Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:47, реферат
Дидактические положения методики преподавания изобразительного искусства: концепция «Школа рисунка – графическая грамота» (Н.Н. Ростовцев, В.С. Кузин).
Концепция "Школа рисунка - графическая грамота" (Авторы концепции Ростовцев Н.Н. и Кузин В.С.) продолжает традиции зародившиеся в дореволюционной методике рисования.
Сравнительный
анализ современных
концепций методики
преподавания изобразительного
искусства
Дидактические
положения методики
преподавания изобразительного
искусства: концепция
«Школа рисунка –
графическая грамота» (Н.Н.
Ростовцев, В.С. Кузин).
Концепция "Школа рисунка - графическая грамота" (Авторы концепции Ростовцев Н.Н. и Кузин В.С.) продолжает традиции зародившиеся в дореволюционной методике рисования.
В основе концепции лежит подход к обучению разработанный для Академии Художеств. Одной из главных задач этого подхода является обучение рисованию с натуры и реалистической передаче объектов.
Программа “Изобразительное искусство” в рамках данной концепции сильно изменилась за время своего существования. Авторами действующей в настоящее время программы "Изобразительное искусство" являются: Кузин В.С., Шорохов Е.В., Кубышкина Э.И., Игнатьев С.Е., Ломов С.П., Лебедко В.К., Коваленко П.Ю., Витковский А.Н.
Основные задачи действующей программы:
К
имевшимся в ранее существующей
программе четырем типам
"Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. ... В 1 классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, а во 2 классе знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В 3-4 классах учителя продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания. ... С 4 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени, они усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе. ... В 5-9 классах учащиеся продолжают изучать простейшие закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения. Они приобретают навыки изображения объёма предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе" (Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. /Сост. В.С. Кузин, И.В. Корнута.- 3-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2001 - с.14-15).
"Рисование на темы - это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещенности, цвета предметов" (Там же, с.17).
"Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства. ... Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета, полученное учащимися в процессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плетенках, изготовлении игрушек, вышивке и т.д." (Там же, с.18-19).
Лепка. "Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев, деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека" (Там же, с.20).
Аппликация. " В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ" (Там же, с.20).
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. ... Ознакомление с произведениями изобразительного искусства производится в начале или в конце урока в течение 8-10 минут; как правило, два-три произведения (или три-четыре иллюстрации). С 4 класса для бесед выделяются специальные уроки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства" (Там же, с.21).
Авторы составляют учебно-методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей.
В
рамках данной концепции существуют
также программы для школ, гимназий
и лицеев с углубленным изучением
предметов художественно-
Современная концепция художественного образования
«Приобщение
к мировой художественной
культуре как части
духовной культуры» (Б.
Неменский).
2.
Программа “Изобразительное
В
основе программы лежит концепция:
"Формирование художественной
культуры учащихся как
неотъемлемой части
культуры духовной". Тематическое
наполнение программы претерпело изменение
за время её существования. Авторы современной
версии данной программы - Неменский Б.М.,
Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская
Л.А., Питерских А.С.
Одной из главных задач программы является
развитие у учащихся способности сопереживать,
понимать, осознавать свои переживания
в контексте истории культуры.
Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя разные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств.
Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности (для визуальных пространственных искусств), тремя способами художественного освоения действительности: конструктивной, изобразительной, декоративной деятельностью.
Основные принципы программы наиболее подробно описаны в методическом пособие по данной программе, изданном в 1990 году.
1. Принцип "искусство как духовная культура", т.е. профессиональная сторона искусства рассматривается как средство донесения его универсальной стороны: отношения в единстве мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу).
2. Принцип "от родного порога в мир общечеловеческой культуры", т.е. опора на национальное, народное искусство, и от этого порога ход к великим общечеловеческим духовным ценностям. Постоянная перекличка, диалог культур (национальных и исторических форм).
3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни. Это раскрывается синкретично в начальной школе и расчленено на виды искусств в средней. Под приобщением необходимо понимать раскрытие языковой и социальной специфики каждой группы; доведения его до уровня, создающего потребность, способность и высокие критерии общения с этими искусствами во внешкольной и, главное, послешкольной жизни (диалог видов искусства).
4. Принцип связи с жизнью через постоянное "опрокидывание" осваиваемых проблем в окружающую ребенка вне урока жизнь. Этому служат работа с моделью-куклой "взрослых" искусств (мастер постройки, мастер изображения, мастер украшения) и система домашних заданий на осознание окружающей действительности с позиции изучаемых на уроке проблем искусства (диалог урока с жизнью).
