Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Вклад отечественных и зарубежных педагогов в развитие проблемы экологического воспитания 5
1.2 Сущность, цель и задачи экологического образования и воспитания у младших школьников экологической культуры 10
1.3 Средства, формы и методы экологического образования младших школьников 16
1.4 Экологическая направленность уроков природоведения 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1 Диагностика сформированности экологических качеств младших школьников в учебной деятельности 26
2.2 Методика экологического воспитания и обучения младших школьников на уроках природоведения 32
2.3 Оценка результатов эксперимента 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
При изучении темы «Будем беречь здоровье формируется представление о человеке, как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма и о влиянии на неё окружающей среды.
В конце года изучается тема «Что такое экология?», в которой даётся понятие науки экологии, конкретизируются основные экологические понятия: экологические связи, окружающая среда, прямые и косвенные связи в природе, экологические цепочки, цепь питания (пищевая цепь), экологическая пирамида, экологическая катастрофа, экологические прогнозы. Экологические понятия у младших школьников формируются с опорой на присущие младшим школьникам эмоциональную отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способностью овладевать определёнными теоретическими знаниями.
В четвёртом (третьем) классе курс открывается темой «Мы – жители Земли». Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения. Продолжается изучение природоведения темой «Сбережём природу Украины», которая знакомит учащихся с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой в них. При изучении темы «Сохраним природу своего края» изучаются поверхность, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, охрана природы края. Экологические знания детей расширяются, углубляются, детализируются.
Формирование
экологических понятий у
На этапе начального обучения преобладающую роль играю задания, отражающие экологические взаимодействия в природной среде (приспособленность к среде обитания, пищевые, информационные связи и так далее), природа и отношения с ней – приоритетный и важный предмет изучения в начальной школе.
Задания по экологии направлены на систематизацию, обобщение знаний о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой, на открытии ребёнком этих связей и зависимостей.
Большая роль на уроках природоведения принадлежит игровым моментам, которые выполняют познавательные функции, соответственно возрасту и особенностям учащихся младшего школьного возраста. Младший школьник испытывает острую потребность в игре. Особую ценность в этом плане приобретают учебные задания типа дидактических игр, кроссвордов, отгадывания загадок, направленных на формирование потребностей в новых знаниях.
Часть уроков проводится в виде заочных путешествий. Дети выступают в роли путешественников, врачей, геологов. Класс делится на группы-команды: «Берёзка», «Родничок», «Скворушка». Во время путешествий проводятся игры: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Поле чудес», «Устами младенца», «Почемучка».
На итоговых уроках дети пишут сочинения о свеём отношении к уроку экологии и прочитанным рассказам.
На итоговых уроках дети пишут сочинения о своём отношении к уроку экологии и прочитанным рассказам. В помощь детям предлагаются незаконченные предложения разных типов.
Таким образом, младший школьник высказывает и своё отношение к экологическим изменениям в окружающей среде, описываемых в рассказах и наблюдаемых в жизни. Изучение природоведения способствует формированию у младших школьников убеждения в необходимости в охране природы как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Опытно-
I этап - констатирующий эксперимент.
II этап - формирующий эксперимент.
III этап - контрольный эксперимент.
На I этапе изучалась психолого-педагогическая литература по теме исследования. Осуществлялась подготовка теоретической и эмпирической базы исследования, дидактических материалов. Проводились диагностики уровня сформированности экологической культуры младших школьников на начало эксперимента.
На II этапе разработан и проведён формирующий эксперимент.
На III этапе исследования осуществлён контрольный эксперимент. Проведены обобщение и систематизация результатов педагогического эксперимента, их теоретическая интерпретация и апробация.
Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей воспитания экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.
На констатирующем этапе использовались следующие методики:
-
методика по выявлению уровня
сформированности
- диагностическая анкета-опросник, выявляющая уровень сформированности знаний, умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру.
За основу определения качественных характеристик уровней взяты теории, предложенные Л.П.Симоновой [7]:
- научно-познавательный;
- ценностный;
- нормативный;
- практически-деятельностный.
На основе двух этих методик были определены уровни и критерии экологической воспитанности:
Низкий уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных, растений леса, луга, поля, водоема, вычленяя их некоторые особенности. Умеют определять состояние растений в зависимости от среды обитания, с помощью педагога классифицируют растения. Познавательное отношение к животным и растениям не устойчиво.
