Работа с педагогически запущенными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Целью является - работа с педагогически запущенными детьми (различные типы), в связи с этим ставятся задачи: рассмотрение понятия «педагогическая запущенность»; виды педагогической запущенности детей младшего школьного возраста ; методы работы учителя с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Характеристика понятия педагогически запущенных детей…………………………………………………………………………..……5
2 виды педагогической запущенности детей младшего школьного возраста ................................................................................................................13
3 методы работы учителя с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 58.12 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение…………………………………………………………………….3

     1 Характеристика понятия педагогически запущенных детей…………………………………………………………………………..……5

     2  виды педагогической  запущенности детей младшего школьного возраста ................................................................................................................13

     3 методы работы учителя с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..21

     Заключение………………………………………………………………..33

     Список  литературы……………………………………………………….35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Среди учащихся, с которыми приходится иметь  дело учителю, может быть выделена специальная, хоть и не очень многочисленная, категория трудных детей. К трудным  детям относят обычно тех школьников, которые характеризуются определенными  отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных  форм поведения, недисциплинированностью. Все это представляет препятствия  для нормальной организации учебно-воспитательного  процесса, учителя испытывают затруднения (иногда значительные) в работе с  этими детьми, а иногда остро переживают свою кажущуюся беспомощность.

     Диапазон  поступков, на основании которых  подростков и старших школьников считают трудными, весьма велик: от устойчивых проявлений отдельных отрицательных  качеств и черт (упрямства, недисциплинированности, грубости, лихачества) до наличия явно асоциальных форм поведения и  проступков типа правонарушений и даже преступлений.

     Глубоко изучая различные отклонения в поведении  и формировании личности, условия, при  которых школьники совершают  антиобщественные поступки, мотивы нарушения  ими нравственных норм и правил, советские ученые пришли к выводу о социальной обусловленности всевозможных отклонений в поведении (влияние  отрицательной микросреды, ненормальные взаимоотношения и бытовой уклад  в семье, ошибки обучения и воспитания и т. д.). В конечном счете, все эти  причины можно свести к конкретным психологическим и педагогическим причинам. Поэтому трудные дети —  это всегда педагогически запущенные дети, в отношении которых где-то, когда-то и кем-то был допущен  педагогический просчет, педагогическая ошибка, игнорирован принцип индивидуального  подхода в воспитании, дети, на которых  вовремя не обратили внимания, не приняли  своевременных мер к коррекции  их личности. Иначе говоря, в категорию  трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, дети, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов самоутверждения в нем.

     Тема  является актуальной, поскольку очень  важно, чтобы в нашем обществе индивидуальный подход в отношении  трудного, запущенного в педагогическом отношении ребенка предполагает предварительную разработку своеобразного  плана воспитательных мероприятий, составляемого воспитателем, классным руководителем на основе серьезного изучения индивидуальных особенностей ребенка.

     Целью является - работа с педагогически запущенными детьми (различные типы), в связи с этим ставятся задачи:

     - рассмотрение понятия «педагогическая запущенность»;

     - виды педагогической  запущенности детей младшего школьного возраста ;

     - методы работы учителя с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Характеристика педагогически запущенных детей.                                              

                                                               

     Асоциальное поведение подростков, детская преступность, девиантное, или даже делинквентное, поведение детей и подростков аспекты, ставшие в последнее  время одними из главных объектов обсуждения и дискуссий специалистов и средств массовой информации.        

     Выводы  многих известных педагогов и  психологов свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушении несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой, учебной и  других видах деятельности, которые  наблюдаются в дошкольном и младшем  школьном возрасте. Эта линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при  стечении неблагоприятных обстоятельств (главным образом, аномалии семейного  воспитания) приводит, в конечном счете, к стойкой недисциплинированности, а затем к различным формам антиобщественного поведения. Задержка развития правильного поведения, неумение подчиняться требованиям соответствующей  деятельности (например, игровой) со временем вырастают в нежелании считаться  с общественными нормами.

                         В связи с этим возникает проблема ранней профилактики антиобщественного поведения, которая должна начинаться с предупреждения и неотложной коррекции педагогической запущенности как начальной стадии школьной социальной дезадаптации. В данном случае преодоление трудностей предполагает налаживание педагогами с детьми доверительных отношений, контроль и помощь в учебной деятельности и в оздоровлении условий семейного воспитания.        

     Следствием  же неправильного подхода к воспитанию, перевоспитанию педагогически запущенных учащихся выступает социальная запущенность детей. Уже им характеризуются серьезные различные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, алкоголизм, правонарушения, аморальное поведение и т.д.). В отношении к таким детям необходимы специальные меры социальной поддержки, которые должны осуществляться специальными  службами и центрами.

     В научно-педагогической литературе нет  однозначного определения, понятия  педагогической запущенности. Наряду с понятием «педагогическая запущенность» (Г.П. Медведев, Г.П. Давыдов), мы встретили  в литературе - «трудный подросток» (Э.Г. Костяшкин, А.Ф. Никитин), «социально-педагогически  запущенный» (А. С. Белкин), "дети с  отклонением в нравственном развитии" (В.М. Обухов), «трудно-воспитуемый» (М.А. Алемаскин, А.И.Кочетов), «учащиеся с  проблемами» в работах зарубежных исследователей и др.

