Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 09:35, контрольная работа
Ареал возникновения и распространения индуизма - Индийский субконтинент, большинство исповедующих эту религию живут в Республике Индия. Историческое название индуизма санатана-дхарма, что в переводе с санскрита означает «вечный путь» или «вечный закон». Современный термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», представляющего собой персидский вариант санскритского имени реки Синдху (Инда).Важно подчеркнуть, что сам по себе индуизм не имеет одного основателя, не представляет собой единой религии со стройным вероучением, а включает множество религиозных путей, имеющих одни ведические корни, но подчас противоречащих друг другу.
1. Введение.
2. Цель буддизма и индуизма
3. Заключение.
4. Список литературы
Министерство образования и наук Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВОП
Всероссийский
заочный финансово-
Кафедра
философии, истории
и права.
Контрольная работа
по культурологи на тему:
«Сравнительный анализ индуизма и буддизма.»
Вариант №6
Работу выполнил: Ермишин Владимир Игоревич
План
1. Ареал возникновения и распространения индуизма - Индийский субконтинент, большинство исповедующих эту религию живут в Республике Индия. Историческое название индуизма санатана-дхарма, что в переводе с санскрита означает «вечный путь» или «вечный закон». Современный термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», представляющего собой персидский вариант санскритского имени реки Синдху (Инда).Важно подчеркнуть, что сам по себе индуизм не имеет одного основателя, не представляет собой единой религии со стройным вероучением, а включает множество религиозных путей, имеющих одни ведические корни, но подчас противоречащих друг другу.
Буддизм возник в VI в.
до н. э. в Индии, где в то время
шел процесс формирования рабовладельческих
государств. Отправной точкой буддизма
является легенда об индийском царевиче
Сиддхартхи Гаутаме. Согласно этой легенде
Гаутама на тридцатом году жизни оставил
семью, стал отшельником и предпринял
поиски путей избавления человечества
от страданий. После семилетнего отшельничества
он достигает пробуждения и постигает
правильный жизненный путь. и он становиться
Буддой (“пробужденный”, “достигшим
прозрения”), проповедуя свой учения на
протяжении сорока лет. Центром учения
становиться четыре истины. Согласно им,
существование человека неразрывно связано
со страданием. Реальный мир есть сансара
- круговорот рождений, смертей и новых
рождений. Сущность этого круговорота
является страдание. Путь спасения от
страданий, в выходе из “колеса” сансары,
путем достижения нирваны(“угасание”),
состояния отрешенности от жизни, высшее
состояние духа человека, освобожденного
от желаний и страданий. Постичь нирвану
может только праведник победивший желания.
2. Цель буддизма и индуизма отражает понимание и переживание необусловленной или предельной реальности каждой традиции. Для индуистов, в общем, целью является освобождение личного Атмана от цикличного существования и слияние с безличным Брахманом или же быть вечно единым с избранным божеством. Каждый человек в конечном итоге достигнет этого постоянного состояния, откуда нет возврата к циклическому существованию. Самым главным исключением являются аватары, которые постоянно "нисходят" на землю, когда хаос и зло одерживают верх. Тантрические буддисты желают достичь Буддовость в самые короткие сроки не для того, чтобы избежать циклическое существование, а чтобы помочь другим существам как можно скорее достичь Буддовости. В садханах Ваджраяны говорится напрямую или подразумевается, что зарождение боддхичитты, четырех неизмеримых и посвящение заслуг являются составляющими садханы, что подчеркивает это альтруистическое намерение достичь Буддовости для спасения всех чувствующих существ. Концепция бодхичитты и идеал Бодхисаттвы – одни из наиболее отличительных черт буддизма Махаяны. Другим важным различием между индуизмом и Махаяной является то, что все методы Махаяны действуют с лежащей в её основе предпосылкой понимания пустотности сущностного бытия. Для достижения этих целей существует много методов, и некоторые из этих методов могут сбить практикующего с пути. Многие индуистские и буддистские тантрические садханы предупреждают практикующих, чтобы они не очаровывались получением сиддх и других сверхъестественных сил. Эти силы настолько привлекательны, что многие практикующие стремятся приобрести эти мирские средства и не заинтересованы в освобождении себя и других. Истинный и искренний практикующий видит в них только средства к достижению цели, а не саму цель. Индусы имеют восемь сиддх, но они отличаются от буддистских. Сравнивая эти мирские