Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:20, дипломная работа
Целью нашего исследования является изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними, выявить проблемы обучения и развития одаренных детей и определить пути их решения. Рассмотреть возможности использования иностранного языка как инструмента познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Умственная одарённость, её психологические проявления...…….. 6
Понятие и определение одарённости у детей ………...……………………… 6
Виды одарённости у детей...…………………………………………………. 14
Сложности психического развития одарённости детей……………………..22
Глава 2. Воспитание и обучение одарённых детей ………………………….. 29
2.1 Обучение одарённых детей……………………………….……….…………. 29
2.2 Подготовка педагога к взаимодействию с одарёнными детьми ...………… 35
Глава 3. Социализация одарённых детей в ходе обучения иностранному языку.……………………………………………………………………………… 51
3.1 Методологические аспекты формирования социальной компетенции одарённых детей в ходе обучения иностранному языку……………………….. 51
3.2 Опыт формирования социальной компетенции в овладении иностранным языком……………………………………………………………………………… 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………...………………….. 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……...…
- сфера социально-бытового общения: семья, родные, друзья, выполнение несложных обязанностей по дому;
- сфера делового (учебно-трудового) общения: школа, музыкальная школа;
- сфера увлечений: музыкальная или спортивная школа, кружки, занятия по интересам;
- сфера социально-культурного общения: правила поведения в театре, музее, на природе, во время путешествий;
- сфера исследовательского и научно-познавательного общения.
Первые четыре сферы общения определены и в Стандарте начального общего образования по иностранному языку, и в Программах по иностранному языку для начальной школы. Здесь следует отметить, что при обучении одаренных детей, организация общения в рамках указанных сфер социальной взаимодействия имеет особое значение для их социализации. Сфера исследовательского и научно-познавательного общения обычно не выделяется, но нам она представляется очень важной, особенно при работе с одаренными детьми. Организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности [12]. Общение с учеными, с нашей точки зрения, может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести бесценный опыт творческого и социального взаимодействия.
Языковые знания, речевые умения и ситуации общения детально разработаны в Программах по иностранному языку.
К области социальных умений на иностранном языке можно отнести такие умения как:
ориентироваться в ситуации общения;
вступать в контакт и поддерживать его;
уместно использовать адекватные ситуации, словесные и несловесные средства общения;
принять точку зрения собеседника;
аргументировано пояснить свою точку зрения;
не допустить и решать конфликтные ситуации в общении;
критично относиться к своим действиям и высказываниям.
На наш взгляд, указанные социальные знания и умения вполне соответствуют социальным задачам школьного возраста и могут составить содержание социальной компетенции на иностранном языке.
Предложенное
содержание социальной компетенции на
иностранном языке достаточно универсально
и может применяться не только при обучении
одарённых детей.
2.2
Опыт формирования социальной компетенции
в овладении иностранным языком.
Социальный заказ современного российского общества направлен на развитие творческого и интеллектуального потенциала нации, одним из резервов которого являются одаренные дети.
Основываясь на своих наблюдениях в ходе практики пробных уроков преподавания английского языка, а так же результатов опытных преподавателей, мы пришли к выводу, что в процессе его освоения очень важно эффективно формировать у детей школьного возраста социальные навыки и существенно влиять на становление их социального интеллекта.
Выдвинутая нами гипотеза имеет подтверждение в результатах практической иноязычной проектной деятельности. Исследование проходило на базе гимназии №76. В экспериментальной работе участвовало 15 человек.
Для успешного обучения и развития способностей детей я разработала специальную программу, учитывая основные поведенческие особенности учащихся. При этом использовалась проектная методика, основанная на принципах коммуникативно-интерактивного партнерства и сотрудничества. Творческое решение поставленной проблемы направлено на развитие креативных и коммуникативных способностей одарённых детей.
Задачей проектного подхода в обучении иностранному языку является организация совместной, творческой, коммуникативно-познавательной иноязычной деятельности учащихся, ориентированной на достижении общего результата деятельности.
Для решения проблемы социализации одарённых учащихся в условиях обычной школы и развития их иноязычных коммуникативных способностей мы организовали специализированные уроки по английскому языку в соответствии с этапами развития проектной деятельности.
Для организации проектного курса, способствующего развитию творческих и иноязычных коммуникативных способностей одаренных учащихся, мы выявили одаренных детей среднего школьного возраста с помощью социально-психологической диагностики «Оценка творческого потенциала личности» Андреевой В.И и модифицированной Иутиной А.П.
Выполнение проектов мотивирует учащихся на успешное изучение языка и стимулирует как устную, так и письменную речь. Детальный просмотр учебника английского языка, автора Кузовлева В.П, показал, что данный метод достаточно широко представлен на его страницах. На практике мы использовали учебник 7 класса, одна из выбранных мною тем была «My Hobby».
На подготовительном этапе я создавала условия для появления идеи проекта, а также оказывала помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта я выступала в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так мне как учителю следовало принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.
