Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Вклад отечественных и зарубежных педагогов в развитие проблемы экологического воспитания 5
1.2 Сущность, цель и задачи экологического образования и воспитания у младших школьников экологической культуры 10
1.3 Средства, формы и методы экологического образования младших школьников 16
1.4 Экологическая направленность уроков природоведения 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1 Диагностика сформированности экологических качеств младших школьников в учебной деятельности 26
2.2 Методика экологического воспитания и обучения младших школьников на уроках природоведения 32
2.3 Оценка результатов эксперимента 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Таблица № 2.2
Выявление уровня экологических знаний у учащихся 3 «Б» (контрольный класс). Констатирующий этап
Имя учащегося | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Всего |
Галя. К | + | - | - | - | - | + | + | + | - | + | - | + | + | + | + | 8 |
Света. Д | - | + | + | - | - | + | + | - | - | - | - | - | + | + | + | 7 |
Саша. Н | - | + | + | - | - | - | - | + | - | - | + | - | + | + | + | 8 |
Нина. С | - | + | + | - | - | + | + | - | - | - | + | - | + | + | + | 8 |
Марина.Т | - | + | - | - | - | + | - | - | - | + | - | + | + | + | + | 6 |
Никита.К | + | + | + | - | - | + | + | - | - | - | - | + | + | + | + | 9 |
Ксюша.П | - | + | - | - | + | + | - | - | - | - | - | + | + | + | + | 7 |
Никита.Н | - | + | - | - | - | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | 9 |
Влад. С | + | + | - | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | 12 |
Света. С | + | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | + | + | + | 6 |
Оксана.Б | + | + | - | - | + | - | - | - | - | + | - | + | + | + | + | 8 |
Дима. И | + | - | - | - | + | + | - | - | + | + | - | + | + | + | + | 9 |
Саша. Б | + | + | - | - | + | + | - | - | - | - | - | + | + | + | + | 8 |
Петя. Х | + | - | - | - | + | + | - | + | + | - | - | + | + | + | + | 9 |
На
основании полученных результатов
можно сделать вывод, что преобладает
средний уровень имеющихся
Диагностическая анкета- опросник, выявляющий сформированность знаний, умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру.
За основу была взята методика Н.С.Жестовой с введением дополнительных вопросов на выявление у учащихся отношения к природе, знания и желания общаться с ней. Процедура эксперимента: учащимся третьих классов предлагается бланк вопросов, на которые они должны ответить. Анкета представлена в приложении 2.
За каждый ответ выставлялись баллы от 0 до 3 в зависимости от правильности и развернутости ответов.
Подсчитывается количество набранных баллов за каждый ответ, сумма характеризует отношения, знания, умения.
Низкий уровень – от 0 до 7 баллов.
Средний уровень – от 7 до 15.
Высокий уровень – от 15 до 21 баллов.
Таким образом, при количественном анализе видно, что в 3 «А» из 13 человек: 1 ученик – низкий уровень (7,6%); 9 учеников – средний уровень (69,2%); 3 ученика – высокий уровень (23,07%) (Таблица № 2.3).
В 3 «Б» классе из 14 учащихся: 4 человека – низкий уровень (28,5%); 7 человек – средний уровень (50%); 3 человека – высокий уровень (21,4%) (Таблица № 2.4)
Таблица № 2.3
Диагностический анкета-опросник 3 «А» (экспериментальный). Констатирующий этап
Имя учащегося | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | всего | Уровень сформированности |
Даша.Ш | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 19 | В |
Бугда. М | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 16 | С |
Вася. М | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 15 | С |
Сережа. Х | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 15 | С |
Слава. Т | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | Н |
Таня. Х | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 11 | В |
Витя. Е | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 12 | С |
Света. Т | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 13 | С |
Федя. Б | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 19 | В |
Катя. Х | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 13 | С |
Маша. Б | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 11 | С |
Рома. М | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 11 | С |
Даша. З | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 13 | С |
Низкий уровень – 1 человек (7,6%);
Средний уровень – 9 человек (69, 2 %);
Высокий
уровень – 3 человека (23,07%).
