Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Вклад отечественных и зарубежных педагогов в развитие проблемы экологического воспитания 5
1.2 Сущность, цель и задачи экологического образования и воспитания у младших школьников экологической культуры 10
1.3 Средства, формы и методы экологического образования младших школьников 16
1.4 Экологическая направленность уроков природоведения 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1 Диагностика сформированности экологических качеств младших школьников в учебной деятельности 26
2.2 Методика экологического воспитания и обучения младших школьников на уроках природоведения 32
2.3 Оценка результатов эксперимента 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Низкий уровень – 2 человека (14,2%);
Средний уровень - 9 человек (57,1%);
Высокий уровень – 3 человека (21,4%).
Данные повторного среза показали, что после занятий в 3 «А» экспериментальном заметно повысились результаты проводимых диагностик. Если до формирующего эксперимента уровень экологических знаний в 3 «А» экспериментальном классе составлял 8,9, а в контрольном 3 «Б» - 8, то после проведения занятий кружка уровень экологических знаний в 3 «А» значительно повысился до 13,5. В 3 «Б» классе уровень знаний тоже превышает прежний, он составляет 12,7, но дети отвечали правильно на те вопросы, которые и были раскрыты на уроках природоведения. Знания учащихся 3 «А» класса стали более широкими, разнообразными и качественными, чем у 3 «Б» контрольного класса. Так же дети 3 «Б» класса отвечали на вопросы недостаточно полно и точно.
Таблица 2.7
Сводная
таблица уровня экологической воспитанности
детей в контрольном и
Уровень | Уровень экологической воспитанности | |||
Констатирующий | Контрольный | |||
Контрольный класс | Экспериментальный класс | Контрольный класс | Экспериментальный класс | |
Низкий | 28,5% | 7,6% | 14,2% | 0% |
Средний | 50% | 69,2% | 57,14% | 23,07% |
Высокий | 21% | 23,07% | 21,4% | 76,9% |
На этой таблице мы видим, что в контрольном 3 «Б» классе 21,4% ответов показали высокий уровень, однако экспериментальный 3 «А» класс показал 76,9%, что свидетельствует о более высоком уровне сформированности экологической воспитанности.
Особо хотелось бы отметить показатели низкого уровня, если в 3 «Б» этот уровень понизился от 28,5% до 14,2%, то в 3 «А» классе он снизился от 7,6% до 0%. Действительно дети, экспериментального класса, стали наблюдательнее и бережнее стали относится к окружающему миру.
В процессе работы в экспериментальной группе были замечены такие изменения:
- дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно- следственные связи в природе;
- у них возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;
- появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.
И, вообще, дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за животными и растениями.
Выводы. Полученные в ходе эксперимента данные свидетельствуют о значительном повышении уровня экологической воспитанности – отношения, умения, желания общаться с природой у учащихся 3 «А» экспериментального класса по сравнению с контрольным 3 «Б» классом, в котором не проводилась работа.
Природа
и дети – непрерывающаяся
Одна из главных задач образования – формирование у учащихся экологического мировоззрения и экологического воспитания. Экологическое воспитание должно быть всеобщим, непрерывным, и проходить все ступени образовательного процесса.
Учебно – методическая деятельность является фундаментом, на котором основывается разветвленная сеть экологизации учебной внеклассной и внеурочной деятельности.
Результаты исследования доказывают, что все виды уроков «Я и Украина» проведённые нами, облегчают усвоение, закрепление знаний о природе и повышают мотивацию обучения, формирует позитивное отношение к природе.
Проделанная работа привела к следующим выводам:
1. Экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
2. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.
3. Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.
4. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
5. При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.
Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках специально разработанной программы, способствует значительному повышению экологической культуры школьников.
К концу начального обучения у ребенка должна быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей средой. Нами установлено, что особенно важно организовать условия для установления эмоциональных связей с природой и его разнообразной деятельности в ней.
Исходя, из анализа проведенной опытно-экспериментальной работы можно сделать выводы о правильности выдвинутой гипотезы и построению экспериментальной работы по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста на уроках природоведения.
Мы убедились, что в процессе воспитания у младших школьников ответственного отношения к природной среде необходимо сочетание эмоциональной, интеллектуальной и практической деятельности. Именно на этой основе осуществляется воспитание у детей сознательного отношения к природе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика
по выявлению уровней
Перечень вопросов:
1.Какие
организмы используют как
А) животные;
Б) лишайники;
В) растения.
2.Почему человек создает сады и парки в городе?
А) чтобы растения обогащали кислородом воздух;
Б) чтобы люди отдыхали и гуляли;
В) чтобы было красиво.
3. Какие вещества люди добывают из морской воды?
А) морскую соль;
Б) сахар;
В) рыбий жир.
4.
В воды океана можно
А) да;
Б) нет.
5. Какое морское животное было истреблено уже после нескольких лет его открытия?
А) морская свинка;
Б) морская корова;
В) морская собака.
6.
Какая вода встречается в
А) пресная;
Б) соленая;
В) в одних пресная, в других соленая.
7. К чему приводят загрязнения водоемов?
А) гибнет рыба;
Б) по берегам чахнут растения;
В) размножаются водоросли.
8. Как служат почве дождевые черви?
А) уничтожают вредителей;
Б) перерабатывают опавшие листья;
В) роют подземные ходы.
9. Где больше всего загрязнена и разрушена почва?
А) в лесу;
Б) в городе;
В) на лугу.
10.
Редкие растения у нас
А) в заповедниках;
Б) в садах и парках города;
В) в ботаническом саду.
11. Букеты можно составить:
А) из редких цветов;
Б) из растений выращенных человеком;
В) из красивых цветов.
12. Если в лесу станет мало птиц, то:
А) деревья могут погибнуть;
Б) ничего не случиться;
В) не услышим птичьих песен.
13. Какое животное может дольше других в состоянии спячки без еды:
А) мышь;
Б) бобер;
В) еж;
Г) медведь.
14. Какая птица подкладывает свои яйца в другие гнезда?
А) синица;
Б) кукушка; В) филин; Г) соловей.
15.
Какое из перечисленных
А) лошадь;
Б) волк;
В) белка.
Ключ: 1-б, 2-аб, 3-а, 4-б, 5-б, 6-в, 7-абв, 8-б, 9-б, 10-ав, 11-б, 12-а, 13-г, 14-б, 15-в.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диагностическая анкета- опросник, выявляющий сформированность знаний, умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру.
1. Укажи стрелками: для питания им необходимы:
ТРАВА ПОЧВА
ЗАЯЦ ВОЗДУХ
ЛИСА СВЕТ
ДРУГИЕ ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ
2. Составь цепи питания (не меньше двух)
3. Подумай, существовала бы жизнь на земле без растений?
Информация о работе Средства и методы экологического образования и воспитания младших школьников