Средний уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных и растений разных сообществ по представлению и небольшой опорой на наглядность. С помощью педагога классифицируют животных и растения. В течении длительного времени наблюдают за ростом и развитием растений, их изменениями в разные сезоны, знают потребности животных. Устанавливают некоторые общие связи, сравнивая растения. Используют известные способы наблюдений. Недостаточно владеют обобщенными представлениями и не владеют понятиями рода и вида при классификации растений. Не всегда способны прогнозировать последствия неадекватных воздействий на природу, но при этом проявляют бережное и заботливое отношение к животным и растениям. Знают о существовании Красной книги, называют некоторые растения и животных, занесенных в нее. Эмоционально откликаются на яркие растения, проявляя внимательность, устойчивый интерес. В процессе наблюдений вспоминают стихи, песни, пословицы.
Высокий уровень – у детей этого уровня многообразны знания о животных и растениях разных сообществ. Самостоятельно устанавливают связи между развитием растений и средой обитания. Знания сформированы на уровне представлений, понятий, рода и вида. Дети способны устанавливать общие и частные связи с помощью наглядно – схематических пособий. Используют разные виды наблюдений за ростом и развитием растений и животных в разных сообществах и в соответствии с сезоном. Воспитательное отношение к природе устойчивое. Часто задают поисковые вопросы. Появляются эвристические суждения. Бережно относятся к растениям и животным, нетерпимы к людям в случае нарушения правил поведения в лесу, поле, на лугу. Эмоционально откликаются на красоту природы, используют песни, стихи, загадки о растениях и животных. Проявляют бережное отношение к дарам природы, понимая самоценность исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу. Знают лекарственные свойства некоторых растений. Методика диагностики была одинаковой для всех детей. Это позволило сравнивать результаты согласно критериям и устанавливать уровни экологической воспитанности. Данные психодиагностики необходимы для того, чтобы:
-
изучить пути реализации
-
обеспечить контроль за
-
дать возможность учителю
-
установить направления
Методика
по выявлению уровней
Экологические
знания являются основой экологического
воспитания. Эта методика предназначена
для выявления имеющихся
Обработка
результатов: подсчитывается количество
правильных ответов, их сумма характеризует
уровень имеющихся
Низкий
уровень - от 0 до 6 правильных ответов.
Характеризуется отсутствием
Средний
уровень – от 7 до 11 верных ответов.
Характеризуется усвоением
Высокий уровень – от 12 до 15 правильных ответов. Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ.
Таким образом, при количественном анализе видно, что в 3 «А» классе из учащихся 2 человека имеют низкий уровень; 11 человек – средний уровень; 1 человек – высокий уровень (Таблица № 2.1).
В 3 «Б» классе из 13 учащихся: 2 человека – низкий уровень; 9 человек – средний уровень; 2 человека – высокий уровень (Таблица № 2.2).
Таблица № 2.1
Выявление уровня экологических знаний у учащихся 3 «А» - экспериментального класса. Констатирующий этап
имя учащегося | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Всего |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Даша Ш. | - | + | - | + | + | - | - | - | - | - | + | + | + | + | + | 7 |
Бугда М. | + | - | - | - | - | - | + | - | - | + | + | + | + | + | + | 8 |
Вася М. | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | 13 |
СережаХ. | - | - | - | - | + | - | + | - | + | + | - | - | - | + | + | 6 |
Слава Т. | - | + | + | - | - | - | + | + | - | - | + | + | - | + | + | 8 |
Таня Х. | + | - | + | + | - | - | - | + | - | - | - | + | + | + | + | 8 |
Витя Е. | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - | - | + | + | + | + | 6 |
Света Т. | + | - | + | - | - | - | - | + | - | + | - | + | + | + | + | 7 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 12 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Федя Б. | - | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 13 |
Катя Х. | + | + | + | + | - | - | + | - | + | + | - | + | + | + | + | 11 |
Маша Б. | - | + | - | + | + | + | + | - | - | + | - | + | + | + | + | 10 |
Рома М. | + | + | + | + | + | - | + | - | - | - | - | + | + | + | + | 10 |
Даша З. | + | + | - | - | + | - | + | - | + | - | - | + | + | + | + | 9 |
Информация о работе Средства и методы экологического образования и воспитания младших школьников