Таблица № 2.4
Диагностический опросник 3 «Б» (контрольный). Констатирующий этап
Имя учащегося | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | всего | Уровень сформированности |
Галя. К | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 5 | Н |
Света. Д | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 10 | С |
Саша. Н | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 18 | В |
Нина. С | 0 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 6 | Н |
Марина. Т | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 12 | С |
Никита. К | 0 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 10 | С |
Ксюша. П | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 17 | В |
Никита. Н | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | 5 | Н |
Влад. С | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 16 | В |
Света. С | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 5 | Н |
Оксана. Б | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | С |
Дима. И | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 14 | С |
Саша. Б | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 12 | С |
Низкий уровень – 4 человека (28,5%);
Средний уровень – 7 человек (50%);
Высокий уровень – 3 человека (21,4%).
Данные,
полученные на этапе констатации, говорят
о необходимости
В средней школе проблема экологического образования и воспитания является важной и необходимой составляющей частью при обучении детей младшего школьного возраста. Работа по экологическому воспитанию проводится как на уроках, так и во внеурочное время.
На начальном пороге обучения детям, прежде всего, даются знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении самого ученика, это очень важно, так как эти элементарные знания должны обеспечить ученику естественные, социальные и познавательные потребности. Ребенок через окружающий мир должен познать разнообразие форм, красок, различных проявлений, состояний природы, животный мир, мир растений, сезонные изменения, свое важное и значимое место в этом мире.
Каждый учебный предмет вносит определенную лепту в реализацию задач экологического воспитания ребенка, однако ни для одного предмета, будь то математика, родной язык или музыка, эти задачи не являются главными. Это заставило нас выработать определенную систему в работе по экологическому воспитанию детей. И хотя в учебном плане работы
Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, была разработана программа экологического воспитания младших школьников на уроках природоведения. Программа составлена в соответствии с программой обучения природоведению «Я и Украина» [10] из расчета один раз в неделю. Формирующий эксперимент проводился 3 недели, в ходе эксперимента было проведено 3 урока.
При построении программы работы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:
¾ познавательном;
¾ познавательно-развлекательном;
¾ практическом;
¾ исследовательском.
План проведения
уроков представлен в таблице 2.6
Таблица 2.6
План
проведения уроков по природоведению,
направленных на экологическое воспитание
и обучение.
№ | Тема | Цели и задачи |
1 2 3 |
Вода в природе.
Кругооборот воды в природе. Охрана
воды. Горные породы.
Полезные ископаемые. Охрана горных пород. Почва. Состав почвы. Охрана почв. |
1. Расширить
представление учащихся об использовании
и охране воды. 2. Развивать логическое мышление, понимание того, что здоровье человека тесно связано с состоянием окружающей среды. 3. Воспитывать бережное отношение к природе и собственному здоровью. 4. формирование у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, связанном со свойствами воды (с её способностью переходить из одного состояния в другое). Задачи: организовать деятельность учащихся на уроке с учетом возрастных особенностей младших школьников; продолжить формирование целостного видения картины природы через разнообразные виды деятельности учащихся на уроке; активизировать познавательную деятельность учащихся посредством организации эксперимента и обобщения увиденного Перейти к рассмотрению пород, составляющих земную кору. Создать условия для обнаружения процессов, связанных с преобразованием горных пород и анализа условий их протекания. Формировать
начальные представления о Развивать медиаобразовательные умения (умения анализировать, моделировать, преобразовывать виды информации) и умения, предусмотренные технологией РКМЧП. Развивать креативность мышления путем погружения учащихся в творческое исследование. Воспитывать познавательный интерес к предмету и к окружающему миру в целом. Организовать
УД детей в групповой форме
с целью изучения новых понятий. Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах; Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи; Воспитывать бережное
отношение к национальному |
Информация о работе Средства и методы экологического образования и воспитания младших школьников