Средства и методы экологического образования и воспитания младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Вклад отечественных и зарубежных педагогов в развитие проблемы экологического воспитания 5
1.2 Сущность, цель и задачи экологического образования и воспитания у младших школьников экологической культуры 10
1.3 Средства, формы и методы экологического образования младших школьников 16
1.4 Экологическая направленность уроков природоведения 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1 Диагностика сформированности экологических качеств младших школьников в учебной деятельности 26
2.2 Методика экологического воспитания и обучения младших школьников на уроках природоведения 32
2.3 Оценка результатов эксперимента 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание младших школьников(0584).doc

— 652.00 Кб (Скачать)

      При изучении темы «Будем беречь здоровье формируется представление о человеке, как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма и о влиянии на неё окружающей среды.

      В конце года изучается тема «Что такое экология?», в которой даётся понятие науки экологии, конкретизируются основные экологические понятия: экологические связи, окружающая среда, прямые и косвенные связи в природе, экологические цепочки, цепь питания (пищевая цепь), экологическая пирамида, экологическая катастрофа, экологические прогнозы. Экологические понятия у младших школьников формируются с опорой на присущие младшим школьникам эмоциональную отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способностью овладевать определёнными теоретическими знаниями.

      В четвёртом (третьем) классе курс открывается темой «Мы – жители Земли». Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения. Продолжается изучение природоведения темой «Сбережём природу Украины», которая знакомит учащихся с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой в них. При изучении темы «Сохраним природу своего края» изучаются поверхность, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, охрана природы края. Экологические знания детей расширяются, углубляются, детализируются.

      Формирование  экологических понятий у младших  школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. в результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

        На этапе начального обучения преобладающую роль играю задания, отражающие экологические взаимодействия в природной среде (приспособленность к среде обитания, пищевые, информационные связи и так далее), природа и отношения с ней – приоритетный и важный предмет изучения в начальной школе.

      Задания по экологии направлены на систематизацию, обобщение знаний о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой, на открытии ребёнком этих связей и зависимостей.

      Большая роль на уроках природоведения принадлежит игровым моментам, которые выполняют познавательные функции, соответственно возрасту и особенностям учащихся младшего школьного возраста. Младший школьник испытывает острую потребность в игре. Особую ценность в этом плане приобретают учебные задания типа дидактических игр, кроссвордов, отгадывания загадок, направленных на формирование потребностей в новых знаниях.

      Часть уроков проводится в виде заочных путешествий. Дети выступают в роли путешественников, врачей, геологов. Класс делится на группы-команды: «Берёзка», «Родничок», «Скворушка». Во время путешествий проводятся игры: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Поле чудес», «Устами младенца», «Почемучка».

      На  итоговых уроках дети пишут сочинения о свеём отношении к уроку экологии и прочитанным рассказам.

      На  итоговых уроках дети пишут сочинения о своём отношении к уроку экологии и прочитанным рассказам. В помощь детям предлагаются незаконченные предложения разных типов.

      Таким образом, младший школьник высказывает и своё отношение к экологическим изменениям в окружающей среде, описываемых в рассказах и наблюдаемых в жизни. Изучение природоведения способствует формированию у младших школьников убеждения в необходимости в охране природы как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    2.1 Диагностика сформированности экологических качеств младших школьников в учебной деятельности

      Опытно-экспериментальная  работа по организации работы по экологическому образованию и воспитанию младших  школьников (3-й класс) проводилась в период с 6 по 24 сентября 2010 на базе общеобразовательной школы №41 г. Севастополя. Исследованием были охвачены дети младшего школьного возраста (3 «а» класс – 14 человек - экспериментальная группа, 3 «б» класс 13 человек- контрольная группа). Для выполнения поставленных задач необходимо было провести исследование, которое проходило в 3 этапа:

      I этап - констатирующий эксперимент.

      II этап - формирующий эксперимент.

      III этап - контрольный эксперимент.

      На  I этапе изучалась психолого-педагогическая литература по теме исследования. Осуществлялась подготовка теоретической и эмпирической базы исследования, дидактических материалов. Проводились диагностики уровня сформированности экологической культуры младших школьников на начало эксперимента.

      На  II этапе разработан и проведён формирующий эксперимент.

      На  III этапе исследования осуществлён контрольный эксперимент. Проведены обобщение и систематизация результатов педагогического эксперимента, их теоретическая интерпретация и апробация.

     Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей воспитания экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.

     На  констатирующем этапе использовались следующие методики:

     - методика по выявлению уровня  сформированности экологических  знаний учащихся 

     - диагностическая анкета-опросник, выявляющая уровень сформированности знаний, умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру.

     За  основу определения качественных характеристик  уровней взяты теории, предложенные Л.П.Симоновой [7]:

     - научно-познавательный;

     - ценностный;

     - нормативный;

     - практически-деятельностный.

