Современное образование в мире: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:01, реферат

Описание работы

Образование – это процесс систематического приобретения индивидом знаний, уже накопленных обществом. Оно является важнейшим инструментом приобщения к жизни в обществе новых поколений.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 46.00 Кб (Скачать)

     Тема  моего реферата: «Современное образование в мире: сравнительный анализ». 
 

     Образование – это процесс систематического приобретения индивидом знаний, уже накопленных обществом. Оно является важнейшим инструментом приобщения к жизни в обществе новых поколений.

     Безусловно, образование имеет значение для  государства, общества и личности.

     Лично я считаю, что не только школьное образование является важным, но и  высшее образование играет огромную роль, т.к без него человеку труднее  найти престижную работу, и иметь высокий статус в обществе. 

     Я выявила цели и задачи: 

     Цель: сравнить современное образование в четырех странах, определить степень качества образования в них.

      Задачи:

  1. Сбор и изучение материала о современном образовании Росси, Великобритании, Франции и США.
  2. Провести сравнительный анализ  и выявить стадии образования в этих странах.
  3. Выявить уровень высшего образования  в данных странах.
  4. Дать рекомендации в модернизации российского образования.
 

     Тенденции развития образования  в современном  мире.

     Для того чтобы стать достойным человеком  XXI века, образование должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры. Вместе с тем появляются теоретические и практические ростки тенденции «работать на опережение», готовить людей, особенно молодежь, к производственным и общественным инновациям, которыми, несомненно, будет отмечено наступившее столетие.

   Это говорит  о том, что знания и умения будут  главным ключом к жизненному успеху. Целью каждой страны станет построение такого общества, где каждый индивид высоко образован и способен обновлять свои знания в течение всей жизни. И экономическое благополучие, и социальная сплоченность государства зависят от достижения данной цели. 

   Система образования в  Великобритании.    

   Великобритания  гораздо долго сопротивлялась установлению интегрированной национальной системы.

   Для большей  части детей результаты экзамена «элевен-плас» определяли, пойдут ли они в классические средние школы  или в средние современные  школы. Все подростки, которые признавались способными и хотели продолжать учебу, могли оставаться в школе до достижения семнадцати лет. Но стало очевидно, что только 12% школьников остаются в школе до возраста семнадцати лет.

       С середины 1970-х и до начала 1990-х гг. расходы государства на  образование упали с 6,3 % до 5 %. В 1998 г. расходы на образование составляли 4,8 %.

     Было  создана специальная  реформа, целью  которой было создание школ, где  вместе учились бы и способные, и  менее способные дети. В каждой государственной общеобразовательной  школе должно быть 20 % школьников, обладающих самым высоким уровнем способностей.

    Следует  отметить, что экзамены элевен-плас  никогда не исчезали полностью,  эти школы привлекают к себе  более способных учеников в  своем регионе за счет других  школ.

   Школы обязаны оказывать предпочтение в приеме детям, проживающим в пределах их района. Родители могут, следовательно, «купить» поступление своих детей в желаемую школу, обеспечив им соответствующий адрес проживания. Родители, принадлежащие к среднему классу, научились добиваться того, чтобы их дети попадали в выбранные ими школы. Из этого следует, что дети из более благополучных семей, как правило, больше выигрывают от отбора в школе, тогда как положение детей из семей неблагополучных еще больше ухудшается.

   Школьные оценки, принятые в Великобритании, обозначаются буквами английского алфавита от А* (со звездочкой) до U. А* - высшая оценка (ставится очень редко), А – «отлично», В – «весьма хорошо», С – «хорошо», В – весьма удовлетворительно», Е – «удовлетворительно», F – «посредственно, не вполне удовлетворительно», N – «не аттестован», U – «экзамен» провален, не сдано». Большинство вузов не принимает абитуриентов, если на экзаменах они получили оценки ниже D.

   Своим качеством обучения британские учебные  заведения славятся во всем мире, и они постоянно подтверждают свою репутацию. 

  Система образования  во Франции.

   Французские школы традиционно считаются  достаточно строгими из-за требовательности учителей и насыщенности программы. Но и в то же время в них царит  свободная, удивительно непринужденная атмосфера.

   Учебные заведения Франции подразделяют на государственные и частные. Большинство, естественно, составляют государственные  бесплатные школы, но количество частных  постоянно растет.

   Учебный год во Франции начинается в сентябре и длится до середины июня. Время каникул устанавливает опять же Министерство образования, в каждом регионе эти периоды отличаются.

   Начальное образование во Франции является обязательным и бесплатным.

   Причем  русское выражение 2первый раз в  первый класс» по отношению к Франции не работает, потому что классы здесь нумеруют начиная с 12-го. То есть первый класс заканчивают выпускники. Начальное образование занимает пять лет и состоит из трех этапов: подготовительный класс, два «элементарных» и два «средних» класса.