достижения с восемью сиддхами и шестью сверхъестественными силами Буддистов, сходства очевидны. Они включают в себя основной интерес в превосходстве или подчинении, в изменении формы, в контроле над элементами или, по крайней мере, способности выйти из-под власти их воздействия, и, в целом, в управлении одушевлёнными и неодушевлёнными объектами. Хотя не следует стремиться достичь все эти сиддхи и сверхъестественные силы ради обретения силы, их можно использовать для того, чтобы привлечь человека на путь буддизма или индуизма. Давайте взглянем на конкретные методы, описанные в двух садханах индуистской Чиннамасты и буддистской Чиннамунда Ваджраварахи. "Чиннамастатантра" Шакта Прамоды разделена на девять частей начиная с визуализации божества и заканчивая повторением тысячи имён. Среди всех буддистских садхан Чиннамунды ни одна не является настолько полной, как индуистская, и некоторые разделы, такие как кавача и раздел тысячи имен редко встречаются в буддистских садханах. Если выделить раздел ритуального подношения (пуджа), который является сердцем всех ежедневных тантрических практик в обеих традициях, можно сформулировать обе основные схемы, общие для всех тантрических практик и ярко выраженные различия между буддизмом и индуизмом. Индустский раздел пуджи начинается с обычных подготовительных практик, которые включают поклонение гуру и избранному божеству практикующего (иштадевата),после чего следуют тантрические подготовительные практики. Буддистский раздел пуджи обычных подготовительных практик также начинается с поклонения божеству и гуру, но вдобавок включает в себя принятие убежища в Трёх Драгоценностях, зарождение бодхичитты, и культивирование четырёх неизмеримых – всё это лежащей в основе предпосылкой пустотности сущностного бытия. Индуистская пуджа продолжается очищением практикующего путём омовения, которое в в буддизме представлено очищением посредством повторения стослоговой мантры Ваджрасаттвы. Следующий индуистский раздел состоит из разнообразных ньяс, которые придают практикующему силу и превращают его тело в божественное. Эта иключительно детально разработанная частьсравнима с буддистским освящением тела практикующего; однако, обе традиции Чиннамасты настаивают на том, что для того, чтобы совершать поклонение, обыденная сущность практикующего должна быть превращена незаурядную сущность. В индуистском ритуале бхутасиддхи практикующий воображает, что его или её тело, состоящее из пяти элементов, постепенно растворяется в Брахмане, затем - в обратном порядке тело воплощается опять, указывая на то, что оно одной природы с Брахманом. В буддистском ритуале очищения практикующий визуализирует своё тело полностью очищенным от загрязнений, и, после очищения тело постепенно благословляется Ваджрасаттвой и его консортом. Благословение начинается с головы, затем следуют горло, сердце и всё тело. После завершения очищения и освящения практикующий может медитировать на Чиннамасте/Чиннамунде, и рисовать или визуализировать её 'жилище', которое в индуизме известно как янтра, а в буддизме – как мандала. Индуистская садхана добавляет детали к визуализации жилища Чиннамасты, вводя особый ритуал раковины, имеющий большое значение индуистском тантрическом поклонении. Эта особая раковина часто наполнена вином, указывающим на блаженную природу Богини. За этим следует питха пуджа. Хотя мандала янтра, особая раковина и питха (трон богини)известны, как её жилище, она является всем в этой церемонии. Практикующий должен отождествлять всё с Чиннамастой. Таким образом, как индуизм, так и буддизм содержат три основных подготовительных практики: 1) очищение себя, 2) освящение себя и 3) визуализирование Чиннамасты/Чиннамунды и создание её жилища. За этим следует собственно сессия медитации на божестве, которую практикующий в обеих традициях начинает с приглашения божества. Здесь мы сталкиваемся с двумя основными различиями между индуистской и буддистской садханами. В буддистской садхане практикующий воображает или испытывает переживание (в зависимости от способностей) пустотности сущностного бытия перед тем, как начать собственно визуализацию. Затем он визуализирует себя как Чиннамунду. В индуистской же практике, напротив, не упоминается о пустотности сущностного бытия, и Чиннамаста остаётся перед практикующим. Поскольку в индуистской тантре Чиннамаста находится перед практикующим, то тот, который уже транформировался в божество, может впустить внутрь жизненное дыхание (пранапратиштха), и освятить её шесть конечностей, в то время как в буддистской садхане практикующий уже прошёл это освящение, так что ему нет необходимости выполнять этот ритуал в то время как он/она визуализирует себя как Чиннамунду.
