Программа
вовлекает детей в сферу предметно-пространственной
деятельности. "В младшем школьном
возрасте восприятие пространства и
среды осуществляется преимущественно
как комплекс двигательных и осязательных
впечатлений. Поэтому в программе важное
место отводится всевозможным игровым
формам работы, развитию чувств детей:
зрения, слуха, движения (чувство цвета,
формы, зрительное представление звука,
музыки, двигательное ощущение музыки,
развитие наблюдательности, различения
звуков, нюансов цвета, настроения), своеобразия
настроения в природе, искусстве (цветовое
выражение музыки, настроения, фантазии,
звуков природы, стихий в природе и др.).
... В среднем школьном возрасте акцент
сделан на изучение народного искусства,
важное место отводится истории родного
края, так как особенности предметов быта
и произведений искусства всегда связаны
с определенным историческим периодом,
стилем, которые выражаются через отношение
людей того времени к пространству и наполняющим
его предметам, ко всему архитектурно-пространственному
окружению в целом. Постепенно, от простого
к сложному, с учетом естественной потребности
возраста, школьники осваивают способы
создания глубинно-пространственного
изображения и среды в условиях интеграции
различных видов искусств: музыки, литературы,
театра, изобразительного искусства"
(Там же, с.8-9). Интегрированные занятия
предполагают восприятие и изображение
музыки, изображение движения через цвет,
пространственное решение изображения
и создание объемной конструкции по прослушанному
музыкальному или литературному произведению
и др.
"Предусмотрены
следующие условия успешного
художественно-творческого развития
школьников: решение реальных, практически
значимых задач; исследовательская
работа учащихся, поиск разных
путей решения; поощрение импровизации;
активное освоение знаний на
основе практики их применения;
мотивация (личностная, социальная,
экологическая и т.д.), внесение
творческих побудителей; индивидуальность
обучения; учет возрастных особенностей
и интересов школьников; поощрение любых
творческих поисков и возможно более широкое
раскрытие личности ребенка; развитие
потребности самовыражения; участие в
творческом производительном труде; активация
воображения, мысли, чувствования, эмоций
детей; взаимопомощь разных способов художественного
выражения мысли - через слово, жест, звук,
движение; способность видеть красивое
в окружающем мире" (Там же, с.9).
"Исходя
из общего экологического направления
программы, тесной связи обучения
искусству с природой, со средой,
система занятий опирается на
восприятие окружающего мира, в
зависимости от времени года,
природного цикла, ритма жизни
людей, народных традиций и
праздников" (Там же, с.9).