     На  основе двух этих методик были определены уровни и критерии экологической воспитанности:

     Низкий  уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных, растений леса, луга, поля, водоема, вычленяя их некоторые особенности. Умеют определять состояние растений в зависимости от среды обитания, с помощью педагога классифицируют растения. Познавательное отношение к животным и растениям не устойчиво.

     Средний уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных и растений разных сообществ по представлению и небольшой опорой на наглядность. С помощью педагога классифицируют животных и растения. В течении длительного времени наблюдают за ростом и развитием растений, их изменениями в разные сезоны, знают потребности животных. Устанавливают некоторые общие связи, сравнивая растения. Используют известные способы наблюдений. Недостаточно владеют обобщенными представлениями и не владеют понятиями рода и вида при классификации растений. Не всегда способны прогнозировать последствия неадекватных воздействий на природу, но при этом проявляют бережное и заботливое отношение к животным и растениям. Знают о существовании Красной книги, называют некоторые растения и животных, занесенных в нее. Эмоционально откликаются на яркие растения, проявляя внимательность, устойчивый интерес. В процессе наблюдений вспоминают стихи, песни, пословицы.

     Высокий уровень – у детей этого уровня многообразны знания о животных и растениях разных сообществ. Самостоятельно устанавливают связи между развитием растений и средой обитания. Знания сформированы на уровне представлений, понятий, рода и вида. Дети способны устанавливать общие и частные связи с помощью наглядно – схематических пособий. Используют разные виды наблюдений за ростом и развитием растений и животных в разных сообществах и в соответствии с сезоном. Воспитательное отношение к природе устойчивое. Часто задают поисковые вопросы. Появляются эвристические суждения. Бережно относятся к растениям и животным, нетерпимы к людям в случае нарушения правил поведения в лесу, поле, на лугу. Эмоционально откликаются на красоту природы, используют песни, стихи, загадки о растениях и животных. Проявляют бережное отношение к дарам природы, понимая самоценность исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу. Знают лекарственные свойства некоторых растений. Методика диагностики была одинаковой для всех детей. Это позволило сравнивать результаты согласно критериям и устанавливать уровни экологической воспитанности. Данные психодиагностики необходимы для того, чтобы:

     - изучить пути реализации экологического  воспитания учащихся начальных классов;

     - обеспечить контроль за динамикой  психологического развития детей;

     - дать возможность учителю определить  программу дальнейшей работы  с учащимися по экологическому  воспитанию;

     - установить направления продуктивного  развития учащихся, проявляющих особые способности.

     Методика  по выявлению уровней сформированности экологических знаний у учащихся.

     Экологические знания являются основой экологического воспитания. Эта методика предназначена  для выявления имеющихся экологических  знаний у учащихся начальных классов. Вопросы методики представлены в приложении 1.

     Обработка результатов: подсчитывается количество правильных ответов, их сумма характеризует  уровень имеющихся экологических  знаний у учащихся.

     Низкий  уровень - от 0 до 6 правильных ответов. Характеризуется отсутствием знаний или наличием узких неадекватных знаний о животном и растительном мире. Не знают о существенных сторонах познаваемого объекта.

     Средний уровень – от 7 до 11 верных ответов. Характеризуется усвоением закономерных связей, объектов, явлений. Появляется и развивается обобщенность знаний об особенностях природного мира.

     Высокий уровень – от 12 до 15 правильных ответов. Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ.

     Таким образом, при количественном анализе  видно, что в 3 «А» классе из учащихся 2 человека имеют низкий уровень; 11 человек – средний уровень; 1 человек – высокий уровень (Таблица № 2.1).

     В 3 «Б» классе из 13 учащихся: 2 человека – низкий уровень; 9 человек –  средний уровень; 2 человека – высокий  уровень (Таблица № 2.2).

     Таблица № 2.1

Выявление уровня экологических знаний у учащихся 3 «А» - экспериментального класса. Констатирующий этап

имя учащегося 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Всего
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Даша  Ш. - + - + + - - - - - + + + + + 7
Бугда М. + - - - - - + - - + + + + + + 8
Вася  М. + + + + + - + + + + + + + + - 13
СережаХ. - - - - + - + - + + - - - + + 6
Слава Т. - + + - - - + + - - + + - + + 8
Таня  Х. + - + + - - - + - - - + + + + 8
Витя  Е. - - - + - - - + - - - + + + + 6
Света Т. + - + - - - - + - + - + + + + 7
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 12 14 15 16 17
Федя  Б. - + + + - + + + + + + + + + + 13
Катя  Х. + + + + - - + - + + - + + + + 11
Маша  Б. - + - + + + + - - + - + + + + 10
Рома  М. + + + + + - + - - - - + + + + 10
Даша  З. + + - - + - + - + - - + + + + 9

Информация о работе Средства и методы экологического образования и воспитания младших школьников