     Проблема  педагогической запущенности достаточно хорошо изучена в педагогической науке. Существует много работ по данной проблеме. Но само понятие "педагогически  запущенные" в современной теории и практике часто употребляется  как синоним понятию "трудные" дети. Мы согласны с мнением Л.М. Зюбина, что между ними есть и различия. Понятие "педагогической запущенности" характеризует историю воспитания ребенка, а "трудный" - говорит  о результатах такого воспитания. "Педагогически запущенный" рано или поздно становится "трудным". [27,с.35].

     Российская  педагогическая энциклопедия понятие "педагогическая запущенность" рассматривает, как устойчивое отклонение от нормы  в нравственном сознании и поведении  детей и подростков, обусловленные  отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания.[38,с.132-133].

     Педагогический  словарь под редакцией Кирова это же понятие рассматривает  как отклонение от нормы в поведении  личности, обусловленное недостатками воспитания. Основные причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей, отрицательное влияние улицы и безнадзорность [32,с.56]

     С.С. Гиль дает следующее определение  – это неразвитость, необразованность, невоспитанность ребенка, отставание его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванное педагогическими  причинами и подвергающееся коррекции  педагогическими средствами [34,с.69].         

     Черты педагогической запущенности могут  проявляться отчетливо, но могут  и скрываться за внешне благополучным  поведением. Педагогически запущенный ребенок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности.

     Педагогическую  запущенность некоторые специалисты (особенно западные) относят к одной  из стадий (или видов) задержки психического развития. Но следует различать категории  детей с ЗПР и педагогической запущенностью, несмотря на то, что  проявление обеих аномалий во многом сходно. Особенно нельзя отождествлять  ЗПР психического типа и педагогическую запущенность, которая также характерна дефицитом знаний и умений. Вследствие неправильного воспитания: педагогически  запущенные дети, в отличие от детей  с ЗПР, быстро запоминают необходимое. Любой вид ЗПР - это пограничная  умственная отсталость, которая проявляется  в недостаточности интеллекта и  психики в целом. Церебрастенические расстройства, которые характерны ЗПР, обладают стойкостью и нуждаются  не только в психолого-педагогической коррекции, но и в лечебных мероприятиях.

     Следует также различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные, конечно, являются педзапущенными. Но не все педзапущенные  дети - трудные: многие относительно легко  поддаются перевоспитанию, в отличие от нелегкого корректирования нарушений поведения трудных детей и подростков.

     Педагогическая  запущенность включает в себя 3 компонента, по мнению Э.С. Заседателевой:        

       Во-первых, отклонения от нормы  в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный  опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.        

       Во-вторых, отставание в развитии  памяти, мышления, воображения,  эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности - обостренное  самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.         

       В-третьих, отклонения искажения  и противоречия в отношениях  педагогически запущенных к себе  и своим возможностям, сверстникам,  учителям, родителям, окружающим  явлениям. Все это значительно  затрудняет и искажает их учебную  деятельность и поведение. Не  случайно учителя определяют  педагогическую запущенность как  неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность [26,с.124].         

       То есть 3 компонента, которые необходимо  корректировать: поведение, отношение  и развитие личности и познавательных  процессов. 

     Следует также различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные, конечно, являются педзапущенными. Но не все педзапущенные  дети - трудные: многие относительно легко  поддаются перевоспитанию, в отличие  от нелегкого корректирования нарушений  поведения трудных детей.

     Противоречивость личности ребенка, своеобразие его отношения к воспитательным воздействиям, непредсказуемость его поведения и делает его педагогически трудным.

     Общение школьника со сверстниками – один из ведущих факторов формирования его личности. Удовлетворяя потребность в общении с товарищами, пытаясь заслужить их уважения, признания в ближайшем микроокружении, ребенок стремится обеспечить себе благоприятную позицию в коллективе класса, эмоциональное благополучие. И наоборот, неблагополучное положение среди  сверстников, чувство одиночества и дискомфорта, сопровождающиеся тяжелыми эмоциональными переживаниями, толкают на поиск товарищей и друзей в другой среде.

     Стремление  привлечь внимание товарищей, заслужить их симпатии побуждает ребенка нередко к нарушению дисциплины, толкает на грубость по отношению к учителям и родителям, даже к правонарушениям.[12, с.38]

     Общение для ребенка является особой формой и сферой деятельности, которой они отдают предпочтение.

     Учебная деятельность, занимающая большую часть времени в жизни ребенка, не является для него ведущей, поскольку не влияет на изменение его социальной позиции.

     Педагогическая  запущенность — следствие и результат  изолированности ребенка в первичном учебном коллективе. Такие дети, в ответ на изоляцию, стремятся противопоставить себя коллективу, завоевать и удержать авторитет среди учащихся физической силой.[10,c.16].

     Девиантное (отклоняющееся) поведение детей подразделяется на две категории:

     – патологическое поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии;

     – антисоциальное поведение, нарушающее какие-либо социальные, культурные и правовые нормы. При незначительности нарушений их классифицируют как правонарушения, при значительной степени - как преступления.

Информация о работе Работа с педагогически запущенными детьми