Средства и методы экологического образования и воспитания младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Вклад отечественных и зарубежных педагогов в развитие проблемы экологического воспитания 5
1.2 Сущность, цель и задачи экологического образования и воспитания у младших школьников экологической культуры 10
1.3 Средства, формы и методы экологического образования младших школьников 16
1.4 Экологическая направленность уроков природоведения 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1 Диагностика сформированности экологических качеств младших школьников в учебной деятельности 26
2.2 Методика экологического воспитания и обучения младших школьников на уроках природоведения 32
2.3 Оценка результатов эксперимента 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание младших школьников(0584).doc

— 652.00 Кб (Скачать)

     Низкий  уровень – 2 человека (14,2%);

     Средний уровень - 9 человек (57,1%);

     Высокий уровень – 3 человека (21,4%).

     Данные  повторного среза показали, что после  занятий в 3 «А» экспериментальном заметно повысились результаты проводимых диагностик. Если до формирующего эксперимента уровень экологических знаний в 3 «А» экспериментальном классе составлял 8,9, а в контрольном 3 «Б» - 8, то после проведения занятий кружка уровень экологических знаний в 3 «А» значительно повысился до 13,5. В 3 «Б» классе уровень знаний тоже превышает прежний, он составляет 12,7, но дети отвечали правильно на те вопросы, которые и были раскрыты на уроках природоведения. Знания учащихся 3 «А» класса стали более широкими, разнообразными и качественными, чем у 3 «Б» контрольного класса. Так же дети 3 «Б» класса отвечали на вопросы недостаточно полно и точно.

     Таблица 2.7

Сводная таблица уровня экологической воспитанности  детей в контрольном и экспериментальном  классе (констатирующий и контрольный этап)

Уровень Уровень экологической воспитанности
Констатирующий Контрольный
Контрольный класс Экспериментальный класс Контрольный класс Экспериментальный класс
Низкий 28,5% 7,6% 14,2% 0%
Средний 50% 69,2% 57,14% 23,07%
Высокий 21% 23,07% 21,4% 76,9%

     На  этой таблице мы видим, что в контрольном 3 «Б» классе 21,4% ответов показали высокий уровень, однако экспериментальный 3 «А» класс показал 76,9%, что свидетельствует о более высоком уровне сформированности экологической воспитанности.

     Особо хотелось бы отметить показатели низкого  уровня, если в 3 «Б» этот уровень понизился от 28,5% до 14,2%, то в 3 «А» классе он снизился от 7,6% до 0%. Действительно дети, экспериментального класса, стали наблюдательнее и бережнее стали относится к окружающему миру.

     В процессе работы в экспериментальной  группе были замечены такие изменения:

       - дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно- следственные связи в природе;

       - у них возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;

       - появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.

       И, вообще, дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за животными и растениями.

     Выводы. Полученные в ходе эксперимента данные свидетельствуют о значительном повышении уровня экологической воспитанности – отношения, умения, желания общаться с природой у учащихся 3 «А» экспериментального класса по сравнению с контрольным 3 «Б» классом, в котором не проводилась работа.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Природа и дети – непрерывающаяся педагогическая и психологическая взаимосвязь. Классики педагоги видели в природе неиссякаемый источник в развитии ума и чувств каждой личности, правда всегда акцентировали свое внимание на том, что мало значения придается связи теории и практике. Опыт педагогов убеждает в необходимости развития у детей потребности общения с природой. Пробуждение радости от восприятия ее красоты, чуткой отзывчивости и доброты, постижение скрытых возможностей возможно лишь при непосредственном соприкосновении с неживым и живым миром.

     Одна  из главных задач образования – формирование у учащихся экологического мировоззрения и экологического воспитания. Экологическое воспитание должно быть всеобщим, непрерывным, и проходить все ступени образовательного процесса.

     Учебно  – методическая деятельность является фундаментом, на котором основывается разветвленная сеть экологизации учебной внеклассной и внеурочной деятельности.

      Результаты  исследования доказывают, что все  виды уроков «Я и Украина» проведённые нами, облегчают усвоение, закрепление знаний о природе и повышают мотивацию обучения, формирует позитивное отношение к природе.

      Проделанная работа привела к следующим выводам:

      1. Экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.

      2. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.

      3. Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.

      4. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

      5. При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.

      Целенаправленная  систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках специально разработанной программы, способствует значительному повышению экологической культуры школьников.

     К концу начального обучения у ребенка  должна быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с  окружающей средой. Нами установлено, что особенно важно организовать условия для установления эмоциональных связей с природой и его разнообразной деятельности в ней.

       Исходя, из анализа проведенной опытно-экспериментальной работы можно сделать выводы о правильности выдвинутой гипотезы и построению экспериментальной работы по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста на уроках природоведения.

