Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:25, курсовая работа
Целью является - работа с педагогически запущенными детьми (различные типы), в связи с этим ставятся задачи: рассмотрение понятия «педагогическая запущенность»; виды педагогической запущенности детей младшего школьного возраста ; методы работы учителя с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Характеристика понятия педагогически запущенных детей…………………………………………………………………………..……5
2 виды педагогической запущенности детей младшего школьного возраста ................................................................................................................13
3 методы работы учителя с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………….35
Содержание
Введение……………………………………………
1
Характеристика понятия педагогически
запущенных детей…………………………………………………………………
2
виды педагогической запущенности
детей младшего школьного возраста ..............................
3
методы работы учителя с педагогически
запущенными детьми младшего школьного
возраста…………………………………………………………
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Среди
учащихся, с которыми приходится иметь
дело учителю, может быть выделена специальная,
хоть и не очень многочисленная,
категория трудных детей. К трудным
детям относят обычно тех школьников,
которые характеризуются
Диапазон поступков, на основании которых подростков и старших школьников считают трудными, весьма велик: от устойчивых проявлений отдельных отрицательных качеств и черт (упрямства, недисциплинированности, грубости, лихачества) до наличия явно асоциальных форм поведения и проступков типа правонарушений и даже преступлений.
Глубоко
изучая различные отклонения в поведении
и формировании личности, условия, при
которых школьники совершают
антиобщественные поступки, мотивы нарушения
ими нравственных норм и правил,
советские ученые пришли к выводу
о социальной обусловленности всевозможных
отклонений в поведении (влияние
отрицательной микросреды, ненормальные
взаимоотношения и бытовой
Тема является актуальной, поскольку очень важно, чтобы в нашем обществе индивидуальный подход в отношении трудного, запущенного в педагогическом отношении ребенка предполагает предварительную разработку своеобразного плана воспитательных мероприятий, составляемого воспитателем, классным руководителем на основе серьезного изучения индивидуальных особенностей ребенка.
Целью является - работа с педагогически запущенными детьми (различные типы), в связи с этим ставятся задачи:
- рассмотрение понятия «педагогическая запущенность»;
- виды педагогической запущенности детей младшего школьного возраста ;
-
методы работы учителя с педагогически
запущенными детьми младшего школьного
возраста.
1
Характеристика педагогически запущенных
детей.
Асоциальное поведение подростков, детская преступность, девиантное, или даже делинквентное, поведение детей и подростков аспекты, ставшие в последнее время одними из главных объектов обсуждения и дискуссий специалистов и средств массовой информации.
Выводы
многих известных педагогов и
психологов свидетельствуют о том,
что истоками проступков и правонарушении
несовершеннолетних являются отклонения
в поведении, игровой, учебной и
других видах деятельности, которые
наблюдаются в дошкольном и младшем
школьном возрасте. Эта линия отклоняющегося
поведения нередко берет свое
начало в раннем детстве и при
стечении неблагоприятных обстоятельств
(главным образом, аномалии семейного
воспитания) приводит, в конечном счете,
к стойкой
В связи с этим возникает проблема ранней профилактики антиобщественного поведения, которая должна начинаться с предупреждения и неотложной коррекции педагогической запущенности как начальной стадии школьной социальной дезадаптации. В данном случае преодоление трудностей предполагает налаживание педагогами с детьми доверительных отношений, контроль и помощь в учебной деятельности и в оздоровлении условий семейного воспитания.
Следствием
же неправильного подхода к
В
научно-педагогической литературе нет
однозначного определения, понятия
педагогической запущенности. Наряду
с понятием «педагогическая запущенность»
(Г.П. Медведев, Г.П. Давыдов), мы встретили
в литературе - «трудный подросток»
(Э.Г. Костяшкин, А.Ф. Никитин), «социально-педагогически
запущенный» (А. С. Белкин), "дети с
отклонением в нравственном развитии"
(В.М. Обухов), «трудно-воспитуемый» (М.А.