3. В заключительной части обе садханы имеют некоторые сходные черты. Важным различием является то, что в буддистской садхане, которая придерживается махаянистских идеалов альтруизма, практикующий завершает садхану посвящением заслуг – фундаментальная буддистская составляющая, которая отсутствует в индуистской садхане. В отношении церемонии огня в обеих традициях практикующий преподносит определённые объекты в огонь, повторяет определённые мантры и совершает церемонию для определённых целей. Концепция совершения огненного жертвоприношения (яджна) зародилась в Ведические времена и со временем была принята обеими тантрическими традициями. Согласно индуистам существует шесть видов достижений как результатов совершения определённых версий церемонии огня. Ниже перечислены эти шесть видов:
1) умиротворение (шанти),
2) оказание влияния (васьям),
3)'ошеломление' (оглушение, обездвиживание, англ. - stunning) (стамбханам), 4)порождение раздора или ненависти (двешам),
5)принуждение к бегству (уккатана),
6)убийство (марана).
Буддисты различают четыре вида достижений:
1) умиротворение (шанти),
2) увеличение благосостояния (паустика),
3)главенствование (вашикарана)
4) уничтожение (марана).
Первое (умиротворение) и последнее (уничтожение)
одинаковы в каждой традиции, а остальные
индуистские категории можно классифицировать
как 'доминирующие' в буддизме. Более того,
категории главенствования и убийства
относятся к разделу 'ужасающих ритуалов'
(абхикара). Садханы не содержат специальных
огненных церемоний для каждого вида достижения,
специально приспособленных к Чиннамасте/Чиннамунде.
Хотя многие основные компоненты практики
Чиннамасты/Чиннамунды сходны в двух традициях,в
то же время существуют и фундаментальные
различия. Для индийских религиозных систем
характерны структурная рыхлость и аморфность,
терпимость, свобода личного выбора. Каждая
религиозно активная личность самостоятельно
решала, куда и за кем идти - в монахи, аскеты,
йоги и т. п. Что же касается религиозно
пассивной массы, мирян, то их симпатии
тоже обычно ничем жестко не ограничивались.
Принимая во внимание групповое давление
семьи, общины, касты, они тем не менее
могли изменяться в зависимости от обстоятельств.
В период расцвета буддизма на рубеже
нашей эры чаша весов заметно склонялась
в пользу учения Будды, так широко открывшегося
для всех. Это главное свойство буддизма
и определило его судьбу: проникая за пределы
Индии и обнаруживая там в ряде случаев
духовный вакуум в тех специфических сферах
философско-метафизических поисков и
споров, которые были характерны для Индии
и разработаны именно там, буддизм легко
пускал корни вне своей родины. В то же
время в самой Индии он начал встречать
возраставшее сопротивление со стороны
близких к нему по духу и структуре учений,
которые более удачно, чем буддизм, вписывались
в исторически сложившуюся социально-кастовую
организацию. Видимо, это сыграло свою
роль в том, что буддизм сравнительно легко
уступил свои позиции на родине другим
доктринам, и прежде всего складывавшемуся
на базе древнейшего брахманизма индуизму.