     Мы  убедились, что в процессе воспитания у младших школьников ответственного отношения к природной среде  необходимо сочетание эмоциональной, интеллектуальной и практической деятельности. Именно на этой основе осуществляется воспитание у детей сознательного отношения к природе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аквилева  Г.Н., Клепнина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе - М.: Владос, 2001 – 240с.
  2. Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. // Начальная школа. - 1993. - № 9. - С.16-20.
  3. Белая М.С. Системный подход к экологическому воспитанию и образованию учащихся //Профессиональное образование.-2001.-№11.-С.27-29.
  4. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания / Бобылева Л.Д. //Биология в школе.-1996.-№3.-С.57-59.
  5. Григорьянц А.Г., Малкина Л.Г. Ознакомление с окружающим миром. Книга для учителя. – Ташкент, 1987.
  6. Данилова М. Занимательная экология // Воспитание школьников. - 2005. - № 5. - С.25-33.
  7. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 64 с.
  8. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества // Начальная школа. - 1989. - № 12. - С.40-44.
  9. Дерябо С.Д, Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология / Дерябо С.Д, Ясвин В.А. - Ростов-на-Дону: Феникс,1985.- 480с.
  10. Діптан Н. В., Л. П. Хитяєва Я і Україна. Розробки уроків. 3 клас. К.: Веселка,- 2008.- 320 с.
  11. Евдокимов А.Ю. Человечество и проблемы экологии / Евдокимов А.Ю. //Образование в современной школе.-2001.-№12.-С.36-37.
  12. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1981. – 184с.
  13. Зверев И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание // Воспитание школьников. - 1985. - № 6. - С.30-35.
  14. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990. - 121 с.
  15. Лихачев Б.Т. Экология личности / Лихачев Б.Т. //Педагогика.-1993.-№2.-С.19-21.
  16. Логовеева Г.П. Экологическое воспитание первоклассников / Логовеева Г.П. //Начальная школа.-1989.-№5.- С.30-31.
  17. Молодцова З.В. Экология в начальных классах / Молодцова З.В. //Начальная школа.-1997.-№4.-С.69-70.
  18. Нарочна П.К., Ковальчук Г.В., Гончарова К.Д. Методика викладання природознавства. –К.: Вища школа, 1990. – 302с.
  19. Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – 128с.
  20. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. - 1991. - № 5. - С.2-8.
  21. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов – 100 ответов / Подласый И.П. - М.: Образование,- 2001. – 694 с.
  22. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред.В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.
  23. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе //Ролевые игры по охране природы в средней школе.-М.,1977.-С.14-18.
  24. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования //Советская педагогика. – 1988. - №9. – С.31-34.
  25. Суравегина И.Т., Енкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит. – М.:
  26. Ушинский К.Д. Избранные сочинения. – М.: Просвещение,- 1968.- 504 с.
  27. Формирование личности: Проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьников /Под ред. Г. Н. Филонова. – М., 1983.
  28. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников / Хафизова Л.М. // Начальная школа.-1989.-№3.-С.27-32.
  29. Чернова М.А. Краеведческая работа в начальных классах /Чернова М.А. -М.: Просвещение,1997.-224с.
  30. Экологическое и эстетическое воспитание школьников /Под ред. Л. П. Печко. – М., 1984.
  31. Ялышева Л.В. Природа и экология / Ялышева Л.В. //Школа духовности.-2001.-№1.-С.11-14.
 
 
 
 
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика  по выявлению уровней сформированности экологических знаний у учащихся.

     Перечень  вопросов:

     1.Какие  организмы используют как показатели  загрязнения?

     А) животные;

     Б) лишайники;

     В) растения.

     2.Почему  человек создает сады и парки  в городе?

     А) чтобы растения обогащали кислородом воздух;

     Б) чтобы люди отдыхали и гуляли;

     В) чтобы было красиво.

     3. Какие вещества люди добывают  из морской воды?

     А) морскую соль;

     Б) сахар;

     В) рыбий жир.

     4. В воды океана можно сбрасывать  все отходы деятельности человека, океан от этого не пострадает:

     А) да;

     Б) нет.

     5. Какое морское животное было истреблено уже после нескольких лет его открытия?

     А) морская свинка;

     Б) морская корова;

     В) морская собака.

     6. Какая вода встречается в озерах?

     А) пресная;

     Б) соленая;

     В) в одних пресная, в других соленая.

     7. К чему приводят загрязнения водоемов?

     А) гибнет рыба;

     Б) по берегам чахнут растения;

       В) размножаются водоросли.

     8. Как служат почве дождевые  черви?

     А) уничтожают вредителей;

     Б) перерабатывают опавшие листья;

     В) роют подземные ходы.

     9. Где больше всего загрязнена  и разрушена почва?

     А) в лесу;

     Б) в городе;

     В) на лугу.

     10. Редкие растения у нас выращивают:

     А) в заповедниках;

     Б) в садах и парках города;

     В) в ботаническом саду.

     11. Букеты можно составить:

     А) из редких цветов;

     Б) из растений выращенных человеком;

     В) из красивых цветов.

     12. Если в лесу станет мало  птиц, то:

     А) деревья могут погибнуть;

     Б) ничего не случиться;

     В) не услышим птичьих песен.

     13. Какое животное может дольше  других в состоянии спячки  без еды:

     А) мышь;

     Б) бобер;

     В) еж;

     Г) медведь.

     14. Какая птица подкладывает свои яйца в другие гнезда?

     А) синица;

     Б) кукушка; В) филин; Г) соловей.

     15. Какое из перечисленных животных  запасают себе корм на зиму?

     А) лошадь;

     Б) волк;

     В) белка.

     Ключ: 1-б, 2-аб, 3-а, 4-б, 5-б, 6-в, 7-абв, 8-б, 9-б, 10-ав, 11-б, 12-а, 13-г, 14-б, 15-в.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

       Диагностическая анкета- опросник, выявляющий сформированность знаний, умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему  миру.

1. Укажи стрелками:  для питания им  необходимы:

ТРАВА                     ПОЧВА

ЗАЯЦ                        ВОЗДУХ

ЛИСА                       СВЕТ

                                  ДРУГИЕ ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ

2. Составь цепи питания  (не меньше двух)

3. Подумай, существовала  бы жизнь на  земле без растений?

Информация о работе Средства и методы экологического образования и воспитания младших школьников