Алемаскин, А.И.Кочетов), «учащиеся с
проблемами» в работах
Проблема
педагогической запущенности достаточно
хорошо изучена в педагогической
науке. Существует много работ по
данной проблеме. Но само понятие "педагогически
запущенные" в современной теории
и практике часто употребляется
как синоним понятию "трудные"
дети. Мы согласны с мнением Л.М. Зюбина,
что между ними есть и различия.
Понятие "педагогической запущенности"
характеризует историю
Российская педагогическая энциклопедия понятие "педагогическая запущенность" рассматривает, как устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания.[38,с.132-133].
Педагогический словарь под редакцией Кирова это же понятие рассматривает как отклонение от нормы в поведении личности, обусловленное недостатками воспитания. Основные причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей, отрицательное влияние улицы и безнадзорность [32,с.56]
С.С. Гиль дает следующее определение – это неразвитость, необразованность, невоспитанность ребенка, отставание его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванное педагогическими причинами и подвергающееся коррекции педагогическими средствами [34,с.69].
Черты педагогической запущенности могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением. Педагогически запущенный ребенок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности.
Педагогическую запущенность некоторые специалисты (особенно западные) относят к одной из стадий (или видов) задержки психического развития. Но следует различать категории детей с ЗПР и педагогической запущенностью, несмотря на то, что проявление обеих аномалий во многом сходно. Особенно нельзя отождествлять ЗПР психического типа и педагогическую запущенность, которая также характерна дефицитом знаний и умений. Вследствие неправильного воспитания: педагогически запущенные дети, в отличие от детей с ЗПР, быстро запоминают необходимое. Любой вид ЗПР - это пограничная умственная отсталость, которая проявляется в недостаточности интеллекта и психики в целом. Церебрастенические расстройства, которые характерны ЗПР, обладают стойкостью и нуждаются не только в психолого-педагогической коррекции, но и в лечебных мероприятиях.
Следует
также различать термины «
Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента, по мнению Э.С. Заседателевой:
Во-первых, отклонения от нормы
в поведении и учебной
Во-вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности - обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.
В-третьих, отклонения
То есть 3 компонента, которые необходимо
корректировать: поведение, отношение
и развитие личности и
Следует
также различать термины «
Противоречивость личности ребенка, своеобразие его отношения к воспитательным воздействиям, непредсказуемость его поведения и делает его педагогически трудным.
Общение школьника со сверстниками – один из ведущих факторов формирования его личности. Удовлетворяя потребность в общении с товарищами, пытаясь заслужить их уважения, признания в ближайшем микроокружении, ребенок стремится обеспечить себе благоприятную позицию в коллективе класса, эмоциональное благополучие. И наоборот, неблагополучное положение среди сверстников, чувство одиночества и дискомфорта, сопровождающиеся тяжелыми эмоциональными переживаниями, толкают на поиск товарищей и друзей в другой среде.
Стремление привлечь внимание товарищей, заслужить их симпатии побуждает ребенка нередко к нарушению дисциплины, толкает на грубость по отношению к учителям и родителям, даже к правонарушениям.[12, с.38]
Общение для ребенка является особой формой и сферой деятельности, которой они отдают предпочтение.
Учебная деятельность, занимающая большую часть времени в жизни ребенка, не является для него ведущей, поскольку не влияет на изменение его социальной позиции.
Педагогическая запущенность — следствие и результат изолированности ребенка в первичном учебном коллективе. Такие дети, в ответ на изоляцию, стремятся противопоставить себя коллективу, завоевать и удержать авторитет среди учащихся физической силой.[10,c.16].
Девиантное (отклоняющееся) поведение детей подразделяется на две категории:
– патологическое поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии;
– антисоциальное поведение, нарушающее какие-либо социальные, культурные и правовые нормы. При незначительности нарушений их классифицируют как правонарушения, при значительной степени - как преступления.
Информация о работе Работа с педагогически запущенными детьми