В процессе соперничества буддизма с брахманизмом,
точнее, как итог этого соперничества
и как результат его преодоления и возник
индуизм. Структурно эта доктрина была
сходна с буддизмом и тоже не отличалась
активным прозелитизмом; но решающим преимуществом
ее, обеспечившим конечный успех, была
ориентация на конкретные условия кастовой
Индии \с ее многочисленными и разноречивыми
сторонами и аспектами сложившихся на
рубеже нашей эры культурных традиций.
В этом смысле наиболее подходящим, хотя
и весьма расплывчатым, определением понятия
"индуизм" можно было бы считать весь
индийский образ жизни с включением в
него общепринятых жизненных принципов
и норм, социальных и этических ценностей,
верований и представлений, обрядов и
культов, мифов и легенд, будней и праздников
и т. д. Однако здесь нужны некоторые оговорки.
Индуизм, являющийся глобальным синтезом,
конечным итогом всех длительных религиозно-философских
поисков, представляет собой не только
синкретичную систему, которую вполне
уместно уподобить идейному синкретизму
в позднесредневековом Китае, но также
и систему аморфную, практически всеядную.
Если учесть, что в процессе своего формирования
эта система вобрала в себя немало древних
верований и культов аборигенных племен
и что в силу своей терпимости, многослойности
и комплексности она легко впитывала в
себя и ассимилировала практически все,
находящееся в пределах ее возможностей
и в сфере ее влияния, то сближение ее с
понятием "индийский образ жизни"
покажется справедливым и оправданным.
Ведь даже сам великий Будда, ставший одной
из аватар индуистского Вишну, оказался
включенным в индуизм. Индуизм охотно
шел на сближение с теми доктринами (вроде
джайнизма и позднее сикхизма), которые
возникали в борьбе с ним или с его предшественником
- брахманизмом. Даже к мусульманам он
готов был отнестись, во всяком случае
на первых порах, примерно так же. Словом,
со стороны индуизма двери всегда были
широко открыты, а сила его была такова,
что все готовые войти в эти двери оказывались
перед реальной угрозой раствориться
в океане индуизма. Неудивительно, что
альтернативные религиозные доктрины,
дорожившие своим статусом, в открытые
двери индуизма войти не спешили, даже
если им предоставлялись авансы (включение
Будды в число аватар Вишну). Сказанное
означает, что потенциально индуизм действительно
был всеиндийским образом жизни, готовым
принять в свое лоно и сикха, и мусульманина,
и буддийского монаха, и обнаженного дигамбара
(к слову, в религиозных шествиях в дни
всеиндийских праздников любого из них
можно встретить в толпе спешащих на праздник
индуистов). С точки зрения индуизма, все
представители альтернативных религий
почти свои, но с точки зрения альтернативных
религий они как раз противостоят индуизму.
Вот почему индийский образ жизни - это
все-таки не только индуизм, хотя индуизм
в нем задает тон. Так что же такое индуизм?
Основы индуизма восходят к ведам и окружавшим
их преданиям и текстам, во многом обусловившим
характер и параметры индийской цивилизации
в ее историко-культурном, философско-религиозном,
обрядово-бытовом, социально-семейном
и иных аспектах. Доминантой длительного
и сложного процесса становления сводно-синтетических
основ индуизма было постепенное преодоление
эзотерического характера ведическо-брахманистских
принципов древнеиндийской культуры.
