Анализ современного урока
преподаватель специальных дисциплин Короткова Л.В.
НПУ-4 г. Нижневартовск
Анализ современного урока
- Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства
- Современный урок — у рок , соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника.
Общие закономерности учебного процесса
- Постановка целей зависит от уровня развития и потребностей общества, его требований к процессам образования, воспитания и развития личности.
- Отбор содержания зависит от целей и задач обучения, от возрастных и индивидуальных возможностей школьников, от уровня развития теории и практики обучения.
- Выбор методов зависит от задач и содержания обучения, от реальных учебных возможностей учащихся по их применению.
- Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов обучения.
- Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у них внутренних познавательных мотивов, а также от внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
- Качество обучения зависит от взаимосвязанности процессов преподавания и учения.
- Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он протекает и взаимосвязанности всех закономерностей
Типы анализа урока
- -
полный - проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;
- краткий - отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;
- комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока.
Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.
- аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.
- Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.
- Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.).
Общие критерии анализа урока
- Результативность. Считается, что результативность урока зависит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса и чем качественнее технология, тем выше результат урока. Поэтому вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших психолого-педагогических достижений.
Основные пути повышения эффективности урока
- постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач;
- оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся);
- стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;
- применение активизирующих методов и средств обучения;
- организация самодеятельности учащихся;
- единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, так и общих;
- организация оперативной обратной связи;
- формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата;
- интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся.