Средства и методы экологического образования и воспитания младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Вклад отечественных и зарубежных педагогов в развитие проблемы экологического воспитания 5
1.2 Сущность, цель и задачи экологического образования и воспитания у младших школьников экологической культуры 10
1.3 Средства, формы и методы экологического образования младших школьников 16
1.4 Экологическая направленность уроков природоведения 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1 Диагностика сформированности экологических качеств младших школьников в учебной деятельности 26
2.2 Методика экологического воспитания и обучения младших школьников на уроках природоведения 32
2.3 Оценка результатов эксперимента 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание младших школьников(0584).doc

— 652.00 Кб (Скачать)
 
 

     Таблица № 2.2

Выявление уровня экологических знаний у учащихся 3 «Б» (контрольный класс). Констатирующий этап

Имя учащегося 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Всего
Галя. К + - - - - + + + - + - + + + + 8
Света. Д - + + - - + + - - - - - + + + 7
Саша. Н - + + - - - - + - - + - + + + 8
Нина. С - + + - - + + - - - + - + + + 8
Марина.Т - + - - - + - - - + - + + + + 6
Никита.К + + + - - + + - - - - + + + + 9
Ксюша.П - + - - + + - - - - - + + + + 7
Никита.Н - + - - - + + - - + + + + + + 9
Влад. С + + - + + + + - - + + + + + + 12
Света. С + + - - - - - - - - - + + + + 6
Оксана.Б + + - - + - - - - + - + + + + 8
Дима. И + - - - + + - - + + - + + + + 9
Саша. Б + + - - + + - - - - - + + + + 8
Петя. Х + - - - + + - + + - - + + + + 9
 

     На  основании полученных результатов  можно сделать вывод, что преобладает  средний уровень имеющихся экологических  знаний. Проведя сравнительный анализ, мы пришли к выводу о том, что уровень знаний в двух классах примерно одинаковый.

     Диагностическая анкета- опросник, выявляющий сформированность знаний, умений, «отношений», «желаний»  у учащихся к окружающему миру.

     За  основу была взята методика Н.С.Жестовой с введением дополнительных вопросов на выявление у учащихся отношения к природе, знания и желания общаться с ней. Процедура эксперимента: учащимся третьих классов предлагается бланк вопросов, на которые они должны ответить. Анкета представлена в приложении 2.

     За  каждый ответ выставлялись баллы  от 0 до 3 в зависимости от правильности и развернутости ответов.

     Подсчитывается  количество набранных баллов за каждый ответ, сумма характеризует отношения, знания, умения.

     Низкий  уровень – от 0 до 7 баллов.

     Средний уровень – от 7 до 15.

     Высокий уровень – от 15 до 21 баллов.

     Таким образом, при количественном анализе  видно, что в  3 «А» из 13 человек: 1 ученик – низкий уровень (7,6%); 9 учеников – средний уровень (69,2%); 3 ученика – высокий уровень (23,07%) (Таблица № 2.3).

     В 3 «Б» классе из 14 учащихся: 4 человека – низкий уровень (28,5%); 7 человек – средний уровень (50%); 3 человека – высокий уровень (21,4%) (Таблица № 2.4)

     Таблица № 2.3

     Диагностический анкета-опросник 3 «А» (экспериментальный). Констатирующий этап

Имя учащегося 1 2 3 4 5 6 7 всего Уровень сформированности
Даша.Ш 3 3 2 3 2 3 3 19 В
Бугда. М 2 3 2 2 2 2 3 16 С
Вася. М 2 2 3 2 2 3 1 15 С
Сережа. Х 2 2 3 2 2 2 2 15 С
Слава. Т 1 0 1 1 1 1 1 6 Н
Таня. Х 2 1 2 1 2 1 2 11 В
Витя. Е 2 1 2 3 1 2 1 12 С
Света. Т 2 3 1 2 1 2 3 13 С
Федя. Б 3 3 2 3 3 2 2 19 В
Катя. Х 2 2 2 2 1 2 2 13 С
Маша. Б 2 2 1 1 1 2 1 11 С
Рома. М 1 1 2 1 2 1 3 11 С
Даша. З 3 2 1 2 1 2 2 13 С

     Низкий  уровень – 1 человек (7,6%);

     Средний уровень – 9 человек (69, 2 %);

     Высокий уровень – 3 человека (23,07%). 
 