У нас была необходимость стремиться к тому, чтобы проект:
действительно вносил вклад в цели обучения;
имел реальный смысл;
был разумным в части стоимости, доступности материальных средств, затрачиваемого времени и прилагаемых усилий.
Я попыталась определить учебные задачи для учащихся - развитие умений добывания информации; развитие навыков говорения, аудирования и письма в процессе общения друг с другом и учителем на основе изучаемой темы; развитие навыков индивидуальной и групповой деятельности учащихся, изобретательности и творческого отношения к учебному процессу.
Так же были даны рекомендации по подбору материала. При этом была спланирована серия уроков, на которых предполагалось использовать метод проектов. Например, план урока на мотивационном этапе:
Организационный момент. Задача: Сконцентрировать внимание учеников. Настроить учащихся на рабочий лад, подготовить к восприятию информации. Форма работы: Приветствие.
Речевая зарядка. Задача: Помочь учащимся быстрее адаптироваться в иноязычной среде. Форма работы: Прочтение и перевод пословиц.
Актуализация опорных знаний. Задача: Введение темы. Развитие монологической речи. Форма работы: Обсуждение и предложения по теме.
Мониторинг качества усвоения материала. Задача: Развитие диалогической речи. Форма работы: Составление вопросов по теме. Обсуждение проектов.
Итоги урока. Подготовка к выполнению домашней работы. Задача: Подведение итогов урока. Разъяснение формы представления результатов домашней работы. Форма работы: Самостоятельная работа с учебником, словарем и другой литературой.
В ходе всего проекта отслеживалась деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. В организации проектной деятельности очень важным моментом является структурирование. Мы разработали такие этапы, как:
I этап - «Мотивация»
Этот этап особенно важен, т.к. от него зависит в большей степени успех последующей работы. Работу над материалом рекомендуется начинать не с учебника, а с установки на проблему, осмысления цели, создания ситуации общения с преподавателем.
II этап - «Информационное обеспечение»
Задача этого этапа - собрать как можно больше информации по данному вопросу.
III этап - «Первичная обработка информации учеником»
Восприятие любого материала имеет яркую личностную окраску. Происходит первичный анализ материала, исходя из собственного опыта и имеющихся знаний.
IV этап - «Обработка информации вместе с учителем»
Продолжается сбор информации. Учитель стремится предложить конкретный набор поисковых задач. Происходит определение «белых пятен» в контексте, выделяется тема и подтемы, формулируются основные мысли.
V этап - «Дополнительный сбор информации»
В процессе работы, обучающиеся непременно сталкиваются с проблемой “нехватки” материала. Появляются материалы проблемного характера. Появившиеся проблемы позволяют взглянуть еще раз на объект изучения «под углом нерешенных вопросов». Формируется умение сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию.
VI этап - «Осмысление, сравнивание, анализ и коррекция»
Самый важный в работе, т.к. именно здесь происходит интеллектуальный рост человека, становления личности. Ученики учатся анализировать, сравнивать, делать обобщения, проводить коррекцию.
VII этап (заключительный) - «Защита проекта»
Обучающиеся совершенствуют навыки публичного выступления и работы в режиме презентации.
При этом для получения существенных результатов социализации одарённых детей в ходе обучения иностранному языку, крайне важно создавать необходимые условия:
-- формировать умения добывания информации из различных источников;
-- организовывать ситуации продуктивного общения;
-- развивать исследовательские умения;
-- учить наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать и сопоставлять в родном и иностранном языке;
--уметь предвосхищать информацию, обобщать и оценивать прослушанный материал;
-- делать мультимедийную презентацию результатов, предоставлять возможность для её реализации;
-- делать обучение проблемным, создавать условия для использования лингвистической и концептуальной догадки, различного рода опорами в тексте, словарями различного характера;
-- для использования при говорении и письме специфических приёмов, перифраз, переспрос, повтор реплик, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры;
-- формирования способности обратиться за помощью к собеседнику, уточнить вопрос, переспросить, использовать мимику/жесты.
Следует отметить, что семиклассники, участвующие в проекте проявили большой интерес и участие в определении достоинств своих одноклассников (кто-то что-то умеет, чему может научить других). Многие учащиеся не только осознали наличие своих способностей, но и обнаружили стремление совершенствоваться. Реализация последующих проектов привела к определенным результатам:
Благодаря проекту повысилась самооценка учащихся, обогатился их социальный и духовный опыт, ученики приобщились к творчеству, развивая свою личность.
Проектная работа помогла решить проблему мотивации, способствовала формированию и совершенствованию общей культуры общения и социального поведения в целом.
Проектная работа приобщила учеников к практическому владению иностранным языком, способствовала развитию устно-речевых и лексических навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволила реально оценить свои языковые возможности.
Выполнение проекта позволило повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.
Работа над проектом предполагает взаимную активность учителя и реальное коммуникативное сотрудничество, направленное на развитие творческих и иноязычных коммуникативных способностей в атмосфере подлинного взаимодействия и взаимообогащения одаренных учащихся.