     В  11 лет французский ребенок поступает  в низшую среднюю школу. Во  Франции этот уровень называется  гораздо более солидно – колледж.

       Учебные заведения высшей средней  школы во Франции называют  лицеями. Только их выпускники  имеют право поступать в университеты, а потому стать лицеистом не так уж и просто.

     В лицеях общеобразовательного направления  наибольшее внимание уделяют филологии, экономике и естественным наукам. ). В техническом лицее можно  специализироваться на точных науках и промышленных технологиях сервисе, лабораторных исследованиях, либо медицинском и социальном обслуживании.

      В лицее диплом выдают только тем, кому не удалось набрать проходной балл, просто выдают свидетельство об окончании средней школы. Разумеется, это очень плохо – и в вуз не поступить. Да и на хорошую работу не возьмут.

        Учеба в государственном лицее  для французов бесплатна.

       В страсбургском лицее наравне с французами проходят подготовку школьники из 52 стран, в том числе россияне.      

       В лицее для  учеников практикуют индивидуальный подход.

       Высшее образование доступно только при наличии бакалавра. Система высшего образования во Франции отличается большим разнообразием вузов и предлагаемых дисциплин.

   

     Образовательная система в США. 

     Современная система образования США отличается от западноевропейских стандартов.

     В систему образования США входят:    
 • дошкольные учреждения

       • начальная школа (1-8 классы), в которой обучаются дети в  возрасте 6-13 лет,  
 • средняя школа (9-12 классы) с задачей обучения юношей и девушек в возрасте 14-17 лет;  
 • учебные заведения последнего уровня обучения, входящие в систему высшего образования.

     В США нет иеpаpхической системы  с разными типами школ. Существует внешне единая школа, обучающая американских детей в течение 12 лет.

     В США имеется три тысячи пpивилегиpованных  частных школ, которые содержатся за счет взносов от частных лиц  и взимания платы за обучение.

     Система оценок обычно буквенная, по первым пяти буквам английского алфавита:

     A – отлично.  
 В – хорошо. 
 С – 35 средне.  
 D – ниже среднего.  
 F – полное незнание учебного материала.

Имеются также  обозначения:  
 Р – зачет (100%), 
 S – удовлетворительно (70%), 
 N – незачет (ниже 70%).

     Высшее  образование США характеризуется  значительным разнообразием учебных  программ, изучаемых курсов и дисциплин, осуществляющая важные экономические, социальные и идеологические функции.

      Наиболее  престижные вузы устраивают конкурсный отбор, тат как количество поступающих  значительно превышает возможности  учебных заведений, а для других единственным условием является наличие  среднего образования. 
 
 

     Образовательная система в России.

     Прежняя советская образовательная система отличалась жесткими учебными планами. Акцент делался на науку и инженерное дело. Существовал общий учебный план, для всех школ, который составлялся под руководством государства.

     Сейчас  российское общество перестраивается, переоценивает свои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере. Сегодняшняя система образования в России - федеральная, централизованная, но всё же она представлена в более упрощенном виде:

     1) Дошкольное образование, дает детям элементарные знания.

     2) Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет. Образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы.

     3) Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.

     4) Полное среднее образование или производственно- техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение.

     5) Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже - доктора наук.

     В результате нововведений в нашей  стране, касательно образовательной  сферы, в конце обучения выпускники гимназий сдают обязательный единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому, математика, и 2 предмета по выбору.

     В ходе анализа выяснилось, что в американских школах гораздо меньше чем в России, внимание уделяет базовым предметам. Не остается времени на зубрежку. Поэтому, объем знаний с которыми американец выходит после 11 класса своей школы, заметно меньше чем у российского одногодки. По мере  того, как от студента требует дать критический анализ, сделать вывод, найти выход, предложить альтернативу, американцы начинают обгонять россиян. Российская система направлена на воспитание интеллигентного человека, американская – на подготовку высококлассного специалиста. Российское образование как правило кончается выдачей диплома, американская с этого только начинается. В США обучение длится около 12 лет, а в других странах меньше.

     Как я уже говорила, британские учебные  заведения своим качеством обучения славятся во всем мире, и многие страны сегодня стараются следовать  примеру Великобритании.

      Если Великобританию сравнивать с государствами ЕС, то британские школы выделяются тем, учеников обучают меньшему количеству иностранных языков, чем в среднем по ЕС.

             А у  французской и российской  школ есть общие черты. Например, нерадивого ученика там тоже  могут оставить на второй год.  Но также есть и отличия: номера классов во Франции начинаются с 12, а в России наоборот, что очень поразило меня.

Информация о работе Современное образование в мире: сравнительный анализ