Средства и методы экологического образования и воспитания младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Вклад отечественных и зарубежных педагогов в развитие проблемы экологического воспитания 5
1.2 Сущность, цель и задачи экологического образования и воспитания у младших школьников экологической культуры 10
1.3 Средства, формы и методы экологического образования младших школьников 16
1.4 Экологическая направленность уроков природоведения 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1 Диагностика сформированности экологических качеств младших школьников в учебной деятельности 26
2.2 Методика экологического воспитания и обучения младших школьников на уроках природоведения 32
2.3 Оценка результатов эксперимента 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание младших школьников(0584).doc

— 652.00 Кб (Скачать)

ДА

НЕТ

Почему ты так  думаешь?

    4. Напиши, какие ты  знаешь правила поведения в природе? (не меньше трех).

    5. Что произойдет, если  люди будут загрязнять:

А) воздух?

Б) воду?

В) почву?

6. Как ты помогаешь  природе?

7. Почему природу  надо охранять? 

 

      ПРИЛОЖЕНИЕ 3

      Конспект  уроков по природоведению.

Урок 1. Вода в природе. Кругооборот воды в природе. Охрана воды.

        Цели урока:

      – закрепить знания о свойствах  полезных ископаемых;

      – познакомить с тремя состояниями  воды и её свойствами;

      – развивать бережное отношение к  водным богатствам нашей планеты.

      Оборудование:

      – карточки–тесты,

      – глобус,

      – диаграмма водных пространств на Земле,

      – фотография гейзера,

      – плакат с ребусом и свойствами воды,

      – стаканы с водой и молоком  для опытов, соль, сахар, ложка,

      – доклады детей о вкусе воды, о минеральной воде.

      Ход урока

      1. Проверка домашнего задания.

      2. Постановка цели урока.

      Без многих полезных ископаемых нам трудно обойтись. Но есть одно богатство, без  которого вообще невозможно обойтись. Что это за богатство, мы узнаем из загадки.

      “Что  в гору не выкатить,

      В решете не унести

      И в руках не удержать?” (Вода).

      Почему  в “гору не выкатить”? (Течет  сверху вниз)

      Почему  в “решете не унести”? (Сквозь дырочки  вытечет)

      А в “руках не удержать” почему же? (Выльется)

      Сегодня на уроке мы поговорим о воде. Тема нашего занятия – “Вода  в природе”. (Тему учитель записывает на доске, а дети в тетрадях). 

      3. Объяснение нового материала.

      3.1. Роль воды в жизни человека, растений и животных.

      Ребята, какую роль вода играет в жизни  человека? Зачем и почему она необходима? Как человек использует воду? (Умывается, пьёт, готовит еду, моет посуду, полы, стирает, купается, в отопительных системах и т.д.).

      Кровь человека состоит на 98% из воды, мышцы  человека – на 70% из воды и вообще организм человека, мозг, ткани тела больше, чем наполовину состоят из воды. Недостаток воды для человека опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше одного месяца, а без воды – всего лишь несколько дней. Человек в сутки потребляет от 3 до 6 литров воды (в зависимости от климата).

      Вода  необходима и животным, и растениям. Все растения “пьют” воду и получают необходимые вещества для роста и развития. Вода содержится в корне, листьях, стволе, коре дерева.

      Например, чтобы вырастить 1 кг картофеля, необходимо 300 л воды.

      Без воды растения увядают и могут  погибнуть. И животным для жизни так же необходима вода. Например, упитанная собака без пищи может прожить 100 дней, а без воды – менее 10 дней.

      Какой же вывод мы можем сделать?

      Вывод: Вода нужна для питания и охлаждения всем растениям, животным, людям. Без  воды не будет жизни.

      3.2. Сколько воды на планете Земля?

      Как вы думаете, можно ли воду назвать  полезным ископаемым? Докажите? (Находится  под землей, на земле, используется в хозяйстве).

      Вода  – это жидкое полезное ископаемое, минерал.

      Перед вами глобус – модель Земли. На нем  такие же условные обозначения, как и на карте. Вспомните, что обозначает синий и голубой цвета? (Воду). Зеленый и коричневый? (Равнины и горы).

      На  глобусе – это материки или  суша. Раскручиваю глобус вокруг оси. Какой цвет преобладает? (синий). Что  из этого следует?

      На  Земле большую часть занимают водные пространства (океаны).

      На  доске плакат с диаграммой.

      

      Три четверти Земного шара занято водой.

      3.3. Бережное отношение к воде.

      Воды  на Земле много, но вот чистой воды становится все меньше. Это не потому, что запасы воды истощаются. А почему? Над водой нависла угроза загрязнения. Кто её загрязняет?

      Заводы, фабрики, ГЭС потребляют большое  количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. Со сточными (использованными) водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. В воде гибнет жизнь, рыбы, растения, животные. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжелых заболеваний. Река “болеет”, ее воды не могут быть использованы человеком.

      Воду  надо беречь! Заботясь о чистоте  вод, мы заботимся о своем здоровье, красоте окружающей природы. В нашей  стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государственной власти, экологи.

      А как вы, ребята, можете позаботиться о чистоте водоемов? (Не бросать  банки, бутылки, другой мусор. Экономно расходовать воду).

      Можно показать плакаты, рисунки, призывающие  экономить воду.

      “Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан”.

      “Экономно воду лей, дорожить водой умей”.

      3.4. Вода в природе.

      Ребята, где в природе вы встречали  воду? (Реки, озера, моря, родники, колодцы, лужи, роса, дождь, туман, облака, лед, снег, град, иней).

