Средства и методы экологического образования и воспитания младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Вклад отечественных и зарубежных педагогов в развитие проблемы экологического воспитания 5
1.2 Сущность, цель и задачи экологического образования и воспитания у младших школьников экологической культуры 10
1.3 Средства, формы и методы экологического образования младших школьников 16
1.4 Экологическая направленность уроков природоведения 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1 Диагностика сформированности экологических качеств младших школьников в учебной деятельности 26
2.2 Методика экологического воспитания и обучения младших школьников на уроках природоведения 32
2.3 Оценка результатов эксперимента 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание младших школьников(0584).doc

— 652.00 Кб (Скачать)
 
 

     На  формирующем этапе эксперимента была проведена работа по организации  уроков. Конспекты занятий приведены в приложении 3. Наблюдения показали, что уже после нескольких занятий, учащиеся стали более реально воспринимать природу и произведения искусства о природе.

     Роль  занятий по экологическому воспитанию на классных часах в условиях школы  также меняется: из формы организации  вербального накопления знаний они  становятся средством применения, обобщения и систематизации представлений, полученных чувственным путем.

     Структура занятия представляет собой несколько  частей, то есть включает несколько  взаимосвязанных по теме, но различных  по типу деятельности частей, что является важным условием. Например, беседа, игра, конструирование или изобразительная деятельность, рассказывание, или просмотр отрывка фильма на экологическую тему, игра, или рассматривание иллюстраций, рассказ учителя, игра, и т.д.

     Как видно из конспектов занятий, обязательной структурной единицей занятия по экологии является игра (преимущественно ролевая) и продуктивная деятельность (изобразительная, трудовая, проведение опытов). Необходимость проведения ролевой игры определяется тем, что эта деятельность остается для младшего школьника актуальной и связывает ведущую деятельность предыдущего периода развития - игровую с ведущей деятельностью периода обучения в начальных классах - учебную. Кроме того, в процессе ролевой игры осуществляется развитие психического процесса, особенно важного для начального этапа обучения, - воображения.

     Введение  заданий, основанных на моделировании, изобразительной деятельности, определяется тем, что обучение экологическим  знаниям должно строиться с учетом характера мыслительной деятельности каждого ребенка в отдельности. Учитель в данном случае проверяет не технику рисования, не умение вырезать, склеивать и т.п., а умение применять полученные знания в нестандартной ситуации (построение модели, схемы, рисунка).

     Для младшего школьника, как показывает практика, особенно актуальны два способа передачи своего отношения к полученной информации - рисунок и слово. Эта возможность и предоставляется учащимся на занятиях по экологическому воспитанию и образованию.

    2.3 Оценка результатов  эксперимента

     По  окончанию этого этапа эксперимента мы проведен контрольный этап. На нем детям в 3 «А» и 3 «Б» также были даны тестовые задания и по их результатам были снова определены уровни экологической воспитанности по тем же диагностикам (Таблицы № 2.6, 2.7, 2.8, 2.9).

     Таблица 2.6

Выявление уровня экологических знаний у 3 «А» - экспериментального класса

Имя учащегося 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Всего
Даша.Ш + + + + - + + + + + + + + + + 14
Бугда.М + + - + + + + + + + + + + + + 14
Вася.М + + + + + + + + + + + + + + + 15
Сережа.Х + + + - + + - - + + + + + + + 12
Слава.Т + - + + + + + + + + + + + + + 14
Таня.Х + + + + + + - - + + + + + + + 13
Витя.Е + + - + + - + - - - + + + + + 10
Света.Т + + + + + + + - - - - + + + + 11
Федя.Б + + + + + + + + + + + + + + + 15
Катя.Х + + + - + + + + + + + + + + + 14
Маша.Б + + + - + + + + + + + + + + + 14
Рома.М + + + + + + + + + + + + + + + 15
Даша.З + + + + + + + + + + + + + + + 15

     Таблица 2.7

Выявление уровня экологических знаний у 3 «А» - контрольного класса

имя учащегося 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Всего
Галя.К + - + + + - + + - + + + + - + 11
Света.Д - + + + + + + - + + + + + + + 13
Саша.Н + + + + - - + - + - + + + + + 11
Нина.С - + + + + - + - + + + - + - + 10
Марина.Т + + + - + - + - + + + + + + + 12
Никита.К + + + + + + + + + + + + + + + 15
Ксюша.П + + + + - + - + + + + + + + + 13
Никита.Н + + + + - + + + + + + + + + + 14
Влад.С + + + + + + + + + + + + + + + 15
Света.С + + + - - - - - + + + + + + + 10
Оксана.Б + + + + + + + - + + - + + + + 15
Дима.И + + + + - - + - + + + + + + + 12
Саша. Б + + + + - + + + + + + + + + + 14
Петя.Х + + + + + + - - - + + + + + + 12
 
 

     Таблица № 2.8

     Диагностический анкета-опросник 3 «А» (экспериментальный).

Имя учащегося 1 2 3 4 5 6 7 всего Уровень сформированности
Даша.Ш 3 3 2 3 2 3 3 19 В
Бугда. М 3 3 2 3 3 2 3 19 В
Вася. М 2 3 3 2 2 3 3 18 В
Сережа. Х 2 2 3 2 2 2 2 15 В
Слава. Т 3 2 2 1 2 1 2 13 С
Таня. Х 3 2 3 3 2 3 2 18 В
Витя. Е 2 3 2 3 3 2 3 18 В
Света. Т 3 3 3 2 3 3 3 19 В
Федя. Б 3 3 2 3 3 2 2 19 В
Катя. Х 3 3 3 2 3 2 2 18 С
Маша. Б 2 2 3 3 3 2 1 17 В
Рома. М 1 2 2 1 2 2 3 13 С
Даша. З 3 2 3 2 3 2 3 18 В

     Низкий  уровень – 0%;

     Средний уровень – 3 человека (23%);

     Высокий уровень – 10 человек (76,9%).

Диагностический опросник 3 «Б» (контрольный)             Таблица № 2.9

Имя учащегося 1 2 3 4 5 6 7 всего Уровень сформированности
Галя. К 1 0 2 1 1 0 0 5 Н
Света. Д 2 1 2 2 1 1 1 10 С
Саша. Н 2 2 3 2 3 2 2 18 В
Нина. С 0 1 1 2 2 1 2 9 С
Марина. Т 2 1 2 2 2 2 1 12 С
Никита. К 0 2 2 2 1 2 1 10 С
Ксюша. П 2 2 2 3 2 3 2 17 В
Никита. Н 1 0 0 0 2 0 2 5 Н
Влад. С 3 2 2 2 3 2 2 16 В
Света. С 2 1 0 2 1 2 2 9 С
Оксана. Б 2 2 2 2 2 2 2 14 С
Дима. И 3 2 2 1 2 2 2 14 С
Саша. Б 1 2 1 1 3 2 2 12 С

Информация о работе Средства и методы экологического образования и воспитания младших школьников