Конечно, на высшем уровне религиозной
системы индуизма ученые брахманы, аскеты,
монахи, йоги и иные религиозно активные
слои сохраняли и развивали казавшийся
им глубоким и сокровенным тайный смысл
их доктрин со всеми присущими им головоломными
абстракциями, теориями и изощренной практикой
достижения спасения и освобождения. Благодаря
их усилиям все богатство древнеиндийской
религиозной культуры явственно предстает
взору исследователя в наши дни. Но главным
направлением эволюции в процессе становления
индуизма было иное: доступная массам
религиозная доктрина возникла в ходе
переработки, подчас примитивизации и
вульгаризации древних философских теорий
и метафизических построений. Преломленные
сквозь призму мифо-поэтического восприятия,
обогащенные неарийскими и доарийскими
верованиями, суевериями и божествами,
ритуально-культовыми домашними обрядами,
древние ведические принципы в упрощенном
виде стали доступными для всех. Народный
индуизм воспринял и сохранил древние
представления о карме с ее этической
основой, о святости вед, он не отказался
от идеи аскезы с представлением о сверхъестественных
возможностях тапаса. Однако все это было
до предела упрощено, что наиболее заметно
на примере трансформации пантеона. Большинство
ведических богов ушло в прошлое, лишь
немногие из них, да и то в основном из-за
упоминания в мифах и распространенных
эпических сказаниях, сохранились в памяти
народа. Не сумели заменить их и божества
брахманизма (Брахман, Атман, Тот, Пуруша)
вследствие их метафизичности и абстрактности.
Правда, эти божества продолжали существовать
в памяти и действиях религиозно активных
групп населения, были богами жрецов-брахманов,
аскетов-тапасья, йогов и т.п. Однако подавляющая
часть народа не могла воспринимать и
тем более любить таких богов, восхищаться
ими, уповать на их помощь, реально и зримо
представлять себе их силу и могущество,
их власть и возможности - слишком далеки
от людей были эти боги. Неудивительно
поэтому, что в упрощенном и переработанном
для нужд широких народных масс индуизме
на передний план вышли новые божества,
точнее, новые ипостаси все тех же древних,
чуть модифицированных богов, которые
были давно известны, но обрели новую жизнь
и высочайший престиж именно в рамках
заново складывавшейся религиозной системы
индуизма. Эти боги были ближе и понятнее
людям. Разумеется, их несколько иначе
и почитали. Во-первых, кровавая ведическая
жертва (яджня) была вытеснена богослужением
без жертв (пуджей). Хотя и считалось по
традиции, что убийство ради бога - это
не убийство (этот тезис окончательно
не отвергнут и поныне: кровавые, в том
числе человеческие, жертвы подчас практикуются
в глухих районах Индии и в наши дни, например,
в честь некоторых богинь плодородия),
принцип ахимсы стал определять характер
ритуала жертвоприношения. Во-вторых,
вместе с буддизмом Махаяны в начале нашей
эры в Индии широко распространилась практика
изготовления идолов-изображений и храмов
в их честь. Изображенный в скульптурной
и художественно совершенной форме почитаемый
бог приобрел антропоморфный облик (пусть
даже с несколькими головами-лицами, с
множеством рук) и стал более близким,
конкретным, наделенным всеми присущими
ему атрибутами, сопровождаемый сопутствующими
ему животными. Этот бог, помещавшийся
в посвященном ему храме, был понятен каждому.
Его облик, атрибуты, животные символизировали
его прерогативы, склонности и возможности,
хорошо известные каждому из мифов и сказаний.
Зная биографию божества, люди были должным
образом сориентированы и ожидали от любого
бога именно то, что он, как считалось,
может дать. Таких своих, понятных богов
можно было любить, опасаться, на них можно
было надеяться. И наконец, в-третьих, главные
индуистские боги в отличие от их древних
предшественников, бывших в основном нейтральными
к массам населения, имели уже приверженцев,
т. е. тех, кто предпочитал поклоняться
своему избраннику и общаться преимущественно
с ним. Более того, личная преданность
богу, бха-кти, стала важной характерной
чертой индуизма.
4. Список литературы.
1. Кочетов А.И. Буддизм. М.,Политиздат, 1970.
2. Научный атеизм М., Политиздат, 1973.
3. Л.С. Васильев. История религий Востока
4.А.Н. Маркова. Культурология. Глова 16.
Информация о работе Сравнительный анализ индуизма и буддизма