      Верно. Все это холодная вода в природе. А вот интересно, существует ли такая горячая вода в природе, чтобы она нагревалась сама, без помощи человека? (рассказ детей о гейзерах, фотография гейзера).

      Гейзеры – уникальное явление природы.

      3.5. Три состояния воды.

      Вот вы сказали, что облако (туман), роса, снег – это вода. Но чем – то она непохожа в росе, снеге, тумане. Чем непохожа? (Облако, туман – это пар (вода в виде пара), роса – вода в жидком виде, снег – вода в твердом виде, кристаллы).

      Какое же вещество вода: жидкость, твердая  или пар?

      Вывод. Вода – особый минерал, т. к. она одновременно может находиться в трех состояниях.

      На  доске и в тетрадях рисуется схема.

      

      Приведите примеры, где в домашних условиях можно увидеть воду в виде жидкости (из крана), в виде пара (варим еду – пар), в твердом виде (в холодильнике)?

      Интересно, может ли вода перейти из жидкого  состояния в парообразное? (Да).

      При каких условиях это произойдет быстрее? (Ее надо нагреть).

      А из жидкого в твердое? (Охладить).

      А наоборот из твердого в жидкое? (Надо нагреть, ведь лед и снег тают в  тепле).

      А из твердого состояния перейти в  пар? (Да)

      Приведите примеры. (Зимой сушит мама бельё  на балконе. Оно сразу замерзает, т. е. жидкая вода становится льдом, но все – таки оно высыхает (почти), следовательно, твердая вода может переходить в пар.)

      Может ли пар снова стать жидкостью  или перейти в твердое состояние? (Да, если охладить. Облака, капли в  ванной на потолке, град).

      Вывод: Вода – чудесный минерал. Он может быть сразу в трех состояниях и переходить из одного в два другие. Другого такого полезного ископаемого нет!

      3.6. Свойства воды.

      Рассмотрим  свойства воды и определим, какими свойствами она обладает.

      На  доске плакат “Свойства воды”. Перечисленные свойства открываются постепенно по мере их определения в результате опытов.

      

      Какое слово зашифровано? Как догадались?

      Проведем  опыты и разгадаем, какие свойства воды спрятаны на плакате.

      Опыт  № 1. Что произойдет с водой, если я капну ее на стекло? (Растечется)

      Вода  не держит форму. Перелью воду из банки  в стакан. Какую форму приняла  вода? (Форму стакана).

      Вывод: Вода не имеет формы и приобретает форму того сосуда, в который она наливается.

      Какое свойство воды позволяло нам переливать ее из банки в стакан? (Текучесть).

      Опыт  № 2. Два стакана – с молоком, с водой, ложка. Что можно сказать  о цвете молока? (Белое) А воды? (бесцветная) Ложку погружаем в стакан с водой. Ложку видим со всех сторон.

      Вывод: Следовательно, вода прозрачная.

      Опыт  № 3. Беру сахар, соль. Что из них является полезным ископаемым? (Соль) Почему не сахар? (Изготавливается людьми). Сахар  и соль по ложке кладу в стаканы  с водой, перемешиваю. Что произошло с солью и сахаром? (Растаяли) Почему? (Вода их растворила)

      Вывод: Вода – универсальный растворитель. Она растворила полностью соль и  сахар и осталась прозрачной.

      Опыт  № 4. Если мы понюхаем простую воду, то какой у нее запах? А вкус?

      Вывод: Вода без запаха и без вкуса.

      Какая вода покажется вкуснее дождевая, водопроводная или родниковая? Почему? Вы же сказали, что вода не имеет  вкуса.

      Дождевая  вода не имеет нужных организму солей, поэтому кажется невкусной. Водопроводная  вода плохо очищена, нужны фильтры – средства для очистки воды. Родниковая – растворяет минералы под землей, проходит сквозь песок (природный фильтр), но перед употреблением лучше кипятить.

      От  чего же зависит вкус воды?

      Рассказ ученика о вкусе воды.

      Чем отличается минеральная вода от обычной?

      Рассказ ученика о минеральной воде.

      В сказках часто говорится о  живой и мертвой воде. Скорее всего  эти сказки родились из жизни. Неужели  на самом деле есть вода, обладающая живительной, лечебной силой?

      Рассказ о лечебных водах.

      Можно ли воду назвать чудом природы?

      4. Работа по учебнику (стр. 40 – 42).

      Давайте повторим все, что услышали о воде, прочитав статью учебника.

      Где в природе встречается вода?

      О каких свойствах воды вы узнали? 

      5. Подведение итогов урока.

      Какое свойство воды вы используете, когда стираете белье?

      Когда пьете воду?

      Когда умываетесь? Когда поливаете цветы?  

      6. Домашнее задание.

      Стр. 40 – 42, ответы на вопросы. 

     Урок  №2. Тема: Превращение  горных пород. Их виды.

Цель:

  • Перейти к рассмотрению пород, составляющих земную кору. Создать условия для обнаружения процессов, связанных с преобразованием горных пород и анализа условий их протекания.
  • Формировать начальные представления о видах горных пород и их свойствах.
  • Развивать медиаобразовательные умения (умения анализировать, моделировать, преобразовывать виды информации) и умения, предусмотренные технологией РКМЧП. Развивать креативность мышления путем погружения учащихся в творческое исследование.
  • Воспитывать познавательный интерес к предмету и к окружающему миру в целом.
  • Организовать УД детей в групповой форме с целью изучения новых понятий.

Информация о работе Средства и методы экологического образования и воспитания младших школьников