5. Блоко-тематический принцип построения программы, когда: а) блок тем каждого учебного года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения (начальная, средняя и старшая школа); б) тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года; в) темы каждого урока "по кирпичику" строят познание темы четверти, и "кирпичики" опять же не повторяются, а развивают шаг за шагом единую мысль четверти. ...
6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания. Рисуем, работаем цветом, конструируем, декорируем всегда ради выражения определенного отношения, определенной эмоции. Вся методика - для обеспечения этой цели. Все навыки и знания должны быть включаемы в процесс только при условии их связывания с выполнением содержания, они должны быть необходимы для этого ученику, и такая необходимость должна быть предусмотрена характером задания.
7.
Вся методическая
система программы должна быть нацелена
на решение этих основополагающих задач.
Поэтому принцип художественного
уподобления воспринимающего передающему
является здесь основой отбора. Переживание
(сопереживание) как
способ, форма обучения, как метод освоения
материала для искусства является единственной
возможностью приобщиться к содержанию,
"понять" его. Поэтому "подобное
подобным": обучение искусству вообще
немыслимо без урока как драматургически,
т.е. художественно построенного действия,
без вхождения ученика "в роль", без
ощущения учителя себя как режиссера общего
действа под названием "урок". Отсюда
и необходимость образно-художественной
целостности всех элементов урока (и восприятия,
и создания), и отсутствие монологичности.
Диалог!" (Изобразительное искусство
и художественный труд 1-8 классы. Программа
средней общеобразовательной школы. -
М.: Просвещение, 1990 - с.139-140).
Современная
концепция художественного
образования «Целостный
подход к художественному
воспитанию человека
через категорию «художественный
образ» (Б. Юсов).
Интегративная программа "Изобразительное искусство и среда" (природа, пространство, архитектура) для 1-11 классов составлена в рамках концепции "Полихудожественного развития школьников". Автор концепции Юсов Б.П.
Согласно
данной концепции, главной целью
организации художественной деятельности
является развитие у учащихся фантазии
и воображения, которые стоят
над творчеством. Искусство выступает
как фактор целостного воспитания.
При этом само искусство воспринимается
целостно, но не как сумма искусств,
а как организованное определенным
способом взаимодействие.
В противовес традиционной практике, основанной
на равнозначности искусств, концепция
основывается на иерархичности искусств
- иерархической и полимодальной системе
художественного развития ребенка. Согласно
которой существует приоритетность определённых
видов искусств в разные возрастные периоды.
Такая иерархия существует как в рамках
одного вида искусства, так и во всем комплексе
искусств.
Например, "первичное ознакомление ребенка с искусством (художественно-образной творческой деятельностью) начинается с описания словами, с беседы, с овладения словом (письменным и устным), с его звучанием, восходимым, по степени обобщенности, на уровень образной речи и поэтического слова, которые опосредуют и делают осознанным другие, невербальные сенсорные модальности: жесть, мимику, движение, визуальные качества формы и цвета, звук. Через ... слова вводятся - на несловесном, сенсорном уровне - театрализации как искусство мимики и жеста, пластические движения, переходящие в танец ..., затем - визуальные модальные формы и цвета как способы предметного описания явлений окружающего мира, сохраняющие их наглядность, и, наконец, - музыкальное звучание, ... развивающееся в пространстве, и цвете как светопись" (Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - с.74).
Учебно-воспитательный процесс строится на освоении нескольких видов искусств одновременно - как в комплексе, так и на занятиях отдельными видами искусства, сочетая монохудожественный подход с полихудожественным, интегративным подходом к освоению культуры и искусства.
Автор программы "Изобразительное искусство и среда" (природа, пространство, архитектура) Савенкова Л.Г. Программа направлена на формирование у учащихся понимания единой природы искусства и органической связи видов искусства, понимание различия выразительных средств каждого искусства. "В программе выделено семь основных направлений развития учащихся, которые на разных возрастных ступенях различны по степени важности: зрительно-внешние наблюдения и развитие детального дифференцированного зрения; перенос наблюдаемого в художественную форму (рисунок, конструкцию, музыку, литературное изложение); собственное творчество учащихся - самостоятельное порождение творческого продукта; социальный аспект, общественная значимость изучаемого материала; зрительно-внешние различия понятий: природная среда, предметная и искусственная среда и т.д.; "ребенок и искусство" (умение самому составить "свой" художественный образ объекта через собственное "Я", опираясь на разнообразие освоенных детьми видов деятельности и материалов); материал, техника, инструменты" ( Интегративная программа полихудожественного развития. Изобразительное искусство и среда (природа - пространство - архитектура) 1-11 классы. - М., 1995. - с.5).