Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:25, курсовая работа
Целью является - работа с педагогически запущенными детьми (различные типы), в связи с этим ставятся задачи: рассмотрение понятия «педагогическая запущенность»; виды педагогической запущенности детей младшего школьного возраста ; методы работы учителя с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Характеристика понятия педагогически запущенных детей…………………………………………………………………………..……5
2  виды педагогической  запущенности детей младшего школьного возраста ................................................................................................................13
3 методы работы учителя с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………….35
Содержание
     Введение……………………………………………
     1 
Характеристика понятия педагогически 
запущенных детей…………………………………………………………………
     2  
виды педагогической  запущенности 
детей младшего школьного возраста ..............................
     3 
методы работы учителя с педагогически 
запущенными детьми младшего школьного 
возраста…………………………………………………………
     Заключение………………………………………
     Список 
литературы……………………………………………………
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     Среди 
учащихся, с которыми приходится иметь 
дело учителю, может быть выделена специальная, 
хоть и не очень многочисленная, 
категория трудных детей. К трудным 
детям относят обычно тех школьников, 
которые характеризуются 
Диапазон поступков, на основании которых подростков и старших школьников считают трудными, весьма велик: от устойчивых проявлений отдельных отрицательных качеств и черт (упрямства, недисциплинированности, грубости, лихачества) до наличия явно асоциальных форм поведения и проступков типа правонарушений и даже преступлений.
     Глубоко 
изучая различные отклонения в поведении 
и формировании личности, условия, при 
которых школьники совершают 
антиобщественные поступки, мотивы нарушения 
ими нравственных норм и правил, 
советские ученые пришли к выводу 
о социальной обусловленности всевозможных 
отклонений в поведении (влияние 
отрицательной микросреды, ненормальные 
взаимоотношения и бытовой 
Тема является актуальной, поскольку очень важно, чтобы в нашем обществе индивидуальный подход в отношении трудного, запущенного в педагогическом отношении ребенка предполагает предварительную разработку своеобразного плана воспитательных мероприятий, составляемого воспитателем, классным руководителем на основе серьезного изучения индивидуальных особенностей ребенка.
Целью является - работа с педагогически запущенными детьми (различные типы), в связи с этим ставятся задачи:
- рассмотрение понятия «педагогическая запущенность»;
- виды педагогической запущенности детей младшего школьного возраста ;
     - 
методы работы учителя с педагогически 
запущенными детьми младшего школьного 
возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     1 
Характеристика педагогически запущенных 
детей.                        
                              