 

     Таблица № 2.4

Диагностический опросник 3 «Б» (контрольный). Констатирующий этап

Имя учащегося 1 2 3 4 5 6 7 всего Уровень сформированности
Галя. К 1 0 2 1 1 0 0 5 Н
Света. Д 2 1 2 2 1 1 1 10 С
Саша. Н 2 2 3 2 3 2 2 18 В
Нина. С 0 1 0 2 1 1 1 6 Н
Марина. Т 2 1 2 2 2 2 1 12 С
Никита. К 0 2 2 2 1 2 1 10 С
Ксюша. П 2 2 2 3 2 3 2 17 В
Никита. Н 1 0 0 0 2 0 2 5 Н
Влад. С 3 2 2 2 3 2 2 16 В
Света. С 2 0 0 0 1 2 1 5 Н
Оксана. Б 2 2 2 2 2 2 2 14 С
Дима. И 3 2 2 1 2 2 2 14 С
Саша. Б 1 2 1 1 3 2 2 12 С

     Низкий  уровень – 4 человека (28,5%);

     Средний уровень – 7 человек (50%);

     Высокий уровень – 3 человека (21,4%).

      Данные, полученные на этапе констатации, говорят  о необходимости целенаправленного  педагогического влияния на процесс экологического образования и воспитания младших школьников, послужили основой для разработки соответствующей системы внеклассных мероприятий.

    2.2  Методика экологического воспитания и обучения младших школьников на уроках природоведения

 

      В средней школе проблема экологического образования и воспитания является важной и необходимой составляющей частью при обучении детей младшего школьного возраста. Работа по экологическому воспитанию проводится как на уроках, так и во внеурочное время.

      На  начальном пороге обучения детям, прежде всего, даются знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении самого ученика, это очень важно, так как эти элементарные знания должны обеспечить ученику естественные, социальные и познавательные потребности. Ребенок через окружающий мир должен познать разнообразие форм, красок, различных проявлений, состояний природы, животный мир, мир растений, сезонные изменения, свое важное и значимое место в этом мире.

      Каждый  учебный предмет вносит определенную лепту в реализацию задач экологического воспитания ребенка, однако ни для одного предмета, будь то математика, родной язык или музыка, эти задачи не являются главными. Это заставило нас выработать определенную систему в работе по экологическому воспитанию детей. И хотя в учебном плане работы

      Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, была разработана программа экологического воспитания младших школьников на уроках природоведения. Программа составлена в соответствии с программой обучения природоведению «Я и Украина» [10] из расчета один раз в неделю. Формирующий эксперимент проводился 3 недели, в ходе эксперимента было проведено 3 урока.

      При построении программы работы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:

      ¾ познавательном;

      ¾ познавательно-развлекательном;

      ¾ практическом;

      ¾ исследовательском.

План проведения уроков представлен в таблице 2.6 
 
 
 
 
 
 

      Таблица 2.6

      План  проведения уроков по природоведению, направленных на экологическое воспитание и обучение. 

Тема Цели и задачи
1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 

Вода в природе. Кругооборот воды в природе. Охрана воды. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Горные породы. Полезные ископаемые. Охрана горных пород. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Почва. Состав почвы. Охрана почв.

1. Расширить  представление учащихся об использовании и охране воды. 
2. Развивать логическое мышление, понимание того, что здоровье человека тесно связано с состоянием окружающей среды. 
3. Воспитывать бережное отношение к природе и собственному здоровью.

4. формирование  у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, связанном со свойствами воды (с её способностью переходить из одного состояния в другое).

Задачи: организовать деятельность учащихся на уроке с  учетом возрастных особенностей младших  школьников; продолжить формирование целостного видения картины природы через разнообразные виды деятельности учащихся на уроке; активизировать познавательную деятельность учащихся посредством организации эксперимента и обобщения увиденного

   Перейти к рассмотрению пород, составляющих земную кору. Создать условия для обнаружения процессов, связанных с преобразованием горных пород и анализа условий их протекания.

   Формировать начальные представления о видах  горных пород и их свойствах.

   Развивать медиаобразовательные умения (умения анализировать, моделировать, преобразовывать виды информации) и умения, предусмотренные технологией РКМЧП. Развивать креативность мышления путем погружения учащихся в творческое исследование.

   Воспитывать познавательный интерес к предмету и к окружающему миру в целом.

   Организовать  УД детей в групповой форме  с целью изучения новых понятий. 

Формировать понятие  “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;

Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом  и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;

Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию  – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность 

Информация о работе Средства и методы экологического образования и воспитания младших школьников