимание к проблемам экологического воспитания детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.
В результате исследований различных проблем экологического воспитания были определены методологические и теоретические основы экологического воспитания в соответствии с возможностями конкретного возраста, отобрано содержание ознакомления с природой, в особой мере способствующее экологическому образованию.
Информация о работе Средства и методы экологического образования и воспитания младших школьников