Асоциальное поведение подростков, детская преступность, девиантное, или даже делинквентное, поведение детей и подростков аспекты, ставшие в последнее время одними из главных объектов обсуждения и дискуссий специалистов и средств массовой информации.
     Выводы 
многих известных педагогов и 
психологов свидетельствуют о том, 
что истоками проступков и правонарушении 
несовершеннолетних являются отклонения 
в поведении, игровой, учебной и 
других видах деятельности, которые 
наблюдаются в дошкольном и младшем 
школьном возрасте. Эта линия отклоняющегося 
поведения нередко берет свое 
начало в раннем детстве и при 
стечении неблагоприятных обстоятельств 
(главным образом, аномалии семейного 
воспитания) приводит, в конечном счете, 
к стойкой 
В связи с этим возникает проблема ранней профилактики антиобщественного поведения, которая должна начинаться с предупреждения и неотложной коррекции педагогической запущенности как начальной стадии школьной социальной дезадаптации. В данном случае преодоление трудностей предполагает налаживание педагогами с детьми доверительных отношений, контроль и помощь в учебной деятельности и в оздоровлении условий семейного воспитания.
     Следствием 
же неправильного подхода к 
     В 
научно-педагогической литературе нет 
однозначного определения, понятия 
педагогической запущенности. Наряду 
с понятием «педагогическая запущенность» 
(Г.П. Медведев, Г.П. Давыдов), мы встретили 
в литературе - «трудный подросток» 
(Э.Г. Костяшкин, А.Ф. Никитин), «социально-педагогически 
запущенный» (А. С. Белкин), "дети с 
отклонением в нравственном развитии" 
(В.М. Обухов), «трудно-воспитуемый» (М.А. 
Алемаскин, А.И.Кочетов), «учащиеся с 
проблемами» в работах 
     Проблема 
педагогической запущенности достаточно 
хорошо изучена в педагогической 
науке. Существует много работ по 
данной проблеме. Но само понятие "педагогически 
запущенные" в современной теории 
и практике часто употребляется 
как синоним понятию "трудные" 
дети. Мы согласны с мнением Л.М. Зюбина, 
что между ними есть и различия. 
Понятие "педагогической запущенности" 
характеризует историю 
Российская педагогическая энциклопедия понятие "педагогическая запущенность" рассматривает, как устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания.[38,с.132-133].
Педагогический словарь под редакцией Кирова это же понятие рассматривает как отклонение от нормы в поведении личности, обусловленное недостатками воспитания. Основные причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей, отрицательное влияние улицы и безнадзорность [32,с.56]
С.С. Гиль дает следующее определение – это неразвитость, необразованность, невоспитанность ребенка, отставание его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванное педагогическими причинами и подвергающееся коррекции педагогическими средствами [34,с.69].
Черты педагогической запущенности могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением. Педагогически запущенный ребенок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности.
Педагогическую запущенность некоторые специалисты (особенно западные) относят к одной из стадий (или видов) задержки психического развития. Но следует различать категории детей с ЗПР и педагогической запущенностью, несмотря на то, что проявление обеих аномалий во многом сходно. Особенно нельзя отождествлять ЗПР психического типа и педагогическую запущенность, которая также характерна дефицитом знаний и умений. Вследствие неправильного воспитания: педагогически запущенные дети, в отличие от детей с ЗПР, быстро запоминают необходимое. Любой вид ЗПР - это пограничная умственная отсталость, которая проявляется в недостаточности интеллекта и психики в целом. Церебрастенические расстройства, которые характерны ЗПР, обладают стойкостью и нуждаются не только в психолого-педагогической коррекции, но и в лечебных мероприятиях.
     Следует 
также различать термины «
Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента, по мнению Э.С. Заседателевой:
      
Во-первых, отклонения от нормы 
в поведении и учебной 
Во-вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности - обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.
      
В-третьих, отклонения 
      
То есть 3 компонента, которые необходимо 
корректировать: поведение, отношение 
и развитие личности и 
     Следует 
также различать термины «
Противоречивость личности ребенка, своеобразие его отношения к воспитательным воздействиям, непредсказуемость его поведения и делает его педагогически трудным.
Общение школьника со сверстниками – один из ведущих факторов формирования его личности. Удовлетворяя потребность в общении с товарищами, пытаясь заслужить их уважения, признания в ближайшем микроокружении, ребенок стремится обеспечить себе благоприятную позицию в коллективе класса, эмоциональное благополучие. И наоборот, неблагополучное положение среди сверстников, чувство одиночества и дискомфорта, сопровождающиеся тяжелыми эмоциональными переживаниями, толкают на поиск товарищей и друзей в другой среде.
Стремление привлечь внимание товарищей, заслужить их симпатии побуждает ребенка нередко к нарушению дисциплины, толкает на грубость по отношению к учителям и родителям, даже к правонарушениям.[12, с.38]
Общение для ребенка является особой формой и сферой деятельности, которой они отдают предпочтение.
Учебная деятельность, занимающая большую часть времени в жизни ребенка, не является для него ведущей, поскольку не влияет на изменение его социальной позиции.
Педагогическая запущенность — следствие и результат изолированности ребенка в первичном учебном коллективе. Такие дети, в ответ на изоляцию, стремятся противопоставить себя коллективу, завоевать и удержать авторитет среди учащихся физической силой.[10,c.16].
Девиантное (отклоняющееся) поведение детей подразделяется на две категории:
– патологическое поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии;
– антисоциальное поведение, нарушающее какие-либо социальные, культурные и правовые нормы. При незначительности нарушений их классифицируют как правонарушения, при значительной степени - как преступления.
Информация о работе Работа с педагогически запущенными детьми