Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Вклад отечественных и зарубежных педагогов в развитие проблемы экологического воспитания 5
1.2 Сущность, цель и задачи экологического образования и воспитания у младших школьников экологической культуры 10
1.3 Средства, формы и методы экологического образования младших школьников 16
1.4 Экологическая направленность уроков природоведения 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1 Диагностика сформированности экологических качеств младших школьников в учебной деятельности 26
2.2 Методика экологического воспитания и обучения младших школьников на уроках природоведения 32
2.3 Оценка результатов эксперимента 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
– Какими свойствами она обладает? (На слайде –“Свойства почвы”)
– А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует?
– Только ли человеку нужна почва?(Выслушиваются ответы детей, и в результате на слайде появляется “Кому нужна почва”)
– Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)
– Обо всем этом мы будем изучать в научной лаборатории. Там работают ученые, а помогают им младшие научные сотрудники и лаборанты. Приступим к работе, следуя составленному плану. Так, что же такое почва?
IV. Изучение новой темы.
Чтобы это узнать это отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям.
Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной. В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные.
Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. – Что такое почва? (Верхний темный, рыхлый плодородный слой земли.) (Записать в таблицу) –
– Какие факторы влияют на образование почвы?
– Переходим ко 2 пункту нашего плана
1-й опыт.
– Через лупу рассмотрите почву.
– Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)
– Запишите свои наблюдения в таблицу.
– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых)?
– Это перегной.
Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают в таблицу "перегной")
2-й опыт.
– Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.
– Что заметили?
– Пузырьки.
– Сделайте вывод.
– В почве есть воздух.
– Впишите в таблицу.
3-й опыт. Нагревание почвы.
При выполнении этого опыта учителю следует помнить о правилах техники безопасности, работая со спиртовкой и огнем. Опыт проводит учитель на демонстрационном столике. Влажную почву нагреть, над ней подержать стекло. Дети внимательно наблюдают. Вода из почвы испаряется, образуя на стекле капли. Стекло перевернуть и нагреть на огне. Вода испарится, а на стекле остаются белые налеты.
На стекле появляются капли воды и белый налет. –
– Что же это такое?
– Вода и минеральные соли.
– О роли минеральных солей для растений прочитайте на карточке.
– Сделайте вывод, что входит в состав почвы.
V. Промежуточная рефлексия.
– Давайте вспомним состав почвы с помощью загадок. По ходу заполните схему в рабочем листе.
Через
нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
Мною
можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я ... (вода
Он
очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)
Если
встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Они понадобятся сразу. (Глина.)
– Какие еще важные компоненты почвы мы не назвали. (Минеральные соли, перегной)
VI. Продолжение новой темы.
– Переходим к выполнению следующего пункта плана.
4-й опыт. Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая? (Рыхлая – запишите это свойство в таблицу)
5-й опыт.
Возьмите колбу с воронкой, в которой лежит фильтр. Насыпьте туда немного почвы и налейте воды. Что произошло? О чем это говорит. Какой вывод делаем?
– Способность почвы пропускать воду называется – водопроницаемость.
– Чтобы определить следующее свойство почвы, привлечем ваш жизненный опыт.
– Вспомните, что происходит с почвой в жаркий летний день? (Она нагревается)
– А зимой? (Охлаждается)
– Способность почвы нагреваться и охлаждаться называется – теплопроводность.
– Вспомните начало урока. Рассказ “Кладовая природы”.
– Почему мешок зерна превращается в 20, а ведро картошки в 20 ведер?
– Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?
– Как вы можете прокомментировать этот рисунок?
(В темной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.) – Как вы думаете, почему так происходит? В темной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы ее и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
– Что поможет узнать точное определение слова "плодородие"?
– Правильно. Словарь.
– Прочитаем значение этого слова в толковом словаре.
– Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)
– Какие еще свойства есть у почвы? (Теплопроводность, водопроницаемость, сыпучесть– в таблицу)
– Как вы думаете, в нашей местности плодородная почва или нет?
– По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)
VI. Физкультминутка.
Игра на внимание. Сейчас я проверю насколько вы внимательны.
Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.
Осина, апельсин, ель, береза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клен, персик, яблоня, груша, лиана.
– Какими свойствами обладает почва?
– Какое свойство главное?
– Почему?
– Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей. Перегной)
– Перейдем к последнему пункту нашего плана. Кому нужна почва?
Главная
часть почвы – перегной. Из него
под действием микробов образуются
соли. Их используют растения. Растениями
питаются животные. Когда растения и животные
умирают, их остатки попадают в почву и
под действием микробов превращаются
в перегной. А потом из перегноя снова
образуются соли. Их используют новые
растения. А растениями питаются новые
животные. Вот так вещества “путешествуют”
в природе как бы по кругу. Ученые говорят:
происходит круговорот веществ в природе.
Представьте-ка себе, что почвы вдруг не
стало. Круговорот веществ прервется.
Исчезнут растения и животные. А значит,
не смогут жить на Земле и люди.
Вот почему замечательный русский ученый
Василий Васильевич Докучаев говорил,
что почва дороже золота. Без золота люди
прожить могли бы, без почвы – нет.
VII. Рефлексия.
Рассмотрите рис. в учебнике на с. 90.
что изображено?
где расположен плодородный слой?
как вы догадались?
далее идет переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.
в
каких слоях почвы
– Давайте подведем итог.
что такое почва?
какая почва называется плодородной?
чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)
Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
VIII. Обучающий тест. Вид работы – фронтальная. Взаимопроверка.
– Перед вами 6 вопросов.
– Вы читаете их и на листочках записываете ответ.
– Затем поменяйтесь листочками и мы все ваши ответы проверим.
– Работа в научной лаборатории подходит к концу. Какие выводы мы сделаем?
Вывод:
Почва – это верхний
IX. Домашнее задание.
Учебник с. 68–69 прочитать, ответить на вопросы, подготовить рассказ о почве. Тетрадь. с. 27 з. 64, 65.
Дополнительно, по желанию: Рассказ, книжку –малышку, презентацию, буклет об охране почв.
X. Итог.
– Спасибо за урок!
– Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался плодородный слой земли и выросли красивые цветы. Вам можно сорвать один цветок: если вы считаете, что работали хорошо, в полную силу, то красный; если недостаточно прилагали усилий, то желтый; а если чуточку поленились, тогда рвите – синий.
– Лучшие научные сотрудники награждаются благодарственным письмом от Министерства охраны окружающий среды и премией в виде оценки
Информация о работе Средства и методы экологического образования и воспитания младших школьников